Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имен прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Павленко Екатерина Александровна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rod_imen_prilagatelnyh.docx90.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 Усть-Кутского муниципального образования

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема: «Род имен прилагательных»

Учитель начальных классов  :                                                                                                                                   Павленко Екатерина Александровна

Усть-Кут, 2022г.

Предмет: русский язык Класс: За

УМК «Школа России»: Русский язык 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: Канакина В.П., Горецкий В.Г./ Просвещение, 2018

Тема урока: «Род имён прилагательных».

Тип урока: урок открытие нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования умения определять род имён прилагательных; расширение знаний об имени прилагательном как части речи.

Планируемые результаты:

предметные: научатся:

- устанавливать зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного;

-изменять имена прилагательные по родам;

-правильно писать окончания имён прилагательных,

метапредметные:

личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

регулятивные - организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);

определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Методы работы: метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник по русскому языку;

демонстрационные: индивидуальный раздаточный материал, презентация к уроку и презентация физминутки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Здравствуйте, ребята.

Повернитесь, улыбнитесь гостям, друг другу, пожелайте удачи.

  • Приглашаю всех в мир русского языка. Он для нас таит много нового, откроем еще одну его страницу знаний.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", чего бы ты хотел достичь на уроке.

Я хотел бы дости чь

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что - то новое самостоятельно

Порадоваться за товарища

Получить «5»

-Приветствие учителя. Оценка личных достижений на начало урока.

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания -Откройте тетради, запишите число и классная работа.

  • У вас в тетради написаны буквосочетания и слова:

ый ая ое,

Пропишите их.

  • А теперь скажите, в словах какой части речи встречаются такие сочетания букв?
  • Давайте откроем страницу 63 и посмотрим, какую цель определяли для себя на предыдущих уроках?

-А как вы можете распознать имена прилагательные?

(Создание кластера)

- А какую роль играют имена прилагательные в тексте?

-Давайте снова обратимся к стр.63, прочитаем, чему мы еще будем учиться.

- Все верно, мы научимся определять род, число и падеж имен прилагательных, а значит научимся определять, в какой форме употреблено имя прилагательное.

-Откройте учебник на странице 72. Прочитайте тему раздела.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое форма имен прилагательных.

Словарная работа

-Предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки записать в столбик, подчеркнуть орфограмму.

1. Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошёл, звенит капель

Начинается……

2. В синеве высоко разливалось молоко,

Расползалось ватой бело-синеватой.

3. Есть общее название Природы состояния.

От времени года зависит …

-Что общего у этих слов?

-Добавьте к каждому слову прилагательное теплый и запишите.-

-Что вы заметили?

- Почему они изменили свои окончания?

- Давайте определим род имен существительных.

Определяют значение работы.

- Такие сочетания букв встречаются в именах прилагательных.

-Распознавать имена прилагательные.

-Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

- В предложении имена прилагательные связаны с именами существительными.

- Имена прилагательные используются в речи для того, чтобы наша речь была более понятна и выразительна.

-Определять род, число и падеж имен прилагательных.

-Формы имен прилагательных.

-апрель

- облако

-погода

- Имена существительные.

-Теплый апрель

-теплое облако

-теплая погода

-Имена прилагательные имеют разные окончания.

Апрель – м.р., облако – ср.р., погода – ж.р.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение.

3. Постановка учебной задачи

- Прочитайте тему нашего урока.

-Какую цель вы  поставили на урок?

- Род имен прилагательных.

- Научиться определять род имен прилагательных.

Регулятивные: самоопределение; целепола- гание.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Физминутка

 (Презентация)

4. Усвоение новых знаний.

- Прочитайте задание к упр.124.

- Выполните данное упражнение, выполняя последовательно все задания.

- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде, что и имя существительное?

- Какой вывод можно сделать?

Работа с правилом

- Прочитайте внимательно правило на стр.72.

- Что вы узнали из прочитанного.

-Рассмотрите внимательно таблицу: Изменение имен прилагательных  по родам (стр.73)

- Прочитайте с/сочетания 1 столбика.

- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода?

- Зачитайте с/сочетания из 2 столбца.

- Назовите окончания имен прилагательных , которые употреблены в женском роде.

- Прочитайте с/сочетания, которые употреблены с существительными среднего рода и назовите их окончания.

- Что вы узнали, выполнив данное задание?

- Имена прилагательные стоят в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

- Все имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

- ий, -ой, -ый

-ая, -яя.

--ое. –ее

- Выполнив данное задание, мы узнали, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского, женского и среднего рода.

Личностные: смысло- образование. Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

5. Закрепление новых знаний

1. Работа по группам (упр.126 стр.73)

 -Прочитайте задание.

-Что необходимо выполнить в упражнении?

-Что для этого мы должны уметь?

1 группа —записывает с/сочетания с именами существительными мужского рода

2 группа - с именами существительными женского рода

3 группа - с именами существительными среднего рода.

(Проверка. Зачитывание полученных с/сочетаний)

  • От чего зависело окончание имен прилагательных?

Чему научились в этом задании?

2. Организация позновательной деятельности. Творческое задание.  (карточки на каждой парте)

Работа в паре

Карточка:

-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

         Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждало интересная приключение.

-Посоветуйтесь друг с соседом по парте. В чем ошибка?

-Что необходимо сделать, чтобы поставить их в нужную форму?

(выполнение работы)

-Давайте проверим это задание. (уч-ся читают исправленный текст с объяснением)

-Кто выполнил это задание безошибочно?

-Составить с/сочетания с существительными мужского, женского и среднего рода.

-Правильно определять род имен существительных.

- Окончание имен прилагательных зависело от рода.

- Употреблять имена прилагательные в нужном роде и выделять у них окончания.

- Имена прилагательные  употреблены в неправильной форме.

- Найти существительное, к которому оно относится и определить его род.

         Погода стояла ясная (ж.р.). Мы сели на красивый парусник (м.р.). Вокруг было синее море (ср.р.). Нас ждало интересное приключение( ср.р.).

Познавательные: извлечение необходимой ин-

формации, самостоятельное выполнение заданий, исправление ошибок, обобщение, аналогия.

6. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- В каком числе имя прилагательное изменяется по родам?

- Как мы можем дополнить кластер?

- Как мы можем изменить род имени прилагательного?

-Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

  • Имя прилагательное изменяется по родам.
  • В единственном числе.

-Имена прилагательные могут быть мужского, женского и среднего рода.

- По имени существительному.

1. Найти имя сущ-е. к которому относится имя прил-е; 2. Определить его род; 3. Задать вопрос к имени прил-му; 4. Определить род имени прилагательного.

Познавательные: построение речевого высказывания

7. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком + (в графе «У меня получилось»). Расскажи ребятам, что тебе удалось достичь за урок. Что не получилось?

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

1) выучить правило, таблицу страница 72-73.

2) выполнить упражнение 128 на странице 74.

Записывают домашнее задание и слушают инструктаж по его выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Презентация к уроку русского языка 4 класс. Тема:"Изменение имен прилагательных по падежам".

Урок русского языка. Изменение по падежам имен прилагательных....