Технологическая карта урока русского языка «Что такое местоимение». УМК «Школа России», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тачилкина Екатерина Николаевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1. Познакомить с местоимением как часть речи;

2. Учить находить местоимения в тексте, употреблять в речи.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;

2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;

2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;

3. Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.

 

Оборудование: УМК “Школа России”,  2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 15.04.22

Школа: «МАОУ Многопрофильный лицей № 148»

Класс: 2 «Е»

Урок: 3

Время: 14:20 – 15:00   Кабинет: 211

Студентка: Тачилкина Екатерина Николаевна

Группа: 34

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: Что такое местоимение?

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с местоимением как часть речи;
  2. Учить находить местоимения в тексте, употреблять в речи.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.

Оборудование: УМК “Школа России”,  2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

- Давайте узнаем, какой ряд у нас самый тихий, сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд садится ещё тише, а третий садятся совсем как мышки.

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором):

В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но мы исследовать начнем

И сами до всего дойдём!

 -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

1. Самоопределение

2. Включение в деятельность

Учащиеся здороваются

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на урок

- На уроке мы изучим то, что нам неизвестно.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме

Учебная презентация: Слайд 1

Слайд 2

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин.)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Организует минутку чистописания

- Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа. Сегодня у нас 15 апреля.

- Теперь, записываем слова со слайда и вставляем пропущенные буквы.

- Кто хочет прочитать и объяснить, то как вставил буквы.

- Замечательно!

1. Отвечают на вопросы учителя

- Песочница, мечта: буквосочетания чн, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака.

- Щука, чулок: гласные в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу – это орфограммы.

- Вьюнок, ружьё: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающие согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

П: анализ, сравнение, аналогия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме

П: повторение правописания буквосочетаний, правописание гласных в буквосочетаниях, правописание разделительного мягкого знака.

Слайд 3

Слайд 4

Постановка учебной задачи
(4-5 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Выдвигает проблему

На экране вы видите фрагмент известной сказки. Прочитайте его.

- Обратите внимание на выделенные слова.

- Произнесите их.

- Что можете сказать о значении этих словах?

- Они называют конкретное лицо или предмет?

- На что указывает слово он?

- Кто называет себя словом я?

- Правильно, называет себя я тот, кто говорит. Слово я указывает на того, кто говорит.

- К кому обращаются, употребляя слово ты?

- Верно. Ты называет того, с кем она (мышка) говорит.

- Вместо каких слов употребляется слово они?

- Мы можем сделать вывод, что есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них.

- Посмотрите внимательно на текст, и скажите мне, где начало диалога?

- Где конец диалога?

- Скажите, что такое диалог?

- Обратите внимание, как записывается диалог?

- Запишите строчки, где встречались слова он, я, ты, они.

 

- Теперь подчеркните слова, которые не называют предметы, а указывают на них.

- Как вы думаете, какую часть речи заменяют эти слова?

- О каких словах мы будем говорить на этом уроке?

- Да, вы правы, эти слова указывают на какой-то предмет и заменяют имя существительное, а как называются эти слова вы узнаете, разгадав шифр.

- Посмотрите на слайд, вы должны зачеркнуть все букв «А» и прочитать слово.

«Месааатоааааиаамаааеааанааиаае»

- Какое слово у вас получилось?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Чтобы сформулировать цели для нашего урока, я написала для вас опорные слова, посмотрите на них и сформулируйте цели.

- Какие цели мы можем поставить на урок?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, я составила план урока, но он перепутался. Попробуйте исправить план.

- Кто прочитает план, как он должен звучать?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Скажите мне, слова которые были у нас выделены в тексте, что это за слова?

- А какой их главный признак?

1. Высказывают свое мнение;

Выразительно читают фрагмент сказки

- Он, я, ты, они

- Они указывают на героев.

- Нет.

- На теремок.

- Мышка и лягушка.

- К лягушке.

- Лягушка и мышка.

Читают диалог

- Терем – теремок!

- Иди ко мне жить!

- Диалог — это разговор двух людей.

- Каждая реплика с новой строки.

Записывают строки

- Они заменяют имена существительные.

- О словах, которые заменяют имена существительные.

2. Пытаются сформулировать тему и цель урока.

- Местоимение.

- Что такое местоимение?

- Узнать, что такое местоимение.
- Научиться находить местоимения в тексте.
 

- Наш план будет звучать так:

1. Выполним задание и узнаем, что такое местоимение;

2. Будем учиться находить местоимения в тексте;

3. Выполним самостоятельную работу;

4. Подведём итоги.

- Первый

- Местоимения

- Они не называют предметы, а указывают на них.

П: подведение к теме урока;

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы;

Л: сформировать мотивацию к учению и овладению;

П: осознание на, что указывают слова я, он, ты.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16- 20

Слайд 21

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Формулирует задание;

2. Подводит обучающихся к выводу.

- Посмотрите на слово «местоимение» на экране.

- Из каких двух слов оно состоит?

- Да, слово местоимение похоже на словосочетание «вместо имени». И это не случайно.

- Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, какие это слова? В чём особенность их значения?

- Это нам говорит о том, что местоимения употребляются вместо какого-то другого слова.

- Давайте теперь сравним то, что мы сейчас сказали и местоимении с правилом в учебнике.

