ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фахретдинова Карина Наильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. М. Васнецова

Задачи урока:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с биографией В.М. Васнецова;

2) обобщить и систематизировать знания о написании отзыва по картине;

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы товарищей;

2) развивать память, речь;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

2) пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.10.22

Школа:

Класс: 3

Урок:

Время:             Кабинет:

Студент: Фахретдинова Карина

Группа: 46

Учитель:

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. М. Васнецова

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с биографией В.М. Васнецова;

2) обобщить и систематизировать знания о написании отзыва по картине.

Предметные:

1)  составлять рассказ по иллюстрации;

2)  строить речевое высказывание;

3)  учиться выполнять орфографическое действие.

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы товарищей;

2) развивать память, речь.

Личностные:

1) познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2) установление связи между понятиями «учебная деятельность» и «мотив».

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

2) пробудить чувство сопричастности и ответственности  обучающихся.

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Беседа

Стихотворение

Демонстрация слайдов

Внешний контроль

Самоконтроль

   Приветствует учащихся

-Здравствуйте! Садитесь.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

-Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы  время не теряем

И урок наш начинаем.

-Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

Приветствуют учителя

-Здравствуйте!

Выполняют самооценку     готовности к уроку

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи

УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей

Демонстрационные (презентация)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Беседа

Упражнение

Демонстрация слайдов

Вопросы к детям

Самоконтроль

-Посмотрите на слайд и отгадайте ребус

-Что же здесь зашифровано?

-Верно. А что такое отзыв по картине?

Вспоминают и обобщают учебный материал

Актуализируют знания

-Отзыв по картине

-Это краткое обоснованное мнение о картине, которое пишется по плану

УУПД:

Находить пути решения при трудностях в написании трудных слов

УУЛД:

Установка на здоровый образ жизни

УУРД:

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Демонстрационные (презентация)

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Составление плана

Беседа демонстрация слайдов

Внешний контроль

Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  темы и целей урока

- Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока?

- Да, сегодня мы будем писать отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

- Какие мы цели поставим на урок?

-Отлично!

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении;

  • - отзыв по картине «Снегурочка»
  • Цели урока:
  • - познакомиться с картиной
  • В.М. Васнецова «Снегурочка»;
  • - составить план;
  • - написать отзыв по картине;

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

Принимать  цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

УУРД: различать способ и результат действия

Демонстрационные (презентация)

Открытие нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа

Упражнения

Демонстрация слайдов

Показ способов действий

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 - Ну и для начала давайте познакомимся с художником.

В.М. Васнецов родился 15 мая 1848 года в  в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детства Серову прививалась любовь к искусству. Его бабушка иногда рисовала кистью, от чего он был в восторге. В духовном училище учитель рисования познакомил с Вятским музеем. После чего он не перестаёт рисовать.  С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Но только в Москве он полностью нашел себя как художник.

-Как вы понимаете значение слов «картины на бытовые темы»?

 В 1881 году  московский меценат Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского.

Однако  эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.

А милый образ Снегурочки  Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.

- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

-Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению сцен повседневной, частной и общественной жизни

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию

УУПД:

Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Открытие нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный (беседа, объяснение)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Что вас поразило больше всего?

- Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов?

- Опишите зимнее небо.

- Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках?

- Почему снег на картине голубого цвета?

- Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему?

- Опишите образ Снегурочки.

-Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова?

-Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным.

-Стоит только взглянуть на картину, как становится радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света.

Ответы детей

-Художник изобразил очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом

- Редкие звезды сияют в сумраке небес

-В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки деревенских изб

- Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Яркие тени лежат на снегу

-Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: появляется на лесной заснеженной опушке юная русская красавица – Снегурочка

-Парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды.

- В тулупчике, в сапожках, в рукавичках

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа

Демонстрация слайдов

Объяснение

Взаимоконтроль

Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

- Определите тип текста.

- Перечислите части сочинения.

- О чем мы напишем во вступлении?

-Как можно озаглавить эту часть?

- что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Васнецова «Снегурочка».) 

О ком и чем вы будете писать в основной части?

- Озаглавим основную часть.

-Выделите микротемы в основной части:

Портрет Снегурочки;

Тёмный зимний лес.

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу...)

- О чем вы напишите, описывая Снегурочку? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

- С какого предложения мы начнем вторую микротему?

- О чем вы будете писать в этой части сочинения?

Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План:

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

Портрет девочки;

Темный зимний лес.

3. Моё отношение к картине.

-  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Анализируют картину

 Отвечают на вопросы

- Необходимо составить план сочинения

- описание

- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник В.М. Васнецов и его картина

- Мы будем описывать сюжет картины

- Описание картины

-Природа на картине очень спокойная.

-О природе

-Моё отношение к картине

Выполняют движения физминутки

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Словесный (беседа, объяснение)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком.

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

*Проверь написанное.

*Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

*Обрати внимание на «опасные места».

*В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

- Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану.

-Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.

Посмотрите памятку, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв.

На этой картине художник изобразил Снегурочку, персонаж ... Поэтому он….

На картине изображена сама Снегурочка, снег, …

Природа на картине …Это … лес.

Снегурочка очень …, в … одежде.

Мне….

- Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.

Отвечают на вопросы

- Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать

УУПД:

Самостоятельно выполнять задание

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Включение в систему знаний

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

- Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание …

Отвечают на вопросы

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

Записывают домашнее задание

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Дневники

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

парная

Вопросы к детям

Беседа

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся

-Я раздала вам листочки. Вам необходимо нарисовать  соответствующий смайлик. Если вы поняли тему и смогли написать отзыв, нарисуйте весёлый смайлик. Если у вас были проблемы, вы не поняли тему и не смогли написать отзыв, нарисуйте грустный смайлик.

-А теперь покажите мне свои смайлики.

Благодарит за работу, прощается

-Большое всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке

Прощаются с учителем

-До свидания!

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...

Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Технологическая карта урока русского языка.  Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Цель урока: формирование развития интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ- описание по картине.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать пон...