Разработка урока по родному русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кашапова Альфия Римовна

Тема урока: «Фразеологизмы».

Место урока в изучении темы: Раздел: «Слово в языке и речи». УМК: «Школа России»

Цель урока:  актуализировать знания об устойчивых сочетаниях - фразеологизмах,  познакомиться с их ролью в речи, историей возникновения и значением некоторых фразеологических оборотов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4б

Тема урока: «Фразеологизмы».

Место урока в изучении темы: Раздел: «Слово в языке и речи». УМК: «Школа России»

Цель урока:  актуализировать знания об устойчивых сочетаниях - фразеологизмах,  познакомиться с их ролью в речи, историей возникновения и значением некоторых фразеологических оборотов.

Задачи:  

Образовательные

             1. Формирование представления о  фразеологизмах.

             2. Формирование умения определять фразеологические обороты и использовать их в речи.

             3. Формирование  навыков  самостоятельной работы путём выполнения тренировочных  упражнений.

Развивающие

              1.Способсвовать  развитию познавательного интереса у обучающихся.

              2. Способствовать развитию  речи, орфографической  зоркости.

              3. Формирование умения работать с фразеологическим словарём.

Воспитательные

             1. Формирование  интереса  к изучению родного языка.

             2. Формирование коммуникативных  навыков

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки для  работы в парах, карточки для работы в группах, карточки с тестами, рисунки фразеологизмов, листы с информацией, кроссворд, словари,  учебник  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1 часть 4 класс,  презентация к уроку, мультимедийное оборудование.

Организационный момент .  Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Формулирование  темы урока.

1. Каллиграфическая минутка

 - Откройте свои  тетрадочки,  запишите число, классная работа.

 - Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всём уроке.  

Ф//ф

-Давайте  запишем слова с данной буквы.

Фёдор  фонарь  Фролов  февраль   Филипп  финиш

-Все ли слова понятны? Поставьте ударения и обозначьте орфограммы.

- Ну, а теперь девиз нашего урока.

Работать засучив рукава.

-Как вы понимаете эту фразу?

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

-Как вы понимаете значение этих словосочетаний?

-Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

-Запишите  предложение.

2. Беседа

- Тогда  Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

            -Всё вам было понятно в моём пожелании? Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-А кто знает, что это за необычные выражения?

- Как они называются?

-Какова же тема нашего урока? отгадаете, если выполните задание на карточке. У вас на столах лежит лист, в котором вам необходимо обвести только буквы русского алфавита. Выполнив его, получите подсказку.

Ф

Р

А

@

+

З

%

А

@

Фразеологизмы

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Слышали  ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? (Если знают, спросить откуда узнал)

         3. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.

1.Беседа.

- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

-У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ) 

-Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ) 

-Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ) 

-Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ) 

-Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ) 

-Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ) 

2.Работа в учебнике.

-Откройте учебник на стр.49.  Найдите раздел «Вспомните!». Прочитайте.

-Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым    выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

3. Знакомство с Фразеологическим словарём.

- А где можно найти значение фразеологического оборота? (ответы обучающихся) Конечно, в  специальном словаре, который называется «Фразеологический словарь».

 Слайд 3

4.Физкультминутка

Слайд 4

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

Голоден как …(ВОЛК) 

Хитёр как … (ЛИСА) 

Труслив как … (ЗАЯЦ) 

Здоров как … (БЫК) 

Надут как … (ИНДЮК) 

Упрям как … (ОСЁЛ) 

5. Закрепление полученных знаний.

1. Работа в учебнике.

 - стр. 49, упр. 74 (устно);

-«Страничка для любознательных» (знакомство с  фразеологизмом «Во весь опор»);

-знакомство с новым словарным словом ещё.

2. Работа в парах

Вместо точек вставьте нужное слово – подчеркните его в предложенных вариантах.  Догадайтесь о значении фразеологизма.  

Как … на голову (снег, дождь, град)

 Как … вода (с курицы, с утки, с гуся)

 Убить … зайцев (трёх, двух, четырёх)

… соли съесть (пуд, фунт, килограмм)

Как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной)

 Сказка про … бычка (белого, чёрного, рыжего)

 Как лист … дрожит (берёзовый, кленовый, осиновый)

Держать ... востро (глаза, ухо)

Смотреть сквозь ... очки (жёлтые, розовые, тёмные)

Делать из ... слона (комара, мухи, пчелы)

Не в своей ... (кружке, тарелке, стакане)

Тише воды, ниже  …   (листвы, цветов, травы)

Ни в   …   ногой (дуб, зуб, нос)

Бесплатный  ….  только в мышеловке  (суп, сок, сыр)

Выходить сухим из   …   (реки, моря, воды)

Когда  …    на горе свистнет (грач, ворона, рак)

Пускать  …   в глаза (пудру, пыль, песок)

Выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока)

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм запишите в свои тетради.

3.Работа в группах.

1 группа

(Карточка для слабых учеников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...

Разработка урока по родному языку 4 класс Демдек ады. Удурланышкак болгаш чоок уткалыг демдек аттары.

Данная разработка урока может быть использована учителями начальных классов. Урок родного языка (тыва дыл) 4 класс...

Разработка урока по родному русскому языку 1 класс "Зачем людям имена"

Разработка урока по родному русскому языку 1 классТема "Зачем людям имена"...

Разработка урока по родному русскому языку. 3 класс. Тема:" Для чего нужны суффиксы"?

Подробный план урока с  указанием этапов, целеполагия на каждом этапе урока, освещен деятельностный аспект урока по ФГОС...

Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»

Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»...

Учебно- методическая разработка уроков по предмету "Русский родной язык" для учащихся 1 -х классов

В данном конспекте  представлены технологические карты уроков по родному русскому языку для 1-х классов, разработанные в соответствии с положениями ФГОС, ориентированные на работу по учебнику О. ...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...