Главные вкладки

    Итоговый урок по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" (2 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Бондаренко Светлана Александровна

    Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Корень слова. Однокоренные слова".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon однокоренные слова62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по теме Однокоренные слова. Корень слова.  2-й класс

    Тип урока: урок рефлексирующего контроля.

    Методические задачи урока.

    Обучающие:

    • Учить детей делать выводы.
    • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
    • Обогащать словарный запас.

    Развивающие:

    • Развивать универсальные учебные действия учащихся.
    • Развивать монологическую речь учащихся.
    • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
    • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
    • Развивать произвольное внимание, память, воображение.
    • Развивать орфографическую зоркость.
    • Развивать интерес к языку.

    Воспитывающие:

    • Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
    • Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.

    Основные дидактические методы:

    • Проблемный.
    • Частично-поисковый.
    • Практический.

    Форма организации познавательной деятельности:

    • Коллективная.
    • Индивидуальная.
    • Работа в парах
    • Работа в группах.

    Место данного урока в системе уроков по теме: итоговый урок по теме “Корень. Однокоренные слова”.

    Универсальные учебные действия:

    Личностные:

    • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.
    • Иметь представление о моральных нормах поведения.

    Регулятивные:

    • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
    • Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.
    • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

    Познавательные:

    • Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях.
    • Осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков).
    • Различать однокоренные слова и синонимы.

    Коммуникативные: 

    • Воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях.
    • Понимать задаваемые вопросы.

    Сценарий урока:

    I. Организационный момент.

    Громко прозвенел звонок -
    Начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться!
    Не лениться, а трудиться!
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно

    2. Актуализация и проблемное учебное действие:

    Учитель. Начинаем наш урок со словарной работы.

    Учитель читает загадку, вызванный ученик отгадывает и комментирует слово из словаря с непроверяемым написанием.

    • Если б не было его, не сказал бы ничего.
      (Язык, запоминаем безударную гласную “я” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “ы”.)
    • В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.
      (Собака, запоминаем безударную гласную “о” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “а”.)
    • Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
      И в один из теплых дней май сережки дари ей.

    (Береза, запоминаем безударную гласную “е” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “ё”.)

    • То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка
      Можешь и нарисовать, что такое? Я …
      (Тетрадь, запоминаем безударную гласную “е” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “а”.)
    • Портфель у меня не велик и не мал,
      Лежит в нем задачник, букварь и …
      (Пенал, запоминаем безударную гласную “е” в первом слоге, ударение падает на второй слог, на гласную “а”.)
    • Ребенок мужского пола.

    (Мальчик, запоминаем безударную гласную “и” во втором слоге, мягкий знак в середине слова, ударение падает на первый слог, на гласную “а”.)

    3. Локализация индивидуальных затруднений. Формулировка темы урока учащимися.

    Учитель. Чтобы узнать тему урока, мы должны из записанных слов выбрать букву согласно шифру.
    Игра “Шифровальщик”.

    Слово

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Буква

    4

    2

    3

    2

    3

    4

    Учитель. Какую букву возьмем из первого слова? (Букву “К”).

    Буквы из остальных слов дети выбирают по аналогии.

    Учитель. Какое слово получилось? (Получилось слово “корень”.)

    Многозначность слова корень.

    Учитель. Слово КОРЕНЬ имеет несколько значений. Попробуйте объяснить эти значения.

    (По ходу вывешиваются картинки с разными значениями слова)

    Учитель. Что такое корень у зуба? (Внутренняя, находящаяся в десне часть зуба.)

    Учитель. У дерева?

    (Подземная часть дерева, без чего растение не может жить.)

    Учитель. У слова? (Значимая часть.)

    Учитель. Какое из этих значений мы используем на уроках русского языка? (Корень как часть слова.)

    Учитель. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

    Ученики. Закрепим наши знания о корне слова и однокоренных словах.

    4.Закрепление понятия «однокоренные слова».

    Учитель. А теперь мы отправимся в гости к сказке. Главными героями нашей сказки будут слова.

    Учитель. Много – много лет назад появилось на свете слово САД. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать? А слово это говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое и красивое дерево”. Посадили люди слово САД, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,
    третий … много слов-ростков появилось от слова САД. А какие это слова нам предстоит сейчас узнать.

    Послушайте значение слов.

    РАССАДА – МОЛОДЫЕ РАСТЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПЕРЕСАДКИ НА ГРЯДКИ.

    САДОВНИК – РАБОТНИК, УХАЖИВАЮЩИЙ ЗА САДОМ.

