Развитие речи. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Болдырева Светлана Владимировна

Картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grabar_fevr_lazur_urok.doc80 КБ
Office presentation icon prezent_grabar_fevr_lazur.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи 4 класс

Картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»

Цель урока: 

формирование умения описывать содержание картины, составлять текст-описание по картине и записывать его.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. Познакомить уч-ся с особенностями картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
  2. Активно участвовать в коллективной работе на уроке.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- Понимать и принимать учебную задачу урока.

- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно

- Формировать выполнение логических действий: анализа, сравнения  обобщения.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- Учить овладевать  грамотной связной речью

- Учить описывать  существенные признаки картины

- Учить выражать своё отношение к картине

- Учить составлять план сочинения и писать сочинение- описание по картине.

- Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемый результат:

Познавательные умения: 

- формировать умение пользоваться словарём эпитетов, словарём синонимов

- определять  последовательность описания картины

 - формирование умения составлять план  сочинения и определять содержание частей.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом

Коммуникативные умения: формировать понятия, используя знания.

Ресурсы: слова-эпитеты к картине, выписанные дома из текста учебника и из словаря эпитетов учащимися дома;  интерактивная доска, презентация; на парте у учащихся: учебник, словарь эпитетов, словарь синонимов, орфографический словарь.  

Подготовительный этап к уроку.

На уроке ИЗО ребята  познакомились с биографией И. Э Грабаря,   пейзажами художника, с историей создания картины «Февральская лазурь».

Беседа, проведённая с учащимися по ознакомлению с творчеством И. Э. Грабаря на уроке ИЗО.

-И.Э. Грабарь родился 13 марта 1871г. В Венгрии. Семья мальчика эмигрировала в Россию, и Россия стала Родиной   для будущего художника. Рисовать он любил с малых лет. Самым желанным подарком для него всегда были рисовальные принадлежности. И. Э. Грабарь написал много удивительных пейзажей русской природы. «Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Грабаря. Истинные размеры картины - высота 141 см, длина-83 см.

Даже в небольшой репродукции картина ярка, создаёт впечатление праздника.

Картина была написана художником в  1904г., когда Грабарь гостил у своего друга Мещерина Н.В. в имении под Москвой.

Вот как впоследствии вспоминал художник тот февральский день:

«Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.» После того художник вырыл в снегу траншею глубиной свыше метра, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом стоя, чтобы получить впечатление далёкого горизонта и далёкого леса … со всеми переливами голубых красок- от нежно-бирюзовых внизу до ультрамариновых наверху».Так  художник писал  2 недели, благо погода стояла изумительная, и полностью закончил картину.» Презентация

 

Перед уроком развития  за три  дня репродукция картины вывешивается в кабинете для рассматривания учащимися.  Учащиеся к уроку получают домашнее задание: найти и выписать  эпитеты к картине из упр. 106 учебника; подобрать эпитеты к картине из словаря синонимов, эпитетов.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи(4 мин)

Учитель:

- Ребята, где вы видели большое количество картин? (В музее)

- Кто в музее  помогает  посетителям больше узнать о  картинах, рассказывает историю создания картин, знакомит с биографией художников? (экскурсовод)

- Где  находит экскурсовод информацию о картинах? (в исторических источниках, справочниках, энциклопедиях, интернете и др.).

- Какой должна быть речь экскурсовода, чтобы его интересно было слушать? (Образной, правильной, выразительной.)

-Только ли экскурсоводу важно владеть грамотной речью?

-  А  мы с вами овладевать грамотной, образной, выразительной связной  речью учимся на всех  уроках, и прежде всего – на уроках литературного чтения, окружающего мира,  русского языка, развития речи, ИЗО.

- С творчеством какого живописца мы познакомились на уроке ИЗО?

Слайд 2 -6

Репродукцию какой картины вы рассматривали на стенде в течении трёх  последних   дней? Слайд 7

- К какому жанру относится это полотно? Что такое пейзаж? Слайд 8

- Как называется художник, который пишет пейзажи?

- Какое задание надо было выполнить  самостоятельно дома  по этой репродукции? (Найти и выписать  эпитеты к картине из упр. 106 учебника; подобрать эпитеты к картине из словаря синонимов, эпитетов.)

- Как вы думаете, для чего нам  на уроке понадобится выполненное вами задание?

- Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться описывать картину И.Э Грабаря «Февральская лазурь» и писать сочинение – описание этой замечательной картины.

2. Работа над структурой  сочинения. (2 мин)

- Какие задачи будут стоять перед вами при составлении текста-описания? (Описать содержание картины и передать то, что хотел сказать художник своей картиной - замысел). - Как построить сочинение по картине?

План.  Слайд 9

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  3. 3аключительная часть.

3. Работа над вводной частью.(4мин)

- С чего начнёте сочинение? (Надо назвать картину и художника, сказать, когда было создано это полотно.)

 - На уроках ИЗО мы познакомились с творчеством И.Э. Грабаря. Опираясь на неё,  составьте вводную часть к вашему сочинению.

- Какие слова можно использовать в начале сочинения? (Перед нами картина…; Мы видим полотно замечательного художника – пейзажиста…)

- Ребята, дополняйте ответы товарищей, запоминайте содержание части.

Заслушивание вводной части учащимися.

Примерный содержание устного ответа учащихся :

-Перед нами репродукция картины замечательного художника-живописца И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Эту картину художник написал более 100 лет назад, но она актуальна и любима зрителями до сих пор.

- Мы видим репродукцию картины  художника И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», которая была создана мастером более 100 лет назад. Художник запечатлел на полотне поразившее его необычайное состояние природы, которое не оставляет равнодушным зрителей и по сей день.

4. Работа над основной частью сочинения. Анализ содержания картины.(15 мин)

- О чём вы расскажете в основной части сочинения? (О предметах, изображённых на картине)

А) работа с учебником

- Учитель:

Найдите в тексте упр.106 учебника слова, которые описывают, каким  художник увидел  то утро, когда возник замысел картины. (Природа «казалось, праздновала какой-то небывалый праздник-праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на серебряном снегу» )

- Объясните, почему художник назвал свою картину «Февральская лазурь?»

Слайд 10

( Лазурь - голубой цвет. На этой картине изображён солнечный февральский день. Слово «февральский» подчёркивает время года, а слово лазурь - то, что на картине всё изображено в светло-синем цвете.)

Б) Знакомство с  планом устного описания картины.

- Дома вы подготовили эпитеты, которые будете использовать сегодня в работе.

- Чтобы описать картину, надо сначала рассказать об общем впечатлении, а потом описать  отдельные её части. Устно описывая картину, мы готовим материал для основной части сочинений. После устного рассматривания картины я попрошу вас  рассказать содержание основной части сочинения. Слушайте ответы товарищей, дополняйте и запоминайте.

- Картину мы будем рассматривать по плану: Слайд 11

1.Какой день изобразил художник? Что видите  на переднем плане, в центре картины?

2.Что вы видите на заднем плане картины?

3. Каким изобразил художник небо?

4. Какой на картине снег около деревьев?

В). Работа по плану устного описания картины.

В ходе работы на доске открываются заранее подготовленные опорные слова (далее в тексте они подчёркнуты)

- Ребята, на доске будут открываться слова, запоминайте их написание. 

- Какая берёза изображена на переднем плане картины? Слайд 12 (На переднем плане изображена раскидистая берёза. Её макушка  нам не показана, потому что художник изобразил её снизу, словно делая её бесконечно высокой.)

- Каков цвет её ствола, ветвей? (Изогнутый белый ствол с чёрными пятнами, поэтому автор назвал берёзы жемчужными. У основания дерева ствол чёрно- коричневый. Ветви кажутся коричневыми, а тоненькие веточки на концах имеют красноватый оттенок (коралловые).  Слайд   

-Как изобразил художник деревья на заднем плане? Слайд 13 (На заднем плане видна берёзовая роща. На голых сучьях берёз местами лежит снег, а на других повисли засохшие осенние  листья. Они словно кружево украшают деревья. Тонкие  стволы берёз запорошены снегом)  

-Каким мы видим на картине небо? (Синее, бездонное, лазоревое небо. Лазоревый, лазурный - цвета лазури, светло-синий)  Слайд 14

-Какой снег около деревьев? Слайд 15 (В берёзовой роще снега много. Он подтаивает, так как солнце светит с каждым днём всё ярче. Около стволов берёз образуются ямки. Снег в тени зеленовато-синий, а на солнце – беловато-розовый.

- Какие тени от деревьев? (Сапфировые –  синие или зелёные) Слайд

Г) Заслушивание устных рассказов учеников, составленных к основной части сочинения.

(…На картине изображён солнечный февральский день. На переднем плане картины  видна раскидистая берёза. Её макушка  нам не показана, потому что художник изобразил её снизу, словно делая её бесконечно высокой. Изогнутый белый ствол словно жемчужный. У основания дерева ствол чёрно - коричневый. Тоненькие веточки на концах имеют красноватый оттенок. На заднем плане картины  стоит берёзовая роща. На голых сучьях берёз местами лежит снег, а на других повисли засохшие осенние  листья. Они словно кружево украшают деревья. Тонкие  стволы берёз запорошены снегом. Небо на картине синее, бездонное. На картине февральский день  словно пропитан цветом неба - лазурью, поэтому художник и назвал картину «Февральская лазурь».  В берёзовой роще снега много. Он подтаивает. Около стволов берёз образуются ямки. Снег в тени зеленовато-синий, а на солнце – беловато-розовый. Тени от деревьев длинные, сине-зелёные, словно сапфировые…

…Художник в этой картине изобразил ясный солнечный февральский день. На переднем плане нарисована стройная, белоствольная, раскидистая берёза .Она стоит как фонтан, и его брызги – ветки застыли в воздухе. На заднем плане стоят её подружки - молоденькие берёзки. На небе -ни облачка. Небо светло-синее - лазурное, поэтому картина и называется «Февральская лазурь». Снег на картине искрится, сияет…

…Картина передаёт нам красоту того солнечного  февральского дня ,которую художник увидел однажды в Подмосковье. На переднем плане картины- белоствольная ветвистая берёза-красавица .На ветках её сохранилась прошлогодняя листва .На заднем плане видны молоденькие берёзки. Небо на картине чистое, лазоревое. Снег на солнце искрится, а на нём лежат длинные сапфировые тени берёз …)  

5. Работа над заключительной частью сочинения.

- Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей? (Художник хотел пробудить у зрителей чувство радости, гармонии от общения с природой)

- Когда была написана эта картина? (Более ста лет назад)

- Как вы думаете, в наше время  можно увидеть подобную красоту в природе?

- Как надо относиться к природе, чтобы и через 100 лет люди смогли бы видеть подобную красоту?

- Какое настроение вызывает у вас картина? (Даже в небольшой репродукции картина ярка, создаёт впечатление праздника.)

- О чём надо рассказать в заключительной части сочинения?(Выразить своё  отношение к картине)

- Подумайте и расскажите, как вы относитесь к этой картине. Ответы товарищей дополняйте, запоминайте удачные слова и выражения -они послужат материалом для заключительной части сочинений.

Примерные ответы учащихся.

(… Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами…

…Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

…Картина вызывает радостное  настроение.

Я люблю зиму. И поэтому мне понравилась картина...)

5.  Написание  сочинения-описания(15мин)

А) Повторение структуры сочинения

- К какому типу текста будет относиться наше сочинение? (Описание)

- Слов какой части речи будет особенно много в нашем сочинении и почему? (Имён прилагательных, так как надо описать цвета картины, настроение.)

- Повторим план  сочинения по картине. Слайд16

1) Вводная часть (Рассказывает об авторе и об истории создания полотна)

2) Основная часть (Описание картины)

3) Заключительная часть. (Своё впечатление от картины).

Б) Орфографическая подготовка

- Дома вы выписали к картине эпитеты, используйте свои записи.

- На доске оставлены  трудные для запоминания и написания слова, используйте их в сочинении (остальной текст стирается).

