Конспект урока по Русскому языку "Личные местоимения" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смагина Юлия Анатольевна

Конспект урока по Русскому языку  "Личные местоимения" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 27.04.2021                                                                                                                ФИО учителя Клементьева Т.С

Школа: МКОУ «СОШ»№1 г.Щучье                                                                                ФИ студента Смагина Ю.А

Класс: 3                                                                                                                        ФИО методиста Андреева Т.С

Кабинет: 7

КОНСПЕКТ УРОКА по Русскому языку

Тема: Личные местоимения

Цели деятельности учителя:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;
  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • определять лицо и число местоимений

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка
  • понимать, что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование:

  • Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»2012г.
  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» .Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако»2013г.
  • Сборник диктантов и самостоятельных работ(1-4кл.). Авторы В.П.Канакина ,Г.С.Щёголева. Москва,
  • Изд.Просвещение2012г.
  • Рабочая тетрадь на печатной основе. Автор В.П.Канакина. Москва «Просвещение»2012г
  • ПК ,мультимедийный проектор ,презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

-Садитесь.

Откройте тетради и запишите  число.

Эмоционально настраиваются на урок.

Записывают число.

Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

II. Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Ребята, приготовьтесь к словарному диктанту.

Сейчас, я буду диктовать слова, вы их записываете в столбик, выделяя орфограммы и ставя ударение, первое слово с заглавной буквы. Задание всем понятно?

Четверг, чувство, Кремль, здравствуй, животное, мебель, морковь, сирень, хорошо, урожай, обезьяна, овёс, огурец, однажды, рябина, дорога, до свидания, берег, весело, вокруг, восток.

Писать под диктовку

Проверять работу.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

III. Постановка учебной задачи

2 мин

http://skrinshoter.ru/s/140317/gCpUksmO.png

А теперь, чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать кроссворд.

  1. Имя существительное обозначает? (предмет).
  2. Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? (существительное).
  3. Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи? (вопрос).
  4. Имена числительные обозначают? (количество).
  5. Часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? (глагол).
  6. Имя прилагательное обозначает? (признак).
  7. Наречие-это….часть речи (неизменяемая).
  8. Часть речи, которая отвечает на вопросы как? куда? откуда? (наречие).
  9. Часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте?  (числительное).
  10. Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? (прилагательное).
  11. Глагол обозначает…(действие).

Какое слово получилось? (местоимение)

Так какая тема нашего урока? («Личные местоимения»).

А какую цель и задачи, мы поставим перед собой? (формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи.).

Задачи:

-определять лицо и число местоимений;

-употреблять местоимения в тексте.

Слушать учителя и отвечать на вопросы

Формулировать цель и задачи урока

Разгадывать кроссворд

Отвечать на вопросы по частям речи

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения

П: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

IV. Открытие нового знания

20 мин

Прочитайте текст. (На слайде).

Филин-красивая птица. У филина длинные крылья жёлтого цвета.

Глаза у Филина красноватые. Филин-ночная птица.

Что вы заметили? (В каждом предложении повторяется слово филин).

Какие слова, мы употребляем, чтобы не было повторов? (Я, ты, мы, он, она, оно).

А теперь откройте учебники на стр. 92 упр. 156 (устно).

Рассмотрите рисунки. Прочитайте местоимения.

(Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Что такое местоимения?  (Местоимения указывают на предметы, но не называют их).

Назовите местоимения, которые указывают: а) на того кто говорит (я, мы);

Б) на того, к кому обращаются с речью (ты, вы); в) на того, о ком (или о чём) говорят (он, она, оно, они).

Прочитайте правило.

Что такое местоимение? (это часть речи).

Чем отличаются местоимения от существительных? (они указывают на предметы, но не называют их).

Назовите личные местоимения (Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

Хорошо!

А сейчас послушайте сказку про местоимения.

http://skrinshoter.ru/s/140317/RlXtHH9a.png

Выполним упр. 157 на стр. 93

Прочитайте выразительно.

-Солнце, солнце,     - Дождик, дождик,

Ты откуда?                 Ты откуда?

-Я из зорьки               - Я из тучки

Золотой!                     Грозовой!

Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

(-Солнце, солнце, Ты откуда?; - Дождик, дождик, Ты откуда? - вопросит., невоскл. предложение;

Я из зорьки Золотой!; - Я из тучки Грозовой!  -повествоват., воскл. предложение).

Найдите в предложениях обращение. (здесь есть обращение к Солнцу, к солнцу и к дождик, дождик).

