Развивающие упражнения по русскому языку
методическая разработка по русскому языку

Измайлова Лариса Алексеевна

Комплекс дидактических упражнений в игровой форме так называемые "Занимательные упражнения" -

- помогут учителям начальных классов создать на уроке атмосферу заинтересованности, вызвать радость успеха, уверенность в своих силах. Развивающие упражнения в игровой форме, внесут элемент занимательности в учебный процесс, помогут снять усталость и напряжение на уроке.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_uprazhneniya_po_russkomu_yazyku_novoe.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие упражнения по русскому языку

Занимательные упражнения -

- помогают детям создать на уроке атмосферу заинтересованности, вызвать радость успеха, уверенность в своих силах.

        Большое значение в активации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

        Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

Кроссворд 1 (1 КЛ.)

Т е м а: Правописание слов с сочетаниями: жи, ши, ча, ща, чу, щу.

По горизонтали:

1. Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а словами не скажут, идут, а с места не сдвинутся (часы).

2. Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется (туча).

3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).

4. Таскал меня зверь, а попал на людей (шуба).

Если вы все заполнили правильно, то в свободных клеточках по вертикали прочтете слово на то же правило (чаща).

        Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок.

        Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале – для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

      Не пригорке-бугорке              

      Стоит девица в платке.

      Но наступит осень –

      Платок она сбросит.        

                         (Береза.)

       Не сидит она на месте,

      На хвосте разносит вести.

                       (Сорока.)

        Следующий вид – рифмованные упражнения, стихотворная форма словарного материала (весёлые стихи, рифмованные задания, правила в стихах и т.д.).

        Например:

1 класс.

        Вот два столбика наискосок,

        А между ними – поясок.

        Ты эту букву знаешь? А?

        Перед тобою буква «А».

                                             (С. Маршак)

2 класс.

а) Слова невидимки (рифмованное задание)

        Слова – невидимки ужасно хитры.

        Вот правила этой забавной игры:

Запомни, три буквы из первого слова

        В таком же порядке в составе второго.

        Словами цепочку заполни до дна

        И ты прочитаешь другие слова.

(Арба – барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба).

б) Меняя по одной букве в каждом слове цепочки, можно отправить аиста на луну, превратить волка в козу, из мухи сделать слона и многое др. (с.15)

3 класс.

Рифмованные упражнения:

  • на запоминание правил

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

   У последней точки

   На последней строчке

   Собралась компания

   Знаков препинания.

   Прибежал чудак –

   Восклицательный знак.

   Никогда он не молчит,

   Оглушительно кричит:

– Ура! Долой!

   Караул! Разбой!

   Притащился кривоносый

   Вопросительный знак,

   Задает он всем вопросы:

– Кто? Кого?

   Откуда? Как?

   Явились запятые,

   Девицы завитые.

   Живут они в диктовке

   На каждой остановке.

   Прискакало двоеточие,

   Прикатило многоточие.

   И прочие, и прочие, и прочие…

   Заявили запятые:

– Мы особы занятые,

   Не обходится без нас

   Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над вами точки,

   Запятая – знак пустой! –

   Отозвалась с той же строчки

   Тетя точка с запятой.

   Двоеточие, мигая,

   Закричало: – Нет, постой,

   Я важней, чем запятая

   Или точка с запятой.

   Потому что я в два раза

   Больше точки одноглазой.

   В оба глаза я гляжу,

   За порядком я слежу.

– Нет, – сказало многоточие,

   Еле глазками ворочая, –

   Если вам угодно знать,

   Я важней, чем прочие…

   Там, где нечего сказать,

   Ставят многоточие…

   Вопросительный знак

   Удивился: – То есть как?

   Восклицательный знак

   Возмутился: – То есть как?

– Так, – сказала точка,

   Точка-одиночка, –

   Мной кончается рассказ,

   Значит, я важнее вас.

С. Я. Марш

  • на раскрытие роли частей речи

ГЛАГОЛ

А глагол всегда в работе,

В напряженьи и заботе.

Пишет, моет, убирает,

Шьет, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит.

Так его легко узнать –

Стоит лишь вопрос задать.

На вопрос: «Что делать?» – есть

У него в ответе весть.

Даже если отдыхает,

Тоже дело выполняет.

Н. Анишина

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Существительных в природе

При любой найдешь погоде.

«Кто?» и «Что?» – вопрос задай

И спокойно отвечай:

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Все так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Отвечать оно должно.

Н. Анишина

  • на отработку ЗУН

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

                Веселые стихотворения не угодно ль прочитать?

                С ними правописание легче изучать!

ПОИГРАЕМ В СЛОВА

З а д а н и е: какие существительные вы поставите после выделенных предлогов?

