Внеурочное занятие по русскому языку по теме "Словарные слова"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Внеурочное занятие по русскому языку по теме "Словарные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по русскому языка в 1 классе на тему: «Словарные слова»
Чижикова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
Сергиевского филиала
МБОУ Мучкапской СОШ
с. Сергиевка, 2022 год
Актуальность темы: В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является научить ребёнка писать эти слова без ошибок. В начальной школе учитель стремиться сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным, подобрать и систематизировать упражнения для работы над словарными словами . Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов.
Цель:
-создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами;
-создать условия для формирования умения работать со словарем, энциклопедией;
-расширить словарный запас и повысить эрудицию,
-повысить грамотность;
-создать условия для формирования у учащихся творческих способностей и любви к родному языку.
Учебные задачи:
- познакомить учащихся с образованием и написании словарных слов;
- развивать орфографическую зоркость,
-развивать навыки исследовательской и проектной деятельности,
-развивать умение находить словарные слова среди других слов,
-развивать мыслительные операции, речь учащихся;
-воспитывать интерес к языку, слову.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Этап актуализации.
Учитель предлагает отгадать кроссворд:
- Ребята, а чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить на уроке, вам поможет кроссворд
По горизонтали:
1.Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …...
2.Сто одежек и все без застежек.
3.Летом рад я свежей ягодке медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас.
По вертикали:
3.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
4.Ни окошек, ни дверей- полна горница людей.
Дети вписывают ответы:1.Помидор. 2.Капуста. 3.Малина. Морковь. 4.Огурец.
- Чем похожи все слова? (Это всё словарные слова)
- А какое слово здесь лишнее и почему? (Малина)
- Запишем эти слова через запятую в тетрадь, поставим ударения и подчеркнём орфограммы.
- Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
- Ребята, предположите тему нашего урока.
- Тема урока – словарные слова.
- Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)
3. Этап открытия нового знания.
- А где можно проверить правильность написания слов?
- А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит)
- Расскажите алфавит по цепочке.
-Я предлагаю вам проверить ваше знание словарных слов и знание алфавита,
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь записать название овощей, которые хозяйка принесла с базара.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Ученики записывают в тетради словарные слова в алфавитном порядке, ставят ударения и подчеркивают «опасные места»: картошка, капуста, морковь, горох.
- Проверим правописание слов по орфографическому словарю.
Физкультминутка:
Раз - кружок, два - кружок,
Раз – шажок, два - шажок,
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают. – поочередно нажимать каждым пальцем на воображаемый кружок
Раз, два, три, четыре, пять.
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будут пальцы отдыхать!
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Вернёмся к нашему уроку. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с новыми словарными словами. А как можно одним слово назвать, то что хозяйка принесла с базара? (овощи)
Ваша задача запомнить их правильное написание. Я предлагаю вам отгадать загадки, записать ответы, поставить ударение в словах .
1.Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная… (картошка)
2.Красный вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Сеньор». (Помидор)
3. Этот овощ всем знаком:
Листьев много очень в нем.
Он — качан и в нем не пусто.
Это вкусная...(капуста)
4.Растут усы и зелёные стручки,
В стручках близнецы сидят,
На улицу выходить не хотят!(Горох)
5. В ней хранится витамин,
Натуральный каротин,
Эта рыжая плутовка
Называется...(морковка)
6. Любит воду и тенёк,
Носит жёлтенький цветок,
Усы зелёные растит
И на зубах всегда хрустит! (Огурец)
5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.
- Поделим слова на слоги
- Составим и запишем предложение с любым из этих слов.
6. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
- С какими новыми словарными словами мы с вами познакомились?
- Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:
- Доволен своей работой на уроке.
- Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.
- Не доволен, много не сумел сделать.
- В заключение урока послушайте стихотворение (читает ученик)
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Список источников (список использованной литературы с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1.-2003;
Список электронных ресурсов:
https://multi-mama.ru/zagadki-pro-ovoshhi/
https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/
https://pedsovet.su/fgos/6400_refleksia_na_urokah_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-278802-1412937120.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ
Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235228-1364973579.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".
Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875702-1484136265.jpg)
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов".
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1297933-1607709919.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-1302067-1609594038.jpg)
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/15/picture-218415-1613411306.jpg)
"Душа слова"- внеурочное занятие по русскому языку
Цели: 1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390421-1645874223.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов
Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов...