Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Сурина Екатерина Викторовна

    Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Технологическая карта180.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    во 2 классе

    по теме «Суффикс».

                                                                        Сурина Екатерина Викторовна

                                                                   учитель начальных классов

                                                МБОУ НОШ 39

                                              г. Белореченск

    Педагогическая
    цель

    Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове; содействовать ознакомлению со словарными словами ученик, собака

    Тип урока

    Открытие новых знаний и способов действий

    Планируемые

    результаты

    (предметные)

    Наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове

    Личностные
    результаты

    Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий

    Универсальные
    учебные действия
    (метапредметные)

    П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

    Р – составляют план и последовательность действий.

    К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

    Основное содержание темы, понятия, термины

    Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове. Ученик, собака

    Структура и ход  урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Психологический настрой на работу.

    Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности,  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    -Прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    Все друг к другу повернитесь,

    А теперь улыбнитесь.

    Улыбнитесь мне, гостям!

    И садитесь по местам.

      -   Тихонько сели, приготовились  работать.

    Какое  сегодня  число ? Прочитаем  и  запишем  в  тетрадь.

    Записывают  число.

    Метапредметные УУД:

    регулятивные: самоопределяться   к учебной деятельности

    2. Минутка  чистописания.

    - – Посмотрите на доску. Элементы каких букв
    будем прописывать?

    Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

    – Расположите тетрадь правильно. Возьмите
    правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

    – Посмотрите и отметьте элементы, которые
    получились у вас лучше остальных

    Применяют знания каллиграфического  написания  букв  

    и  отгадывают  слова  «корень».  «приставка»,  «окончание».

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    -осуществлять самоконтроль;

    предметные:

    соблюдать  единый орфографический режим

    3. Актуализация  знаний.

    Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия  нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на  этом  этапе  урока.

    -Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

    • Часть слова, которая служит для  связи  слов    в предложении, называется…(окончанием)
    • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
    • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
    • Что находится между городом и селом? (и)
    • Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
    • Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
    • Чем кончается лето и начинается осень?  (буквой  о)
    • Сколько гласных букв в алфавите? (10)

    Отвечают  на  вопросы.

    Метапредметные  УУД:

    познавательные:

    находить ответы на вопросы,

    личностные: оценивать  содержание учебного материала;

    регулятивные: высказывать свое предположение;

    коммуникативные:

    слушать и понимать речь учителя.

    Предметные:

    называть  части  слова,

    знать определения частей слова.

    4. Формулирование темы и учебных целей урока

    Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

    На доске:

    – Что изображено на доске?

    – Как еще его можно назвать?

    – Из чего состоит наш паровоз?

    – Назовите изученные части слова.

    – Что такое приставка?

    -– Что такое корень?

    – Что такое окончание?

    а)  Наблюдение над ролью суффиксов.

      -  Отгадайте  загадку:

    Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж)

    - А если еще маленький? (Ёжик)

    - Мама ежат? (Ежиха)                       (слайд1)

    -Как называются эти  слова? (однокоренные)

    - Назовите  корень.

    - Чем различаются эти слова? (частью  слова  ,стоящей  после  корня)

    -  Может  быть  кто-то знает,  как  называется  эта  часть? (суф-с)                                                                                                                

    б)Формулирование  учащимися  темы  урока

     -Кто  попробует  сформулировать  тему  урока?

    -Часть  слова –суффикс.                                      

    За корнем суффиксу

    Нашлось местечко,

    Обозначаю уголком

     Называю … (суффиксом  )     ( Iслайд,  слайд 2 «Суффикс»)

    -Вместе  с  нами   все  про  суффиксы  хочет  узнать  герой  одной  компьютерной  игры.  (слайд 3 Смайл)

    По  правилам  компьютерной  игры герои  проходят  уровни и  идут  к  цели. Какую  цель  преследует  наш  герой  -узнаем  позже.

    в) Целеполагание.

     - Какие цели поставим перед собой  на  уроке?

    -  Какие  задания  хотели бы вы выполнить?

    – Паровоз.

    – Состав.

    – Из частей слова.

    – Приставка, корень, окончание.

    – Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

    – Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    – Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    Находят однокоренные слова. Выделяют  корень. Предполагают  ,  что  такое суффикс  и   определяют его  место  в  слове.

    Определяют тему и цели урока, задания ,  которые  хотели  бы  выполнить.

    Знакомятся  с  героем  компьютерной  игры.

    Метапредметные(УУД):

    регулятивные:определять и формулировать  тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

    познавательные:

    находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение;

    ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    коммуникативные: слушать и понимать речь других;

    уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,   владеть  диалогической формой.

    5. Изучение  новых  знаний, необходимых  для  формирования  умений.

     Выбрать способ реализации цели.  Построить план и определить средства достижения цели

    1. а)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

    Начало  компьютерной игры.

    - Суффиксов в русском языке огромное количество.

    -Давайте познакомимся  с  некоторыми  из  них.

    - Внимание на экран. Наш  герой  отправляется  на  первый  уровень.  (слайд 4)

    -Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем   однокоренные  слова.

    -Запишите в два столбика.

    -Выделите корень.

    -А теперь выделите суффикс в этих словах.

    -Объясните  лексическое  значение  новых  слов.

    Цвет- цветник, цветок, цветные,

    Лес- лесник, лесок, лесные,

    -Что  можем  сказать  о  суффиксе?  (образует  новые  слова,  стоит  после корня)           (слайды5-7)

     б)Обобщение  знаний  о  суффиксе. Формулировка  правила. Работа с тестом. (Оценочные  листы   -  оценивают  свою  работу)

    - Давайте  с помощью  теста  подведем  первые  итоги  о  том, что узнали о суффиксе.

    (слайды 8-12)

    -Найди  верное утверждение.

     1) Суффикс – это маленькое слово.

     Суффикс – это часть слова.

     2) Суффикс служит для образования новых слов.

     Суффикс служит для связи слов в предложении.

     3) Суффикс стоит перед корнем.

     Суффикс стоит после корня.

     

    - Так  что  же  такое  суффикс?

    - (Суффикс – это часть слова, которая  служит  для  образования  новых  слов, стоит после корня)

    в) Чтение  правила. Учебник  с.89

    Проверим  себя (слайд 13)

    - Сверимся  с  учебником.

    - Совпали  ли  наши  выводы  с выводами  учебника?

    - Давайте  оценим  свою  работу  в  оценочных  листах.(оценивание 1)

    - А вместе  с  нами  первый  уровень  прошел  и  наш  герой. (слайд 14)

     О  чем  мы  не  сказали?  (значимая  часть)

    -Как  понимаете?  (несет  значение)

    Подбирают  однокоренные  слова,

    Выделяют  корень,  суффикс.

    Наблюдают за лексическим  значением  слова.

    Делают  вывод, что  суффикс  влияет  на  изменение  лексического  значения  слова.

    Строят алгоритм  нахождения  

    суффикса  в  слове.    

    Делают выводы о том, что такое суффикс,  что он стоит между корнем и окончанием  и  служит  для  образования  новых  слов.

    Убеждаются  в правильности  своих  суждений  и  вывода, сверяясь  с учебником.

    Оценивают  свою  работу  в  оценочных  листах.

    Находят   несоответствие  своего  вывода  и  правила  в  учебнике  (значимая  часть)

    Предметные: знать место суффикса  в слове, определять  лексическое  значение слов  и роль  суффикса   в значении слова.

    Метапредметные УУД:

    Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

    уметь  работать с информацией,

    сопоставлять факты, делать умозаключения

    регулятивные: высказывать свое предположение;

    коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

    6. Формирование, закрепление  первичных  умений и  применение их в  стандартных   ситуациях  по   аналогии.

     Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

    2. Работа  по  выделению  суффиксов и выяснению  их  значений.

    а) Работа в парах  (оценивают  работу  друг  друга в оценочных листах).

    -Суффикс  хоть  и  маленькая  часть  слова, но  имеет   свое  лицо, и многое может  рассказать. От  него  зависит  лексическое  значение  слова.

    - Мы  отправляем  нашего  героя  на  второй  уровень  и  отправляемся вместе  с ним. (слайд 15)

    - Сейчас  вы  будете  работать  в  парах. Нужно  будет  соблюдать  правила  работы  в группе.

