Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бузинова Виктория Сергеевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.

Задачи урока:
Дидактические:
1) Познакомить с понятием «суффикс»;
2)Учить находить суффикс в словах;
3) Учить составлять новые слова при помощи суффиксов.
Развивающие:
1) Развивать орфографическую зоркость при выполнении практических заданий;
2) Развивать логическое мышление, зрительную память учащихся через выполнение упражнений на отработку способа
выделения суффикса в словах.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 5.03.2021

Студентка: Бузинова Виктория

Школа: № 95

Группа: 32

Класс: 2-3

Учитель: Белоногова Ирина Валерьевна

Урок: 4

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Время:8:55

Кабинет: 222

Тема урока: «Суффикс»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.

Дидактические:
1) Познакомить с понятием «суффикс»;
2)Учить находить суффикс в словах;
3) Учить составлять новые слова при помощи суффиксов.
Развивающие:
1) Развивать орфографическую зоркость при выполнении практических заданий;
2) Развивать логическое мышление, зрительную память учащихся  через выполнение упражнений на отработку способа выделения суффикса в словах.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Словесный: слово учителя

Задает эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Если вы настроены на урок положительно, покажите пальцы вверх! Отлично.Начнем работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: задание на слайде.

С

Ф

Проводит минутку чистописания.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- А какое значение вы имеете ввиду под «классной работой»?

- Чтобы работать классно, нужно уметь красиво писать. Давайте начнем с минутки чистописания.

- Угадайте ребус. Что получилось?

- Отлично! Пропишите это слово каллиграфичным почерком в тетрадь.

Словарная работа 

С…бака , уч…ник , ф…мил…я , ф…враль , ин…й , к…пуста, с…рока

- Слово может иметь много значений. Что нам поможет узнать значение слова?

- Как вы думаете, от чего зависит значение слова?

- Сейчас я вам предлагаю поиграть в сыщиков и провести расследование, которое поможет нам ответить на вопрос.

Посмотрите на доску:
1) Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2) Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

- Что общего в значении всех этих слов?

- Что общего в словах первой подгруппы?  А во второй?

- Что помогает нам  создать уменьшительно-ласкательное значение в этих словах?

Выполняют записи в тетради.

- Фонарь.

Смотрят на доску и отвечают на вопросы.

- Они обозначают имена.

- Они обозначают уменьшительно-ласкательное значение;
- Грубое, небрежное значение.

- Суффикс.

Предметные:

уметь выделять корень в словах;

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

Слайд 2

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

Ф

Формулирует с учащимися тему и цели урока.

- Вы, наверное, уже догадались какова тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- Какой план для достижения результата мы составим на урок?

Давайте из пунктов плана попробуем собрать паровозик.  На доске у вас в хаотичном порядке развешаны вагоны паровоза. Какой вагон будет первым? А какой вторым?... Зачитайте пункты плана.

1.Определяют тему и цели урока.

- Тема урока: суффикс.

- Познакомиться с понятием «суффикс»; учиться определять его в слове.

- 1) Выполнить практическое задание и определить значение понятия «суффикс».

2) Сформулировать правило о суффиксе, алгоритм определения суффикса в слове.

сравнить его с правилом в учебнике.

3) Выполнить задания, используя алгоритм.

5) Выполнить самостоятельную работу.

6) Подвести итоги урока.

П: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Презентация

Слайд 3,4

Раздаточный материал.

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Частично-поисковый метод.

Словесный: учебный диалог.

Морфологический: разбор упражнения.

И

Ф

Предлагает задание для формулирования правила.

-Ребята,  откройте задание на странице 66. Что нам необходимо тут сделать?

- Что вы делали?

- Где она стоит в слове?

- Что у вас получилось в результате?

- Как называется часть слова, которую вы подставляли?

- Посмотрите на план, что мы сейчас сделали?

- Какой следующий шаг?

- Попробуем сформулировать правило.

- Сверим его с правилом в учебнике.

- Проговорите правило друг другу в парах.

- Что мы сделали для достижения цели?

- Какой следующий шаг?

- Составим алгоритм определения суффикса в слове:

1) Подобрать однокоренные слова, выделить корень в слове.

2) Определить значение слова.

3) Найти часть, которая образовала новое слово, выделить её.

4) Определить значение слова, которое образовал суффикс.

Гимнастика для глаз.

- Нужно образовать новые слова из предложенных частей слова.

Составляют слова.

Тигр-тигрёнок, мамонт-мамонтёнок, страус-страусёнок, слон-слонёнок, кот-котёнок.

- Подставляли часть –ёнок- в слово.

