Технологическая карта урока: "Глагольные суффиксы" (УМК Перспектива, 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Меренкова Ксения Евгеньевна

Цель урокасоздать условия для формирования умения различать глагольные суффиксы.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

 

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с глагольными суффиксами;
  2. Учить определять глагольные суффиксы

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;
  2. Развивать умение ставить целъ и планировать свою деятельность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания.
  4.  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagolnye_suffiksy.docx181.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 18.03.22

Школа: «МАОУ Многопрофильный лицей № 148»

Класс: 4 «Г»

Урок: 4

Время: 12:30-13:10  Кабинет: 203

Студент: Меренкова Ксения

Группа: 34

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист:  Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: Глагольные суффиксы

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования умения различать глагольные суффиксы.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с глагольными суффиксами;
  2. Учить определять глагольные суффиксы

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;
  2. Развивать умение ставить целъ и планировать свою деятельность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания.

Оборудование: Учебник 4 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал?????

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

- Здравствуйте, меня зовут Ксения Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

-Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-У всех на парте учебник по русскому языку, тетрадь, пенал?

-Делу время, потехе час.

Послушайте мой рассказ.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

-Давайте начнем нашу работу и перейдем к минутке чистописания.

1. Самоопределение

2. Включение в деятельность

- Здравствуйте.

Проверяют готовность к уроку

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Организует минутку чистописания

- Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и посередине запишите число, сегодня у нас 18 марта. На следующей строке «Классная работа».

- Тетради положите правильно, спинки прямые. Запишите красиво, аккуратно, соблюдая правила каллиграфии одну строку в тетради.

- Отгадайте загадки и запишите ответы в строчку:

 1. Загадка для тебя легка:     Пишусь всегда через два К,    

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - ?

2. По долинам, по отрогам    

Мчит широкая дорога.    

 И она, как знают все,    

 Называется ? (шоссе).

3.Вдоль дороги по бокам  

  Липы, клены, тут и там.    

Всем идти здесь веселее  

 Этот путь зовут ?

- Давайте посмотрим на слайд и проверим себя, правильно ли вы записали данные словарные слова.

-Отлично! Пропишите еще одну строчку с этими словами.

  1. Проводит параллель с ранее изученным материалом

-Ребята, какую тему вы изучали на прошлом занятии?

-Что вы можете сказать о безударном гласном в суффиксе?

-Я буду диктовать слова, а вам надо от них образовать прилагательные с суффиксом  

доверчивый

находчивый

разговорчивый

влюбчивый

отзывчивый

Навязчивый

 изменчивый

вдумчивый

-Обменяйтесь своими  работами с соседом  и выполните взаимопроверку с экрана.

-У кого - нибудь были ошибки? В каких словах?

1. Отвечают на вопросы учителя

Отгадывают загадки и прописывают ответы в тетради

-Хоккей

-Шоссе

-Аллея

-Безударный гласный в суффиксе

-Вспоминают материал прошлого урока

Выполняют взаимопроверку

П: анализ, сравнение, аналогия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме

Видео

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднени, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

-Посмотрите на экран и разгадайте ребус, чтобы узнать, какая темя сегодняшнего урока.

- Какие цели мы можем поставить?

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока.

- Наш план будет звучать так:

1.Выполним практическое задание и познакомимся с глагольными суффиксами.

2.Будем упражняться в написании глагольных суффиксов.

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведём итоги.

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

-Тема: Глагольные суффиксы

Цели:

1.Познакомиться с глагольными суффиксами.

2.Упражняться в написании глагольных суффиксов.

П: подведение под тему урока

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы.

Л: сформировать мотивацию к учению и овладению

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Формулирует задание; 2. Подводит обучающихся к выводу; 3. Выполнение динамической паузы.

-  С чего мы начнём?

- Правильно, выполним упражнение. Откройте учебник на стр. 97, разберём номер 100.

-Что тут нужно сделать?

-Прочитайте задание. Давайте ответим на вопросы.

В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.)

Что общего в форме слов 2-го столбика? (Суффикс – Л прош. в.)

А чем различаются эти формы? (суффиксами)

что общего в словах 3 – го столбика? (пов. Ф.)