- Где можно проверить  написание других слов? (В орфографическом словаре)

В) Написание сочинения

- Напишите сочинение по картине.

 Для сильных учащихся на слайде презентации дан план написания сочинения, слабым учащимся раздаются карточки с опорными словами.

На карточке для слабых учащихся  записаны  опорные слова.

…И. Э. Грабарь-..художник-пейзажист..

На переднем плане- раскидистая … Изогнутый белый ствол с … пятнами… Ветви кажутся коричневыми, а тоненькие веточки … имеют красноватый оттенок… На заднем плане берёзовая… На голых сучьях.. засохшие …  листья… ..запорошены снегом… Синее, бездонное, лазоревое.. Снег в тени зеленовато-синий, а на солнце –беловато- розовый… Сапфировые тени…

… чувство радости..гармонии

7. Проверка работы. Рефлексия.(5 мин)

- Проверь работу. Слайд 17

А) Проверь, удалось ли понятно описать содержание картины?

Б) Проверь правильность выделения частей в тексте.

В) Проверь грамотность сочинения (орфографическую, грамотность построения предложений)

- Кто выполнил работу?

- Кто хочет прочитать своё сочинение? (прослушивание 1-2 работ)

- Какие трудности испытывали в написании сочинения?

- На следующем уроке развития речи мы выполним редактирование ваших сочинений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Урок развития речи в 4 классе подготовила учитель начальных ГБОУ школа № 495 Московского района Санкт-Петербурга классов Болдырева С.В.

Слайд 2

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)

Слайд 3

И. Э. Грабарь «На озере»

Слайд 4

И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег»

Слайд 5

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»

Слайд 6

И. Э. Грабарь «Мартовский снег»

Слайд 8

Пейзаж – изображение природы

Слайд 9

План сочинения Вводная часть Основная часть.Что изображено на картине: а) Передний план. Берёза б) Задний план в) Небо г) Снег 3 . Своё отношение к картине.

Слайд 10

План рассматривания картины 1.Какой день изображён на картине? Что изображено на переднем плане картины, в центре? 2.Что вы видите на заднем плане картины? 3.Каким художник изобразил небо? 4.Какой снег около деревьев? 5.Какие чувства хотел пробудить художник этой картиной?

Слайд 11

Почему картина названа «Февральская лазурь»? Лазоревый, лазурный - цвета лазури, светло-синий .На картине изображён прекрасный солнечный февральский день, в котором много лазоревого цвета. Поэтому картина названа «Февральская лазурь».

Слайд 12

Предмет на переднем плане: береза Ствол,ветви Изогнутый белый ствол с чёрными пятнами, поэтому автор назвал берёзы жемчужными. У основания дерева ствол чёрно- коричневый. На верхушках деревьев ещё сохранились прошлогодние листочки. Они высохли и приобрели коричневато-бурый оттенок. Ветви кажутся коричневыми, а тоненькие веточки на концах имеют красноватый оттенок (коралловые). жемчужные (берёзы) – белые, коралловые (ветки) – ярко-красные

Слайд 13

на заднем плане На заднем плане видна берёзовая роща. На голых сучьях берёз местами лежит снег, а на других повисли засохшие осенние листья. Они словно кружево украшают деревья. Тонкие стволы берёз запорошены снегом. предмет

Слайд 14

предмет небо вверху на горизонте Синее, бездонное, лазоревое небо Лазоревый, лазурный - цвета лазури, светло-синий.

Слайд 15

предмет снег на солнце, в тени В берёзовой роще снега много. Он ноздреватый и подтаивает, так как солнце светит с каждым днём всё ярче. Около стволов берёз образуются ямки. Снег в тени зеленовато-синий, а на солнце –беловато-розовый. Сапфировые (тени) – синие или зелёные

Слайд 16

План сочинения Вводная часть. Основная часть. Какой день изображён? Что изображено на картине: а) небо; б) снег; в) берёзы; г) горизонт. 3 . Своё отношение к картине.

Слайд 17

Проверь работу. . А) Проверь, удалось ли понятно описать содержание картины? Б) Проверь правильность выделения частей в тексте. В)Проверь грамотность сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....