    Запишите :- как называют маленький зуб (зубик)

     - огромные глаза (глазища)

    - в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

    - спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)

    - маленькая морковь (морковка)

    - вид больного человека (болезненный)

    - тонкий слой жира (жирок)

    - Выделите  суффиксы.

     -Какие  значения  придали словам  суффиксы?

    Проверка  с  помощью  слайдов  16-22    с  уточнением  значений  суф-в.

    Наш  герой  прошел  второй  уровень   (слайд  23)  и  нам  пора  оценить  свою работу  и  отдохнуть. (оценивание  2)

    ФИЗМИНУТКА  (слайд  24)

    б) Работа  в  группах по  изучению  значений  суффиксов  с  последующим  отчетом  о  работе. (оценочные  листы - оценивают  работу  каждого  в  группе,  устно  дают  оценку  работе  всей  группы)

    (У  каждой  группы  на  парте  лежит конверт  с  набором  суффиксов. Выполняя  задание , дети выбирают   листочки  с  суффиксами  и  помещают  их  на   « дерево»)

    - Давайте  вырастим чудо-  дерево . Мы  отправляем  героя  на  третий  уровень,  а  сами  продолжим  работу  группами.

                                        Задания  группе  1.

    1) -Представьте себе,  что   у  вас  есть двусторонняя  лупа и  теперь  вы  с  одной  стороны   видите:  не  дом,  а  домище;   не  хвост, а   …;  не  нос,  а …;  не  лес, а  …; не мост,  а …  .  Запишите  новые  слова.

        - Выделите  суффиксы. Какое  значение  они   имеют?(  увеличительное)

       -  А  с  другой   стороны….

        2) Образуйте  новые  слова   при помощи  суффиксов:  -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк.  Запишите  их.  Выделите  суффиксы.

    Трава, береза,  ухо,  тополь,  мед, хозяйка.

       - Какое  значение  придали  словам  суффиксы? (  уменьшительно -  ласкательное)

    3)- Вы  знаете   сказку «Сестрица  Аленушка  и  братец  Иванушка» .  Почему  в сказке  говорится  сестрица, а  не  сестра;  братец,  а  не  брат, Аленушка,  а  не  Алена,  Иванушка,  а  не  Иван. ( ласково)    Какие суффиксы?  Запишите  слова  с  суффиксами. Выделите суффиксы.

      -Найдите  в  наборе   все   суффиксы  из  заданий, прикрепите  на  дерево.

                                Задания  группе  2 .

    1) –Образуйте  от  данных  слов  при  помощи  суффиксов  -н, -ист, -лив, -ск слова  по  образцу :   север  -северный …

    запад,   ветвь,   дождь, ,  октябрь

    К  какой  части  речи  относятся  полученные  слова? Сделайте вывод.

    (эти  суффиксы  образуют  имена    прилагательные,   обозначают признаки,  принадлежность)

    2)- Найдите  в  словах  храбрость , мудрость,  хитрость, ловкость  суффикс.

    - Каково  значение  суффикса  -ость? (слова  с  этим  суффиксом называют  черты  характера  человека)

    -С  какими  суффиксами  вы  работали?  Прикрепите  их  на дерево.

                                 Задания  группе  3.

    1)Допиши  слова  по  образцу: водить -  водитель, учить - …,  скрипка -…, электричество -…, шахта -…,  футбол -…,  трактор - … .

      - Найдите суф-ы.  Какое  значение  они  придали  словам?  (  получились слова,  обозначающие  профессии)

      2) -Прочитайте  текст  Н.Сладкова  «Как  их  зовут?»  Вставь  пропущенные  слова

        У  нас  на  земле  все  просто.  У  волк – волчонок,  у  лося  - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …,  у  гуся  - … .    Лис…,   ут…,  ежа…,  галч… .

        А    попробуй-ка  под  водой! Ну,  у  щуки –щурята.  Это   известно.  А  дальше?

    -Прочитайте  вставленные  слова.

     -Выделите  суффиксы.

