Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Части речи.» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: совершенствование знаний о частях речи русского языка.

Задачи урока

Дидактические:

1)      закреплять умение распознавать части речи;

2)      отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;

3)      вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи.

 Развивающие:

1)      развивать речь, мышление.

2)      формировать умение у учащихся работать в парах.

3)      развивать навык оценивания.

Воспитательные:

1)      прививать интерес к изучаемому предмету.

2)      воспитывать самостоятельность у учащихся.

       3)      способствовать развитию умения анализировать свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx149.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 11.05.2022

Студентка: Латмарина М. А.

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 3 «г»

Учитель: Гужова Ю. Э.

Урок: 1

Методист: Кошкарова Л.С.

Время: 8:00 - 8:40   Кабинет: 113

Тема урока «Повторение. Части речи.»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование знаний о частях речи русского языка.

Задачи урока

Дидактические:

  1. закреплять умение распознавать части речи;
  2. отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;
  3. вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи.

 Развивающие:

  1. развивать речь, мышление.
  2. формировать умение у учащихся работать в парах.
  3. развивать навык оценивания.

Воспитательные:

  1. прививать интерес к изучаемому предмету.
  2. воспитывать самостоятельность у учащихся.
  3. способствовать развитию умения анализировать свои поступки.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.        Приветствие.

2.        Эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

- Меня зовут Марина Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.        Приветствуют учителя.

2.        Настраиваются на урок.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

И

Практический: 

Словарная работа

Ф

Словесный: беседа

  1. Актуализирует знания учащихся.

- У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей.

а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. 
Как зовут нашего гостя?

- Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы.

- Итак: Что обозначает существительное? 
На какие вопросы оно отвечает?

б) Встречайте второго гостя 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

- Как зовут нашего второго гостя?

- А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 

- Итак: Что обозначает имя прилагательное? 
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

в) Встречайте третьего гостя 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя?

- Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.

- Итак: Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол? 
Какое общее название можно дать всем этим гостям?

  1. Отвечают на вопросы

учителя.

- Имя существительное.

- Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака. 
Обозначает предмет. Отвечает на вопросы: кто? что?

- Имя прилагательное.

▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. 
▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. 
▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. 

- Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- Глагол.

- Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.

- Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делает? что сделает?

- Части речи.

Предметные: Знать: части речи, на какие вопросы отвечают, что обозначают.

Уметь: определять части речи.

Метапредметные:

П: анализ

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Постановка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Хорошо ребята, верно.

1.Формулируют тему

урока.

- Повторение частей речей.

2.Формулируют цель

урока.

-Вспомнить и закрепить знания о частях речи.

Метапредметные:

П: анализ.

Р:целеполагание.

Знать: падежи русского языка, окончания имён прилагательных.

Уметь: склонять имена прилагательные по падежам.

Включение в систему знаний, повторение (20 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: беседа

И

Практичсекий: упражнение

1. Каллиграфическая минутка.

Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки. 

Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки. 
С какой целью мы её проводим? 
Посмотрите запись на доске. 
весна –
с 
ранняя –
п 
наступила – ? 
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. 
- Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв.
с п г 
- Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки. 
спг гпс спг… 
Какое соединение будет следующим?

- Откройте учебник на стр. 134 №245.

- Прочитайте задание. Выполните.

https://sun9-50.userapi.com/s/v1/if2/4Ifndbi3NZxluw8OYyXNuD3A6H24un6JUp1XMELyL0LXW6dCHl5EBupeEuXcWhrxqaQfOUfd2JX52s-ribH0NkMG.jpg?size=1280x653&quality=96&type=album

* дополнительное задание: подпишите сверху над каждым словом часть речи и аргументируйте.

2. Обобщение с помощью опорных схем.

Работа в группах.

А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали. 
Имя существительное 
1.Что обозначает 
2.Отвечает на вопросы 
3.Грамматические категории 

Имя прилагательное 
1.Что обозначает 
2.Отвечает на вопросы 
3.Грамматические категории 

Глагол 
1.Что обозначает 
2.Отвечает на вопросы 
3.Грамматические категории 

- А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки, которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях.

Памятка по разбору частей речи:
Имя существительное
 
Вопрос (кто? что?) 
1. Одушевленное или неодушевлённое. 
2. Собственное или нарицательное. 
3. Род. 
4. Число. 
Имя прилагательное 
Вопрос (какой? какая? какие?) 
1. Число 
2. Род (если в ед. числе). 
Глагол 
Вопрос (что делает? что делают?) 
1. Число 
2. Время
 
- Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?

 - Молодцы. Справились!

3. Работа в паре.
Даны слова: печь, пила, больной. 
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите. 
- Придумайте в парах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

1. Отрабатывают навык красивого письма.

- Отрабатываем навык красивого письма.

- Буквы – это названия частей речи.

1. Выполняют упражнение.

2. Работают в группе.

Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

Определять часть речи.

Подбирать прилагательные.

Определять падеж прилагательных.

Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч. 
Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р. 
Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр. 
Проверка. 

- Существительное.

Выполняют задание.

Предметные: Знать: части речи, виды предложений по цели высказывания.

Уметь: вставлять пропущенные орфограммы, определять части речи.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Динамическая пауза

(1 мин)

Ф

Практический: физминутка

1. Организует проведение динамической паузы.

 -Ребята, а сейчас отдохнём и поиграем. 
Встали, вышли из–за парт. 
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. 
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются. 
- О чем говорится в этих предложениях?

- Какие признаки весны были перечислены? 
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов?

1. Выполняют упражнения.

О весне.

3

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

И

Практический: самостоятельная работа

  1. Организует самостоятельную работу.

- Сейчас мы выполним самостоятельную работу, которая позволит сделать вывод о том, достигли ли вы поставленной на  урок цели.

Тема: Части речи (обобщение) 
1. Что обозначает имя существительное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
2. Что обозначает имя прилагательное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
3. Что обозначает глагол? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
4. Из данных слов выбери имена существительные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
5. Из данных слов выбери прилагательные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
6. Из данных слов выбери глаголы 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

 - Молодцы ребята, теперь передайте работы мне.

2. Выставление оценок за тест.

1. Работают самостоятельно.

2. Взаимопроверка по ключу.

Ключ: 

1–а 4–в 
2–б 5–а 
3–в                                    6–б

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Знать: части речи.

Уметь: определять части. речи.Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

   1.Организует анализ урока с точки зрения

поставленных целей.

2.Проводит работу по самооценке.

- Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок? 
- Давайте расскажем то, что мы о них знаем. 
- Какую цель на урок мы ставили? 
- Кто доволен своей работой на уроке? 

Ребята, а сейчас используя высказывания на доске, выскажите свое мнение

  • Сегодня на уроке я....
  • Научился...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Мои ощущения...
  • Этот урок дал мне для жизни....
  • Больше всего понравились задания...

- Урок окончен.

(Оценки.)

-Запишем домашнее задание:

стр. 135 №250

- Ребята, вы большие молодцы.   

- Всем большое спасибо за урок. До свидания!

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Подводят итоги.
  3. Оценивают свою работу.

- Глагол, существительное, прилагательное.

- Цель: вспомнить и обобщить знания о частях речи.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Прощаются с учителем

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...

Конспект урока русского языка " Повторение. Части речи" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА     Тема: «Повторение. «Части речи»».Цель деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний о частях речи, закрепление уме...

Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...