- Сейчас откройте учебник на странице 101.

- Прочитайте правило.

- Давайте составим с вами памятку.

- Какая тема нашего урока?

- Местоимение — это часть речи?

- Местоимение указывает на предмет, не называя его?

- Какие местоимения мы уже с вами узнали?

- Правильно, так же существуют такие местоимения как, она, оно, мы, вы.

- Давайте по нашей памятке расскажем, что такое местоимение, не называя примеры местоимений. Кто хочет ответить?

- Молодцы, давайте выполним упражнение № 173

- Прочитайте стихотворение.

- Кто понял, о чем это стихотворение?

- Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся?

- Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения.

- Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается?
- Да, вы правы. Зачитайте это предложение.

- Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике?

- Сколько строчек оно займет у вас?

- Приступайте к записи предложения.

- Подчеркните местоимения.

- Каких местоимений нет в тексте?

- Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

1. Знакомятся с правилом.

2. Выполняют задание

 

- Вместо имени.

- Это те слова , которые указывают на предметы

Читают правило

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Что такое местоимение?

- Да

- Да

- Он, я, ты, они.

 

- Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Читают стихотворение

- О  том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой.

- Я, ты, мы – местоимения.

- Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием.

Читают предложение

- Предложения записаны друг под другом.

- 6 строчек.

Записывают предложение

Подчеркивают местоимения

- Вы, он, она, оно, они.

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

- Второй.

- Самостоятельную работу.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий

П: овладение понятием о местоимении

П: умение находить местоимения в тексте.

Слайд 22

Слайд 23

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин.)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Контролирует выполнение работы.

- Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений.

Он, Мы, Она

- Кто хочет прочитать то, что у него получилось?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- Кто ещё хочет прочитать своё предложение?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- И последний, кто хочет рассказать то, что он написал.

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений?

- Хорошо, молодцы.

- Что мы с вами сейчас учились делать?

- Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана?

- Что мы будем дальше выполнять?

- Правильно. Но перед началом, нам нужно немного размяться.

1. Читают задания;

2. Объясняют свой выбор.

Записывают свои предложения на доску

- Он пошел гулять в парк.

- Он

- Мы посадили цветы в саду.

- Мы

- Она плавает в бассейне.

- Она

- Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама,  

- Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями.

- Второй

- Самостоятельную работу

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Слайд 24

Слайд 25

Динамическая пауза

(1  мин.)

Смена вида деятельности учащихся

Организует проведение динамической паузы

Выполняют упражнения

Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Слайд 26

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

- Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя.

- На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 3 минуты.

- Что вы сейчас тренировались делать?

- Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд.

- Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-».

- Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа.

- Обменяйтесь обратно.

1. Объясняют свой выбор;

2. Выполняют задания самостоятельно.

Слушают задание учителя

Подбирают и записывают слова в каждый столбик

- Мы тренировались находить местоимения в тексте.

Р: Контроль

Карточки

Слайд 27

Слайд 28

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Повторение ранее изученного.

- Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174.

- Назовите предметы на рисунках.

- Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске?

- Посмотрите на образец.

- Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать.

- А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске.

- Поднимите руки те, у  кого нет ни одной ошибки?

- Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку.

- Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите  5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2.

- Запишите домашнее задание

№172

1. Вспоминают прошлый материал урока.

Читают задание учебника

- Пальто, цветок, лампа, коньки.

Записывают слова

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

- Рюкзак, собака, велосипед, яблоко.

Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно)

Проверяют работы

Записывают домашнее задание.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).

Учебник

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какой была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

- Мы все пункты плана выполнили?

- Что мы изучали сегодня?

- Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?

- Молодцы, ребята.

- У кого что-то не получилось?

Почему?

- Я уверена, в следующий раз у вас все получится!

- Спасибо вам за работу, до свидания!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2. Оцениваю свою работу на уроке.

- Что такое местоимение?

- Узнать, что такое местоимение и для чего они используются в речи.
- Научиться находить местоимения в тексте.
- Да

- Местоимение

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Отвечают на вопросы учителя
Анализируют свою работу на уроке

Рефлексия способов и условий действия (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Местоимение

        

Часть речи

        

Указывает на  предметы

        

Я

Ты

Он

Она

Оно

Мы

Вы

Они

ФИ

Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я.

ФИ

Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я.

ФИ

Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я.

ФИ

Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Однородные члены предложения» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: закрепить знания о расстановке запятых между однородными членами, соединенными союзами «и, а, но» и без союзов.Задачи урокаДидакти...

Технологическая карта урока русского языка «Части речи. Закрепление.» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:  совершенствование знаний учащихся о частях речи; формирование умений распознавать части речи.Задачи урокаДидактические:Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об употреблении местоимений в текстеЗадачи урока:Дидактические: 1. обобщить, повторить и закрепить знания об употреблении местоимении в тексте; 2. с...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение?" (2 класс)

Цель урока: формирование понятий о местоимении как части речи, его роли в предложении.Задачи урока:Дидактические:познакомить с местоимением как частью речи;формировать умения употреблять местоимения в...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о местоимении.Задачи урока:Дидактические:Знать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает;Уметь...

Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Местоимение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: систематизация знаний о роли местоимений в речи и формирование умения изменять местоимения по лицам и числам.Задачи урокаПланируемые результат...