Технологическая карта урока по русскому языку «Корень слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ковган Алёна Владимировна

Технологическая карта урока по русскому языку «Корень слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_russkiy_yazyk_3_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

1. Ф. И. О. учителя: Ковган Алёна Владимировна

2. Класс: 3                   Предмет: русский язык

3. Тема:  Корень слова

4. Цель: развитие умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

5. Задачи:

- образовательные: развивать умение различать однокоренные слова и выделять в них корень;

- развивающие: развивать зрительное восприятие;

- воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, усидчивость, упорство в труде;

6. Планируемые результаты (ПР):

- предметные (Пр): формировать умения определения корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; уметь находить однокоренные слова; находить слова с изученными орфограммами, видеть сигналы орфограмм, выполнять орфографический разбор;

- метапредметные:

* познавательные (П): находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строить несложные рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщать языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

* регулятивные (Р): : принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.

* коммуникативные (К):

- личностные (Л): строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвоваь в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействииуются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка

7. Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, словообразовательный словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация «Корень слова»

Структура занятия

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

  Добрый день, ребята!

- Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.

- Сегодня на уроке Фея русско-го языка приглашает нас в интересное путешествие по

одной чудесной стране!

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? (1 слайд)

-Верно.

  Внимательно слушайте -

  И всё услышите.

  Внимательно смотрите -

  И всё увидите.

  Думайте - и всё поймёте!                                                                                                                                                

-Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну?

( Хочу всё знать!) (2 слайд)

-Кто согласен с этим?

-Это и будет девиз нашего урока.

Приветствуют учителя.

-  Добрый день!

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на поставленные вопросы.

-Внимательно слушать, смотреть и думать.

Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный

настрой.

Готовность

к уроку

II. Чистописание

Орфографическая
разминка

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный.

– Чтобы попасть в эту страну,

нужно красиво и правильно написать этот девиз.

- Найдите и объясните   орфограммы в этом предложении.

Выполняют письмо по образцу.

Находят  и объясняют орфограммы.

Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.

Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Правильное написание

III. . Постановка учебной задачи

IV. Актуализация знаний

1.Словарная работа:
слова с непроверяе-мымнаписанием.

V. Постановка учебной задачи

VI. Усвоение
новых знаний
и способов

действий.

1.Уточнение представлений
о понятии «корень».

2. Уточнение представлений              об однокоренных словах

3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове

Физкультми-нутка

VII. Закрепление знаний
и способов
действий.

Физкультминутка для глаз

 Тест

Словарная работа

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог

IX

Домашнее задание

Коллективная. Словесный. Чтение.

Практический.

Фронтальная, индивидуаль-ная, парная.

Практический.Письмо.

Словесный

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Фронтальная. Словесный, практический.

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа

Коллективная. Практический

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный

Коллективная. Практический

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальная. Словесный. Чтение

- Ворота открываются, и перед

нами чудесная страна «Морфемика»! (3слайд)

-Что же это за страна?

-Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема».

-Каким словарём воспользуетесь?

- Откройте учебник на с.73. (4 слайд)

- Что мы будем изучать в течение нескольких уроков,

путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? Прочитайте, работаем поднятой рук.

-Итак, в этой чудесной стране

живут части слова: приставка,

корень, суффикс и окончание.

Чтобы узнать, с какой частью

 слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд, который лежит у каждого на парте. На выполение работы у вас 2 минуты.

Какое слово увас получилось?

-Проверим (5 слайд)

- Верно. Тема нашего урока

«Корень слова».(6 слайд)

- Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться?

Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника.

- А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты?

-Мы должны выяснить, что такое корень слова

- Мы знаем о корне, что это

часть слова.

Сейчас познакомимся с ним ближе.

- Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений?

- Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой  можно сделать вывод? (учитель пишет на доске слово, а потом стирает корень слова)

– Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит? (7 слайд)

– Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом?

Почему?.

- Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания.

 В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями.

У одних семьи маленькие, а в

Других семьях бывает более

200 слов.