А в чем различие? (суффикс –И , - Й) Что помогло тебе сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов)

-Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. (1 – Т Ь, - ЧЬ,- ТИ н.ф., 2 - Л прош. в.,3 – И,- Й повел. н.)

Играть – играю, играешь

Кричать – кричу, кричишь

Беречь – берегу, бережешь

Нести – несу, несешь

-Можете теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов?

-Молодцы

-Теперь давайте выполним упражнение 101. Что нужно сделать?

-Отлично, приступаем к выполнению упражнения.

https://sun9-61.userapi.com/impf/g1lu5jMNABX_GTZmhajf6BeYisj8R_N8mhukQw/jImvHDsUW4w.jpg?size=1080x394&quality=96&sign=8827655eb0a385c7a373311224917230&type=album

-Давайте проверим данное упражнение. По цепочке читаем слово, называем часть речи. После нужно назвать образованный от этого слова глагол и глагольный суффикс, который вы выделили.

Сделайте выводы о глагольных суффиксах в каждой из названных форм.

-Давайте составим с вами опорную схему.

3.Проведение динамической паузы

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

1. Работают в паре

2. Формулируют правило.

 

- С выполнения упражнения

Читают задание

Отвечают на вопросы

-Списать слова в столбик, указать над ними часть речи. Образовать от этих слов глаголы и выделите глагольные суффиксы.

-потому что они образуют формы одного и того же слова

-Краснеть, зимовать, синеть, ночевать, алеть, смеяться, кормить, белеть.

Выделяют суффиксы.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом;

2. Наводящими вопросами помогает выполнить задание.

- Переходим к упражнению 102. Кто скажет, что нам нужно сделать?

https://sun9-20.userapi.com/impf/2LXA8kPAtdZ3R8CxYM_UEmiCu80xm8llj8tw8Q/8mrj0Q3eQVU.jpg?size=1080x745&quality=96&sign=dd8246861114c0ab1c56903ac2600a5d&type=album

https://sun9-36.userapi.com/impf/be471yeu2Dvyof2KVcWaQQWKEGd58Z_O3d5QDw/8SKnIrjctnk.jpg?size=1080x782&quality=96&sign=493894935b3d1a68bead14a3b6f1eb0a&type=album

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это упражнение.

-Сначала читаем предложение, обговариваем и проверяем с экрана.

-Отлично!

1. Читают задания;

2. Объясняют свой выбор.

 

-Читают задание.

-Выполняют задание.

Выручайте – выручаете

Берите – берёте

Ловите – ловите

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Образуйте от слов на карточке глаголы и выделите суффикс.

Ночь-

Желтый –

Слеза –

Купание –

Укус –

Бег -

-Кто не понял задание?

-Теперь давайте выполним взаимопроверку и если вы правильно образовали слова и выделили суффикс, то рядом поставьте плюс.

- Работа в парах. Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. 

увид_л - ….                

брос_ли - …

выдерж_л -…             

 высуш_ла - …            

 замяук_ли - …         

  советов_л - …

  сып_ло - …                 

готов_ло - … 

Взаимопроверка.  Оценивание работы учащимися.  

1. Объясняют свой выбор;

2. Выполняют задания самостоятельно.

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема нашего занятии?

- Какие мы цели себе поставили?

- Весь урок вы упорно работали и сейчас оцените свою работу на листах самооценивания. Поставьте смайл на той ступени, на которой считаете нужным.

- Я очень рад, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2. Оцениваю свою работу на уроке.

- Глагольные суффиксы.

 1. Познакомиться с глагольными суффиксами.

2.Упражняться в написании глагольных суффиксов.

Рефлексия способов и условий действия (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс ПНШ Написание безударных суффиксов в форме прошедшего времени

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУДЦель: формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; учиться писать безударные личные окончания глаголов; развитие орфографической зорк...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Значение суффикса"

Технологическая карта урока построена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Роль суффикса в словообразовании"

Тип урока: рефлексияЦели урока:Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднени...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему:"Глагольные суффиксы"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Глагольные суффиксы включает в себя этапы урока, задания для закрепления, умения находить глаголы неопределённой форме, возвратные глаголы и разб...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Технологическая карта урока русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Суффикс"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока СуффиксТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для развития умений выделять отличительные признаки новой части сл...