- После корня.

- Новые слова.

- Суффикс.

- Выполнили задание.

- Сформулировать правило.

Формулируют правило и сверяют с эталоном в учебнике.

Проговаривают правило.

- сформулировали правило.

- сформулировать алгоритм определения суффикса в слове.

Составляют алгоритм определения суффикса в слове.

Выполняют гимнастику для глаз.

Предметные: составление новых слов при  помощи суффикса;
Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 5-12

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Морфологический: выполнение задания.

Ф

Предлагает задание на отработку правила.

- Ребята,  а какой же следующий шаг нашего плана?

- Повторим ещё раз алгоритм.

- Найдите задание 106 на странице 66. Что нужно сделать?

- Маленький дом можно назвать …

- Очень большой дом называют …

- Старенький, неказистый дом - …

1.Выполняют задание.

- выполнить задания для отработки алгоритма.

Повторяют алгоритм.

Выполняют разбор слов по алгоритму.

- нужно разгадать слова, которые загадала Аня.

- домишко.

- домище или домина.

- домик.

Предметные: составление новых слов при мощи суффикса, используя правило;

П: выполнение действий по алгоритму.

Презентация

Слайд 13,14

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа.

И

П

Предлагает задания для отработки нового знания.
Контролирует выполнение задания.
Организует проверку задания.

Задание: используя суффиксы, составить слова, обозначающие предметы маленького размера, выделить в них суффикс.

Слово

суффикс

Дом-

-ик-

Лес-

-ок-

Кот-

-ик-

Мышь

-к-

Вагон

-чик-

- Поменяйтесь с соседом по парте листочками.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Предметные: умение выделять в словах суффикс;

П: выполнение действий по алгоритму;

Л: контроль, оценка.

Презентация

Слайд 15

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Словесный: учебный диалог

Ф

Повторяет изученный материал.

Предлагает задание в группах для закрепления темы.

3.Организует проверку.

- Обратите внимание на слайд, Аня и Ваня составляли памятку про суффикс, но некоторые слова они пропустили. Мы с вами должны помочь им, и дополнить нужной информацией памятку:

- Вам необходимо объединиться в группы по 4 человека. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

 - У вас на столах лежат задания, ваша задача, подобрать к словам однокоренные слова, используя суффикс –к-.

Рыба, берёза, кровать, комната, шуба, лошадь.

- Давайте теперь сверим ваши ответы с эталоном. 

Обобщают полученные знания по новой теме.

- Суффикс –это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Перечисляют правила работы в группе.

- рыбка, берёзка, кроватка, комнатка, шубка, лошадка.

Предметные: знать определение понятия «суффикс» и его значение;

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Презентация

Слайд 16-18

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: учебный диалог

Ф

И

Подводит итоги урока.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Обратите внимание на слайд. Вам необходимо дополнить фразу.

- Отлично, все сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу, до новых встреч!

1.Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

- тема урока: суффикс.

- познакомиться с понятием «суффикс»; учиться определять его в слове.

Л: самооценка.

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, ребята!

Слайд 2

ФОНАРЬ

Слайд 3

Что общего в значении этих слов? 1 ) Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька , Васенька. 2 ) Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

Слайд 4

Тема урока: « Суффикс » Цели: П ознакомиться с понятием «суффикс»; 2. У читься определять его в слове.

Слайд 5

План урока : 1) Выполним практическое задание и определим значение понятия «суффикс». 2) Сформулируем правило о суффиксе, алгоритм определения суффикса в слове, сравним его с правилом в учебнике. 3 ) Выполним задания, используя алгоритм. 4 ) Выполним самостоятельную работу. 5 ) Подведём итоги урока.

Слайд 6

Задание.

Слайд 7

т игр-тигр ёнок , мамонт-мамонт ёнок , страус-страус ёнок , слон-слон ёнок , кот-кот ёнок .

Слайд 8

Правило ! Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Слайд 10

Алгоритм определения суффикса Подобрать однокоренные слова, выделить корень в слове. Определить значение слова. Найти часть, которая образовала новое слово, выделить её. Определить значение слова, которое образовал суффикс.

Слайд 11

Задание 106

Слайд 12

1 вариант – снежок 2 вариант - беленький

Слайд 13

Самостоятельная работа!

Слайд 14

дом ик лес ок кот ик мыш к а вагон чик

Слайд 15

Вставь пропущенные слова.

Слайд 16

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Слайд 17

Рыбка, берёзка, кроватка, комнатка, шубка, лошадка.

Слайд 19

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Суффикс"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока СуффиксТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для развития умений выделять отличительные признаки новой части сл...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...