Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Роль суффикса в словообразовании"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Масиянская Евгения Александровна

Тип урока: рефлексия

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablon_tehnolog_karty.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык 

Тема урока: Роль суффикса в словообразовании

Тип урока: рефлексия

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап мотивации

Цель: создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

     Слово делится на части,

     Ах, какое это счастье!

     Может каждый грамотней

     Сделать слово из частей.

-Какие части слова вы знаете?

- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Какую большую тему, раздел мы сейчас изучаем, который включает в себя эти понятия: корень, приставка, суффикс, окончание?

- Для чего мы так подробно изучаем состав слова?

-Скажите, а важно ли знать, как образовано слово? Для чего нам это нужно?

- Состав слова, словообразование – это два понятия, которые необходимо рассматривать вместе.

Дают предположительные ответы

 

 

Ставят цель, задают вопросы.

Регулятивные УД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2. Этап актуализации

Цель: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов

Серый ёж был очень тих

 И ежиха тоже.

 И ребёнок был у них-

 Очень тихий ёжик.

- Чем интересно это стихотворение с позиции русского языка?

- Выпишем однокоренные слова, разберём по составу.

- Кто такой ёж, ежиха, ёжик?

- Какая часть слова помогла нам определить  кто есть кто, кто папа. Кто мама?

- С помощью какой  части слова образовались слова?

- Как вы думаете. О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

  - Какие цели поставим?        

Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух

Коммуникативные УД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УД

 формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке

3) Игра «Побудь волшебником».

Фронтально

-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:

 нос, дом, хвост, стол.

 (Слайд 4)

Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Проверка по слайду (Слайд 4)

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.

Проверка по слайду  (Слайд  5)

Сначала появляется картинка, которая обозначает маленький предмет, дети образовывают новое слово, которое означает большой предмет, затем по щелчку предмет превращается в большой и сразу же появляется  новое слово.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?

        

-ик

-Превращает слова в маленькие предметы

-ищ

-Увеличивает предметы

        

Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции

Цель: выбор способа и средств коррекции выявленных затруднений

Сравнивают свои построения с предложенным эталоном

Познавательные УД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

5. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Работа в группах

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____                 плот ______                   сценар _______

учи ______                  двор ______                     машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

Проверка по слайду  (Слайд  2)

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

        

 - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Лёня – Лёнечка                          Миша – Мишенька

Аня - …                                Алёша -  …

Света - …                                Федя - …

Дима - …                                Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

Проверка по слайду (Слайд 3)

Дети работают в группах.

Проверка.

- Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

-Имена звучат ласково.

-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Цель: организация обсуждения типовых затруднений

Учебник, с. 109, № 191 или 192

Работа с правилом по учебнику

Выдвигают свои тезисы при ответе на вопрос: «Как образуются слова?»

 Эксперты делают выводы.

Личностные УД

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Коммуникативные УД

умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Цель: провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите.

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. тракторист, пианист, танкист, печник;
  3. полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
  4. хвостище, глазоньки, усище, когтище;
  5. шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
  6. толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

Исключают из цепочек лишние слова с учетом полученных знаний

Регулятивные УД

 выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УД

 умение структурировать знания;

умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;

построение логической цепи рассуждений

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

Прием «Кластер»

Фронтально

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

На доске получается схема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке

-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?


- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения.

Дополнение предложений (Слайд  6)   

-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.

Самооценка (Слайд  7 )   

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …

Дом. Задан.: правило с. 109, с. 110, № 193

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом.

 -Суффикс

- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-.

Поднимают руки.

Познавательные УД

 умение структурировать знания;

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» - 3 класс

Тема урока «Суффикс» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о суффиксе и его словообразовательной роли, умение находить суффикс в словах...