Спишите стихотворение и подчеркните местоимения.

Выполним упр. 158.

Прочитайте. Рассмотрите таблицу.

Дальше вы будете выполнять задания в парах.

Местоимения, какого лица и числа употреблены в стихотворении упр. 157? (Ты-2-е лицо, ед.ч; я-1-е лицо, ед.ч).
Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе. (Мы очень любим, читать книги).

Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении? (Он).

У школы рос дуб. Он широко раскинул свои ветви.

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнения

Делать вывод.

Узнавать новую информацию.

Слушать сказку

Работать с текстом

Выбирать необходимую информацию.

Определять лицо, число у местоимений

Разбирать местоимения

Выполнять упражнения

Работать в паре

П: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

V.Первичное закрепление во внешней речи

10 мин

Следующее упр. 159 на стр. 94

Прочитайте.

На кого (или на что) указывают местоимения в каждом предложении?

(Оно-указывает на солнышко; мы-имеется в виду я и он; вы-это товарищ; ты-обращение к тому, кто отправляется в дальнюю дорогу;

она-значит мама; ты-это осень; я-это солнышко; я-это облачко.).

Найдите загадку об одуванчике.

Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым.

Почему цветок получил такое название?  (потому что сначала, он похож на солнышко жёлтый, а затем вместо его жёлтого венчика появляется  пушистое облачко).

Спишите любые три предложения. Подчеркните в них местоимения. Устно определите лицо и число местоимений.

Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно (3-е лицо, ед.ч).

Мы такие с ним друзья-куда он, туда и я. (мы-1-е лицо, мн.ч; с ним-это он, 3-е лицо,ед.ч; я-1-е лицо,ед.ч).

Вы, товарищ, выше всех! (Вы-2-е лицо, мн.ч).

А теперь запишите в тетрадь слово одуванчик и подчеркните орфограммы. Составьте с этим, словом предложение.

Я хотел собрать букет одуванчиков, но они уже закрылись.

Запомните написание этого слова.

Рассказ про одуванчик

Весной, как только подрастает первая трава, распускаются ярко-жёлтые одуванчики. Дети срывают одуванчики и плетут из них венки. Кстати, одуванчик по-венгерски дословно обозначает «детское-веночная травка» т.е трава из которой дети плетут венки. Живучесть одуванчика

поразительна: вырванный с корнем цветок может дозреть до семян, которые разнесёт ветер, и вновь появятся всходы.

Отгадайте загадку.

Мое стихотворение -

Про местоимения...

Утром -

Так заведено -

Разомкнешь ресницы,

И идет к тебе Оно

Розовой жар-птицей.

А темнеет - Он придет:

Тоненький,

Смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок прошел -

Плывет Она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

Кто же Он, Оно, Она?

Месяц, солнце и луна!

Какие местоимения вы услышали? (Он, она, оно, они).

Отвечать на вопросы.

Проводить взаимоконтроль.

Определять лицо, число у местоимений

Строить грамматическое рассуждение.

Ориентироваться в учебнике

Разбор слова

одуванчик

Слушать рассказ об одуванчике

Отгадывать загадку

Называть местоимения

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

К: умение излагать свое мнение.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

VI. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2 мин

Прочитайте текст. Назовите местоимения.

http://skrinshoter.ru/s/140317/uXG5z9JA.png

(Я, она, я).

C какой частью речи, мы сегодня познакомились? (Местоимение).

Почему местоимения так называются? (потому что указывают на предметы, но не называют их).

Зачем мы используем местоимения в речи? (чтобы не создавались повторы, а также указывать на людей имена, которых мы не знаем).

Итак, давайте подведем итог урока. Вспомним, какая тема нашего урока? Какие цели  ставили в начале урока? Достигли ли мы этих целей?

Замечательно! Урок окончен!

Работать с текстом.

Анализировать полученные знания

Определять уровень усвоения темы урока

Л: Участие в подведении итогов урока.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Личные местоимения. Изменение местоимений по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Личные местоимения. Изменение местоимений по родам"....

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение личных местоимений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение личных местоимений"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Личные местоимения" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  формирование представления у учащихся о понятиях «личные местоимения»; развитие умений выполняния подобных упражнений по теме личныъ местоимений.Планируемы...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса Школа России

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе Школа России...

Конспект урока по русскому языку \'\' Личные местоимения\'\' УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку '' Личные местоимения''   УМК ''Школа России'' 3 класс...