Технологическая карта урока по русскому языку, 4 класс «Грамматические характеристики глагола»
план-конспект урока по русскому языку

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя  школа № 5»

Тема урока: «Грамматические характеристики глагола»

4 Б класс,

Русский язык

Учитель: Ананьева Марина Геннадьевна


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационная информация

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока

«Грамматические характеристики  глагола»

Форма урока

Повторительно-обобщающий урок

Предмет

Русский язык

Класс

4

Автор урока

Ананьева М.Г.,  учитель начальных классов.

Методическая информация

Педагогические задачи

Цель урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

  • повторить и обобщить знания о глаголе (значение, морфологические признаки), совершенствовать навыки правильного употребления глаголов в речи, оценить степень усвоения знаний.
  • развивать у детей орфографические навыки, развивать интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность.
  • воспитывать у учащихся доброжелательность по отношению друг к другу, воспитывать у детей стремление к успеху в учёбе.
  • развивать у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить

Планируемые предметные результаты

Закрепить знания о глаголе как части речи, употребление в речи.

Обобщить знания о грамматических признаках глагола.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры действий  при работе с учебным материалом;  

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.  

Необходимое оборудование

 Индивидуальные раздаточные карточки;

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация начала урока

Прозвенел  звонок.

Начинается урок.

- Прошу садиться.

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку.

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

 Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку.

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает расскажет . чертит.

Пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит , моет, чистит

Всё расскажет нам…..(глагол)

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

.

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой.

КУУД: доносят свою позицию до других; соблюдают простейшие нормы речевого этикета.

Сообщение темы
урока.

Обобщение и систематизация знаний

 

Определение темы урока и  цели урока       

- О какой части речи мы сегодня будем вести разговор? Знакома ли она вам?

Что такое глагол? Какие грамматические характеристики имеет глагол?(Запись ведётся на доске.)

1.спряжение

2.время

3.наклонение

4.число

5.лицо(род в прошедшем времени)

- Какова тема и цель нашего урока?

Нахождение среди других частей речи глагола. Определение числа глагола.

Карточка 1.

Школа, бегут,  поёт, рассказывает, перемена, тихий, звенит, кушают, читает, ученики, слушает.

- Выписать глаголы. По какому признаку они различаются?Определить число (На какие две группы можно разделить глаголы?)

Карточка 2. Разделить глаголы на 3 группы.

Переходит, болеет, бежит, светает, веселится, летит, морозит, поёт, холодит, сидит, грустит, любит.

1 группа: Переходит, бежит, летит, сидит.

2 группа: болеет, веселится, любит, грустит.

3 группа: светает, морозит, холодит.

.

Выдвигают гипотезы. Формулируют тему урока.

.

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. Проверка работы.

Формулируют ответы на вопросы. Делают вывод.

РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий.

ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.

РУУД: Самостоятельно формулируют цели урока; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

ЛУУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности и своего самоопределения; выражают положительное отношение к процессу закрепления.

КУУД: умеют донести свою позицию до других.

Физминутка

 Инсценировка стихотворения.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу , в воскресенье

Целый день я отдыхал.

- Назовите глаголы. которые прозвучали в физминутке. Что вы можете сказать об этих глаголах?

Выполняют действия . Выделяют грамматические характеристики характерные для данных глаголов.

ЛУУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

Обобщение и систематизация знаний

Образование от существительных однокоренных глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

настоящее время       прошедшее время     будущее время

веселье –

шаг –

 Определение спряжения глаголов.

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.

-Что такое фразеологизмы?

 (В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

Фразеологизм – это устойчивое неделимое словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Используется он, чтобы подчеркнуть эстетику выражения. Фразеологизм обычно имеет переносное значение и заменяется одним словом, например: заруби себе на носу – запомни, прикуси язык – замолчи.

Игра «Замени одним словом»

Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом. Определи спряжение глагола.

Зарубить на носу (запомнить)

Водить за нос (обманывать)

Унести ноги (убежать)

Надуть губы (обидеться)

Клевать носом (засыпать)

Бить баклуши (бездельничать)

Чесать языки (болтать)

- Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот? (неопределенной формой глагола)

 Определение лица глагола.

Задание «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

- Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выписать лишнее слово (1 ученик у доски)

 Трещу, скрипишь, вою, скулим. (Скрипишь –  этот    глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)

 Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы –  в единственном числе.)

Прочитаем,  играет, запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени  3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)

Определение наклонения глагола.

Неопределенная форма глагола

Изъявительное  наклонение

Условное  наклонение

Повелительное  наклонение

покрасить

собрать

Два  ученика работают на доске, образуя временные формы.

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске),

Один ученик работает у доски, определяя спряжение глагола. Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске),

Работа выполняется устно.Учащиеся знакомятся с заданием. Выделяют лишнее слово и объясняют почему.

Два  ученика работают на доске, образуя наклонения глагола. Класс работает самостоятельно.

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске),

ПУУД:  ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.

РУУД: дают оценку своей деятельности.

КУУД:слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

Контроль усвоения

Тестовая работа

Выполняют тест

РУУД: Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее задание

Составить текст « Зима в родном крае»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

РУУД: Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Итог урока.

 Рефлексия.

– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе? 

– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?

Закончи любое предложение:

 Сегодня я узнал…

 Было интересно…

 Было трудно…

 Я выполнял задания…

 Я понял, что…

Мне понравилось……

Продолжают предложения.

Анализируют свою работу и работу одноклассников.

РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.

КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.

Приложение

Карточка 1.

Нахождение среди других частей речи глагола. Определение числа глагола.

Школа, бегут,  поёт, рассказывает, перемена, тихий, звенит, кушают, читает, ученики, слушает.

Карточка 2. Разделить глаголы на 3 группы.

Переходит, болеет, бежит, светает, веселится, летит, морозит, поёт, холодит, сидит, грустит, любит.

1 группа: Переходит, бежит, летит, сидит.

2 группа: болеет, веселится, любит, грустит.

3 группа: светает, морозит, холодит.

Карточка 3.

- Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выписать лишнее слово (1 ученик у доски)

 Трещу, скрипишь, вою, скулим. (Скрипишь –  этот    глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)

 Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы –  в единственном числе.)

Прочитаем,  играет, запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени  3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)

                                          Тестовая работа

№№

п/п

Задание

Ответ (да/ нет)

Все три глагола имеют неопределенную форму

гореть, учить, лечит

В слове листа.шь безударная гласная И

Все эти глаголы-исключения

 гнать, держать, писать, дышать

Спряжение –это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Глагол встречаете – 1-го  лица

Окончания глаголов 2-го лица единственного числа –ешь, -ишь

Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание –ут, -ют

Все данные глаголы I спряжения

мечтает, учит, стирает

Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме  или глаголами 3 лица множественного числа

Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям (указательным словам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по Русскому языку 4класс(УМК Школа россии) "Окончание существительных во множественном числе в разных падежах"

Цель урока: закрепление навыка правописания окончаний существительных во множественном числе в разных падежах. Задачи урока:Дидактические:1) закрепить знания учащихся о понятии «падеж»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...