    САДИК – МАЛЕНЬКИЙ ФРУКТОВЫЙ САД.

    САДОВОД – ЧЕЛОВЕК, РАЗВОДЯЩИЙ САДЫ.

    ПОСАДИТЬ – ЗАКОПАТЬ КОРНЯМИ В ЗЕМЛЮ

    САДОВЫЙ – ЦВЕТОК, РАСТУЩИЙ В САДУ

     Вот какое дерево у нас выросло!

    Учитель. Посмотрели люди и увидели, что у всех ЭТИХ СЛОВ есть общая часть. И решили тогда люди называть их общую часть корнем. А КАК НАЗЫВАЮТСЯ  такие СЛОВА?  (Однокоренные)

    Запишите однокоренные слова в тетрадь, выделите в них корень.

    Учитель. А теперь мы будем работать группами. Представьте себя садовниками, выращивающими слова. Каждой группе нужно подобрать и записать на кроне дерева однокоренные слова.

    Работа по группам.

    Первая группа составляет семью родственных слов с корнем «БОЛЬ».
    Вторая группа составляет семью родственных слов с корнем “ХОД”.
    Третья группа составляет семью родственных слов с корнем «ГРУЗ».

    Четвёртая группа составляет семью родственных слов с корнем «БЕГ».

    При проверке представитель каждой группы называет слова.

    Запись однокоренных слов в тетрадях. Выделение корня в словах.

    Учитель. Составьте последовательность наших действий, с помощью которой  будем находить корень.

    Как найти корень слова?

    1 шаг. Подбери однокоренные слова.

    2 шаг. Найди общую часть слов.

    3 шаг. Выдели корень.

    Учитель. Из сказки, которую вы сейчас услышите, выберите родственные слова.

    Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседует. Водолаз с Водяным на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водолей пожаловал. И все старуху воду ждут.

    Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? 

    Учитель. Какие слова будут родственными? (Вода, подводник, водолаз, Водяной, водоросли, водолей, водичка )

    Учитель. Почему эти слова родственные?

    (Они близки по смыслу и у них есть общая часть – корень.)

    Учитель. Кто же оказался чужаком среди родственников воды? Почему гости не сразу приметили чужака?

    (Слово “водитель” хотя и имеет общую часть “вод”, но оно другое по смыслу, не связано с водой)

    Учитель. Помогите ему найти своих родственников? В тетради запишите слово “водитель” и подберите родственные слова.

    Ученики подбирают родственные слова: водить, водительские (права), хоровод, проводница.

    Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

    Учитель. Возьмите карточку. Подпишите фамилию, имя. Прочитайте задание.

    Подчеркните пары слов, которые нельзя считать однокоренными.

    ДАРИТЬ- ПОДАРОК

    БОЛЬШЕ – БОЛЬ

    СВЕТЛЫЙ- ОСВЕТИТЬ

    БЕДА-ПОБЕДА

    ПУГОВИЦА-ПУГАТЬ

    ОСИНА-ПОДОСИНОВИК

    СМЕЛЫЙ-ХРАБРЫЙ

    РИС-РИСОВАТЬ

    МОРОЗ-МОРОЗЫ

    Проводится взаимопроверка. Если согласны с выбором пары – ставьте плюс, не согласны – минус.

    Коллективная проверка. Оцените свою работу значком  

    Работа с текстом.

    Спишите текст. Найдите однокоренные слова. Выделите в них корень.

          Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.                                           

    8. Включение в систему знаний и повторение. Итог урока.

    Учитель. Что такое корень?

    (Общая часть родственных слов.)

    Учитель. Какие слова являются родственными?

    (Родственные слова близки по смыслу, и у них общий корень.)

    Учитель. Как найти в слове корень?

    (Надо подобрать родственные слова и выделить общую часть.)

     (У них общий корень, и они являются родственными.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

    РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

    Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....

    Нетрадиционная форма: урок – экспедиция. Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков. Тема: Корень слова. Однокоренные слова. .

    Урок русского языка во 2 классе.Нетрадиционная  форма "Урок-экспедиция"Тип урока:Закрепление и развитие знаний. умений и навыков.Тема: Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока:обобщить знания ...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"

    Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.

    Разнообразный материал урока поможет интересно организовать работу по закреплению понятий: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов и применить полученные знания в практической дея...

    План-конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

    План-конспект урока во 2 классе по системе Л.В.Занкова с применением электронных образовательных ресурсов....

    презентация к уроку по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

    Данная презентация позволяет учителю провести урок интересно, наглядно, значительно экономит время, увеличивая плотность урока....