СКАМЬЯ

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулёк,

А над скамьей сидел скворец,

А под – лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,

И тот, что над, в листве,

Глядели на того, кто на –

Верней, на то, что в.

Тогда прохожий взял кулёк

И вынул пирожок:

Часть бросил над,

Часть кинул под,

А остальное – в рот.

И каждый принялся жевать –

Верней, один – клевать,

Пришлось для этого ему

Слететь и спрыгнуть у.

Так теплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулек

Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,

Другой полез из-под,

И рядом с третьим побежал

За, перед –

И вперед!

М. Яснов 

ОМОНИМЫ

  – Петенька, Петюня, Петь, а Петь!

Ну когда же ты начнешь нам петь? –

Курочки спросили петуха.

Дал в ответ пернатый петуха!

Я знаю от Вовки, а знаете ль вы,

Как утро проводят бенгальские львы?

Сперва поедят из ведра манной кашки,

Затем поглядят на ромашки да кашки

На шторы приобрел

Тюль пан,

А пани он купил

Тюльпан

Людям и животным

Надо есть.

Им еда не может

Надоесть!

– Хоть на вопросы ты не хочешь отвечать,

За порчу мебели придется отвечать.

Ты понял, Сидоров? Молчишь… Ты что, немой?

– Да, Вера Павловна… А ножичек не мой!

О. Белопусец

З а д а н и е: объясните смысл выделенных слов.

КТО ЧТО НЕСЕТ?

Семен портфель несет в руке,

Павлуша – двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход –

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах –

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил –

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот –

Он чепуху весь день несет.

М. Яснов

З а д а н и е: объясните смысл слова «несет» в каждой фразе.

Игра «ПОСТАВЬ ПРАВИЛЬНО УДАРЕНИЕ»

1.   А сколько стóят  

Плюшевые волки,

Которые стоя́т

На верхней полке?

3.   Пес Барбос юля́,

Бегает за Юлей.

Ну, а Ю́ля от него

Улетает пулей.

2.   Ваня, брат Валеры,

Друга брата Веры,

В сквере встретил Зину,

Кýзину кузúну.

4.   Стряпня любая – нелегка.

Готовка – сложная наука.

Но если есть у вас мукá,

То сделать блинчики – не мýка.

 5. Резкий ветер продувает город,

То и дело ежится народ.

Даже дворник поднимает вóрот,

Заметая листья у ворóт.

6.   Зáмок на горé  стоит.

Нам на гóре он закрыт.

Чтоб никто войти не смог,

На дверях висит замóк.

7.  Любому не мешает с детства

Запомнить раз и навсегда:

Пирóги – лодки у индейцев,

А пирогú  – у нас еда.

8. Сéла у селá

    Мúла на пенек.

 – Как она милá! –

    Молвил паренек.

9. Дома читает томá

Наша затворница Тóма.

Вечер приходит в домá,

Тома выходит из дóма.

З а д а н и е: прочитать стихотворение, определить, на игре каких слов оно построено.

ДОРОГА

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях*, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте – готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящем у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!»

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

В. Остен

З а д а н и е: сосчитайте, сколько значений у слова «дорога» и т.д.

  • Задания, упражнения, игры для развития воображения

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 мин.

        Рассказ можно оценить по следующим критериям: — законченность рассказа; — яркость и оригинальность образов; — необычность поворота и сюжета; — неожиданность концовки.

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова. Например:  а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

        Следующий вид  - грамматические сказки и рассказы. Они могут играть важную роль в заинтересованности детей к теме, понять и проанализировать самостоятельно, сделать вывод, озвучить правило.

        В словарной работе также используются элементы игры, можно включить сведения из истории слова или исторические факты с этим словом.

Заяц (из польского яз.) – прыгун,

корова (древнерусский яз.) – рогатая,

собака – существо, собственность,

медведь – ведает мёдом.

Знаете ли вы?..

Какое же растение является рекордсменом по величине своего корня? Оказывается, это яблоня, растущая на пористых почвах штата Небраска в Америке. Ее корни проникли на глубину 1068 м! А если взять весь корень да еще прибавить к нему все собственные мелкие корешки (получится общая длина корня), тут уж длина его будет исчисляться не метрами, а километрами. Один из финских ботаников в 1954 году подсчитал общую длину корней столетней сосны – около 50 км.

…Что морковь, свекла, редис – это тоже корни, только корни, которые изменили свой внешний вид, потому что в них отложились запасные питательные вещества. Что заставило корешки сильно разрастись в ширину? Иначе эти корни называются корнеплодами.

3 КЛАСС

ТЕМЫ:

ЗВУК

1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАРЯДКИ

Как квакают лягушки? (ква-ква) и т.д.

