Состав слова . Однокоренные слова .«Перспектива». Л.Ф. Климанова, Т.Н. Бабушкина «Русский язык. 4 класс»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Манзебур Валентина Ивановна

 

Манзебур Валентина Ивановна

Название работы

 

Состав слова . Однокоренные слова.

УМК,  Класс

«Перспектива». Л.Ф. Климанова, Т.Н. Бабушкина «Русский язык. 4 класс»

Предмет:

Русский язык

Используемое оборудование:

Карточки , компьютер, схемы

Тип урока по целеполаганию:

Урок  актуализации знаний и умений

Цель урока

Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу

Задачи урока

  • закрепить и систематизировать знания учащихся о составе слова; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение правильно писать слова с орфограммами в корне;
  • развивать интерес к предмету, формировать грамотную речь детей, обогатить словарный запас учащихся;
  • прививать любовь к русскому языку.
  • создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка.

 

 

Планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

  • - развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

- графически обозначать части слова;

- составлять схемы слов;

- подбирать слова по схемам

 

Виды совместной деятельности

индивидуальная; коллективная; самостоятельная работа

Формы работы

Фронтальная

Индивидуальная фронтальная, совместная учебная деятельность, индивидуальная, парная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manzebur_v.i.r.ya_.docx57.85 КБ

Предварительный просмотр:

Манзебур Валентина Ивановна

Название работы

Состав слова . Однокоренные слова.

УМК,  Класс

«Перспектива». Л.Ф. Климанова, Т.Н. Бабушкина «Русский язык. 4 класс»

Предмет:

Русский язык

Используемое оборудование:

Карточки , компьютер, схемы

Тип урока по целеполаганию:

Урок  актуализации знаний и умений

Цель урока

Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу

Задачи урока

  • закрепить и систематизировать знания учащихся о составе слова; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение правильно писать слова с орфограммами в корне;
  • развивать интерес к предмету, формировать грамотную речь детей, обогатить словарный запас учащихся;
  • прививать любовь к русскому языку.
  • создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка.

Планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

  • - развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

- графически обозначать части слова;

- составлять схемы слов;

- подбирать слова по схемам

Виды совместной деятельности

индивидуальная; коллективная; самостоятельная работа

Формы работы

Фронтальная

Индивидуальная фронтальная, совместная учебная деятельность, индивидуальная, парная.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный

Проверка готовности учащихся к уроку  

Слово делится на части, 
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей 
Сделать слово из частей!

Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация

знаний

Отгадайте загадку.

Белые овечки по небу гуляют,

Соберутся в стаи – солнце закрывают.

– Запишите слово облако, выделите корень, запишите однокоренные слова.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/01/s_59803209088f7/667087_1.png

– Написание какой буквы гласного надо запомнить?

– Разберите по составу слова ое явление наблюдается в корне этих слов?

– Написание какой буквы гласного надо запомнить?

– Разберите по составу слова

Запись однокоренных слов

Ответы на вопросы

(чередование к/ч)

 Разбор слова

3.Формулирование проблемы

4. Физминутка

                                   

– Рассмотрите схемы слов.

В каких из них допущена ошибка?

В чём?

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/01/s_59803209088f7/667087_3.png

– Определите тему урока.

Слова Ивана Ивановича стр.94

Почему так важно знать состав слова?

– Предположите, каковы могут быть цели такого урока.

  1.  Работа над определением.

Работа в паре Кроссворд

1.        Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

2.        И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

3.        А я без окончания проживу, удалите его от меня!

4.        А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

5.        Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

- По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

- Что такое морфема? (Это неделимая  часть слова)

- Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.)

-обобщение и формулировка цели  урока «Состав слова»

Карточка «Помогайка»

Морфемы – минимальные неделимые части слова.

Корень - главная часть слова.

Приставка – стоит перед корнем, служит для образования новых слов.

Суффикс – стоит после корня, служит для образования новых слов.

Окончание – изменяемая часть слова, служит для образования форм слова.

2. Вопросы и задания для повторения

Карточки

Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

Стр. 95

3. Работа в учебнике.

Упр. 152 стр.94

  • Покажите глазами «путь» разбора слова по составу

        

Работа по схемам

Формулируют тему урока

Дети читают и делают вывод

Ответы на вопрос

(Учиться находить и правильно выделять части слова)

Предположения учеников

Ответы детей

Работа со словарём

(Определять, как образованы слова, изучать законы образования слов

Постановка цели урока

Знакомство с карточкой , ее содержанием.

Учащиеся формируют понятие и сравнивают по учебнику

Коллективная проверка

Ответы на вопросы

Ученики записывают слова разных частей речи и разбирают по составу.

Выполнение профилактических упражнений для зрения, кистей рук, коррекции осанки

5. Развитие умений

1.Игра «Четвёртое лишнее»

  1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.
  2. Кость, коснуться, костный, косточка.
  3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.
  4. Носить, носовой, носик, нос.
  5. Лесник, лес, лестница, безлесный.

         2.Игра  «Поможем Анне»

Участие в игре-конкурсе

Коллективная проверка

Учащиеся отвечают на вопросы в электронном приложении «Русский язык» 4 класс

6. Рефлексия

Постановка вопросов для обобщения материала урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Ответы на вопросы.

Самоконтроль.

Постановка целей на следующий урок.

7. Оценивание

Даёт оценку работе отдельных учеников и класса.

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

- Собери пословицу

По ученику и об учителе судят.

Анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Корень слова. Однокоренные слова. Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе

Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Корень слова. Однокоренные слова"....

Состав слова. Однокоренные слова». Урок закрепления материала

Состав слова. Однокоренные слова». Урок закрепления материала...

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...

" Состав слова. Однокоренные слова"

Презентация для урока русского языка в 4 классе...

Методическая разработка урока. Состав слова. Однокоренные слова.

Конспект урока по теме "Состав слова. Однокоренные слова"...