-Как же эти семьи называются?

- Вспомните определение однокоренных слов (8 слайд)

-Назовите два главных признака
однокоренных слов.
(9 слайд)

-Подумайте, как  используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень?

- Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75) (10 слайд)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Раз - вперед и 2- назад,

Листья кружатся, летят.

-На странице75 прочитайте упражнение 133

-На выполение задания даётся 3 минуты (11 слайд)

-Проверим (12 слайд)

Морфемике.

Какой вывод можно сделать?

- Проведём физминутку для глаз.

-На слайде представленн тест.

Выполните задания. В рабочей тетради запишите ответы. (указываю на доске пример записи в тетрадь) 1. а) и т.д. (13-14 слайд)

-Проверим

-Узнаем о происхождении  слова,  пользуясь  текстом упражнения 135 на стр. 76.  (15 слайд)

-Какие группы однокоренных слов встречаются с тексте? (16 слайд)

– Что же такое корень слова
и какие слова в его определении самые важные?

- Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? (17 слайд)

– Закончите предложения:

1.  Урок помог мне…

2.  Я узнал (а)…

3.  Я научился (а)…

4.  Для меня было сложным…

5. Мне понравилось…

6. Я хотел (а) бы…

Благодарит за работу, оценивает ответы.

Задание по выбору:

1.Создать свою модель семьи родственных слов

2.Сочинить сказку о корне

3.Составить кроссворд  или другое занимательное задание для одноклассников по теме

«Корень»

- Толковым словарём.

Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема»

и «морфемика».

Работают с учебником,

Отвечают на поставленные вопросы

-Состав слова.

 

Читают

Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: класс, солнце, мороз, ветер, малина, коньки.

Проверяют

 -Корень.

- Нам нужно точнее

узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.

- Для того, чтобы правильно понимать

значение  слова и грамотно его писать.

-То, что корень - это

важная, главная часть чего-либо.

- Корень - это главная  значимая часть слова.

Изучают схемы,
предложенные
на форзаце; делают

выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом
в которых выделен
корень.

- Корень является общей частью родственных слов.

 Делают  вывод

Отвечают на поставленные вопросы.

Вспоминают определение, выделяют
основные признаки однокоренных слов;

-Однокоренные слова

-Одинаковый корень, общее значение

Высказывают предполо-жение.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.

Выполняют движения глазами по  тренажёру

Выбирают правильные варианты
ответов

-Выплняют задания 

-«Главная», «значимая»

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Слушают учителя,
делают записи

П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в умственной и громко-
речевой форме

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

П –  воспринимают смысл читаемых текстов.

Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

Пр. –  знают определение корня и умеют находить его в слове.

П –  находят языковые
примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р –  выполняют действия по намеченному плану
и инструкциям, содержащимся в учебнике

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова,

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

К – ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи

Пр. –  знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов.

Р – оценивают свои
достижения, определяют трудности

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Устные развернутые монологические
ответы

Правильное написание

словарных слов,

устные  ответы
с элементами рассуждения

Устные развернутые монологические
ответы

Устные ответы

(правильная

формулировка правила)

Устные ответы

Устные ответы
(правильная формулировка
правила, верно вы-
деленные признаки однокоренных слов),

Устные ответы (правильная формулировка алгоритма)

Тестовые
задания

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Правильная запись домашнего
задания

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку, тема "Сложные слова" (4 класс). Урок построен с использованием интернет-ресурсов AnsverGarden, Plickers....

Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу".

Класс: 4Предмет: Русский языкПрограмма: Перспективная начальная школаУМК: Русский язык: учебник для 4 класса: в 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, Москва АКАДЕМКНИ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Перенос слов" 1 класс

Технологичексая карта разработа в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.Планируемые результатыПредметные: -знать правильное написание разделительного ъ;-уметь разли...

Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу" 3 класс, начальная школа 21 века

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: способствовать формированию деятельности учащихся в отработке алгоритма разбора слов по составу; Задачи урока Дидактические: 1. Повторить части слов; 2. Отработат...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов   с безударными  гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...