2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ МИНУТКИ

Какой новый звук появился?

Сон – стон,

сок – сток,

сук – стук,

ролик – кролик,

кот – крот,

каска – краска,

салка – скалка,

кошка – крошка,

тучка – штучка.

БУКВА

Игра «ДУМАЙ! ДУМАЙ! ДУМАЙ!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения.

(Флюс – плюс.)

С буквой «Л» – в игре в футбол

Часто слышим слово…

С «Д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало – просто…                       (Гол – год.)

Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» –

Будет круглое число.                    

урок – сорок.) 

Я бываю золотой,

А природный – костяной.

Если «З» на «К» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.                    

 (Зуб – куб.)

С глухим согласным –

Наливаюсь в поле,

Со звонким –

Сам звеню я на просторе!

(Колос – голос.)

                Когда я – месяц, то, легко дыша,

                Ты как и снег, на солнце будто таешь.

                Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,

                То под меня ты бодро зашагаешь.      

(Март – марш.)

Игра «ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ»

З а д а н и е: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.

Моль – (мол – лом).

Мушка – (мука – кума).

Сток – (ток – кот).

Краб – (раб – бар).

Пилка – (пика – кипа).

Пиала – (пила – липа).

Горка – (гора – рога).

        Задачи с буквами и словами «ВНИЗ ПО ЛЕСЕНКЕ»

З а д а н и е: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

л

ра

кра

згиб

щейка

скание

нститут

гривость

нтермедия

стребитель

ипровизация

спользование

скусственность

зобретательство

носказательность

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

м

да

рда

кунь

ружие

борона

бманщик

дуванчик

снователь

боснование

бозреватель

бщественница

прометчивость

тносительность

врагоукрепление

Следующий вид – головоломки

«Что говорит рыба?»

Это рыба не простая:

Постепенно возникая, говорит она с тобой!

Труд для разума и взгляда:

Буквы все поставить надо

Друг за другом

В чёткий строй.

Клетки ждут. Вникай в детали!

Букву ту поставь вначале,

Где всего одна черта, После ту, где, две скрестились.

Что же дальше появилось?

Строго выбери места!

(Ответ: У тебя острый взгляд.)

Следующий вид – мнемоника

(Система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций).

КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в Пальто?)

Она может служить орфографии, помогая детям в усвоении трудных правил и слов.

Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика по созданию мнемических опор

Часть I. Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или, о чём) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы».

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны, сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, вопросы могут задаваться учителем или же сразу самим учеником.

У.О ком говорится в начале рассказа?

Д. О дедушке.

У. Что говорится о дедушке?

Д. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

У.О ком говорится дальше?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушка попал в лесной пожар.

У. Потом о ком говорится?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушку спас от пожара зайчонок.

У.О ком говорится в конце рассказа?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Общие правила выделения мнемических опор

1. Текст не разбивается предварительно на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек».

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.

7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3—4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» — сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5—7 занятий с частотой 2—3 занятия в неделю по 20—30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделив основную мысль) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом.

        Мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Часть II. Составление плана

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся: а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа; б) они должны быть связаны между собой по смыслу; в) пункты плана должны быть четко выражены.

Четкость пунктов плана в рамках данной обучающей методики означает, что они должны быть сформулированы в виде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план — это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник). Далее прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

        Довольно часто бывает, что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главные мысли, но и другой материал.

Следующий вид – грамматические задания с использованием ИКТ

Детский портал «Чудо-Юдо»

Тесты онлайн по русскому языку для 2 класса

https://chudo-udo.info/testy-onlajn-po-russkomu-yazyku-dlya-2-klassa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....

Банк игр и упражнений по русскому языку

Тема "Безударные гласные в корне слова" одна из самых трудных. Эти упражнения и игры помогут ученикам лучше усвоить материал по теме....

Развивающие упражнения по русскому языку.

Данный материал можно использовать как олимпиадные задания в рамках школы, так и во внеурочной деятельности по русскому языку....

Развивающие упражнения по русскому языку. (3-4 классы)

Развивающие упражнения по русскому языку по программе "Школа России" 3-4 классы. Данный материал представлен по разноуровневым карточкам по темам:1) написание мягкого знака на конце слова;2)безударная...

Статья: "Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие."

Данная тема интересна для применения, как на уроках русского языка и литературы, так и при проведении различных внеклассных занятий.Коррекционно-развивающие упражнения несут практические умения, раскр...

Электронный образовательный ресурс "Развивающие упражнения по русскому языку"

Электронный образовательный ресурс "Развивающие упражнения по русскому языку" предназначен для обучающихся с ОВЗ, имеет коррекционно-развивающую направленность....