     - Назовите   значение суффиксов. (получились слова  называющие   детенышей  животных)

    3) - А   как   будет   по  -коми     медвежонок (ошпи), зайчонок  (кочпи), лисенок  (ручпи), белочка (урпи)?  Назовите  суффикс. (пи)

    - Найдите в  конверте  суффиксы  с   которыми  вы  работали.  Прикрепите  их  на  дерево.

    в)ФРОНТАЛЬНАЯ   РАБОТА

     - Ребята,  а как   называют  мужчину  жителя   Москвы? (москвич). Женщину? (москвичка),  вместе (москвичи)

    -Сыктывкара, Ухты, Инты, Воркуты?

    В)Подведение  итогов  работы  групп

    -Какие  значения  могут  иметь  суффиксы?

    - Вот  такое чудо-дерево  у  нас  выросло. А наш  друг  прошел  третий  уровень  и  тоже нашел  чудо-дерево   (слайд  27) с  необычными  плодами.   Это  орешки  знаний.

    (слайд 28)

    Орешек знаний твёрд,

    но всё же мы не привыкли отступать,

    нам расколоть его поможет

    девиз  ребят «Хочу всё знать!».        

    (слайд 29 оценивание 3)

    Работают   в  малых группах.  Подбирают  однокоренные  слова,  выделяют  суффиксы,  используя  алгоритм    выделения  суффиксов.

    Проверяют   правильность  своей работы   по  слайдам.

    Обращают  внимание на  значения  слов, особенности употребления слов.

    Убеждаются  в  разнообразии  значений  суффиксов.

    Оценивают  работу  в  парах  в  оценочных  листах.

                                       

    Вовлекаются  в практическую  деятельность  с  целью   создания  «чуда-дерева».

    Работают  в  группах  по  дифферен-цированным  заданиям.

    Подбирают  слова  с  заданными   суффиксами.

    Знакомятся  с  новыми значениями  суффиксов, выполняя  задания , в  том  числе  используя  название  сказки  из  «Литературного  чтения»  «Сестрица  Аленушка  и  братец  Иванушка»  (уменьшительно-  ласкательными,  увеличительными)

    Из  конверта  с  набором  суффиксов выбирают  те,  с которыми  работали,  выполняя  задание  , и  помещают  на  «чудо-дерево».

    Аналогичная  работа  второй  группы  с суффиксами  имеющими  значение  принадлежности, образующими  имена  прилагательные , и суффиксами, образующими  существительные называющие  черты  характера  человека.

    Аналогичная  работа третьей группы  с суффиксами, образующими  существительные  -названия   профессий  и  суффиксами,  образующими  существительные – названия  детенышей  животных(на   материале  текста  Н. Сладкова  «Как  их  зовут?»

    Называют   детенышей  животных на  коми  языке  и  выделяют  суффикс  коми  языка  -пи.

    В  фронтальной  работе  подбирают  слова  с  суффиксами,  обозначающими принадлежность

     по  месту  жительства  (на  материале   городов   Республики  Коми).

    Подводят  итоги  по  созданию  «чудо-дерева»,  итоги  компьютерной  игры. Оценивают  работу  групп.

    Метапредметные  УУД:

    Коммуникативные:  уметь  работать  в  малых  группах;

    формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий  и использовать  алгоритм  в действии

    регулятивные:

    осуществлять самоконтроль;

    овладевать умением прогнозировать;

    высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    личностные:-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

     

    Метапредметные УУД:

    коммуникативные:

    осуществлять   взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    регулятивные: :высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

    личностные УУД:

    - определять общие для всех правила поведения;

    - определять правила работы в парах;

    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

    Познавательные УУД:

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    7.  Рефлексия  учебной  деятельности.

     Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    -Удалось  ли  сделать,  то  что  намечали?

    а)Рефлексия  «Закончи  фразу»

    б)Итоговая   оценка   в  оценочных  листах (итоговое  оценивание)

    Высказывают свои суждения.

    Оценивают  свою  работу за урок в  оценочных  листах.

    Еще  раз повторяют правило  о  суффиксе,  отгадывая  зашифрованное  слово.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

    выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

    Личностные УУД

    Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

    Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

    В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

    УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....