Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 180.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
во 2 классе
по теме «Суффикс».
Сурина Екатерина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ НОШ 39
г. Белореченск
Педагогическая | Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове; содействовать ознакомлению со словарными словами ученик, собака |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове |
Личностные | Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий |
Универсальные | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы. Р – составляют план и последовательность действий. К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы |
Основное содержание темы, понятия, термины | Суффикс как часть слова. Функции, значение и местонахождение суффикса в слове. Ученик, собака |
Структура и ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Психологический настрой на работу. Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
-Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Тихонько сели, приготовились работать. Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь. | Записывают число. | Метапредметные УУД: регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности | |
2. Минутка чистописания. | |||
- – Посмотрите на доску. Элементы каких букв Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые | Применяют знания каллиграфического написания букв и отгадывают слова «корень». «приставка», «окончание». | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; предметные: соблюдать единый орфографический режим | |
3. Актуализация знаний. Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этом этапе урока. | |||
-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
| Отвечают на вопросы. | Метапредметные УУД: познавательные: находить ответы на вопросы, личностные: оценивать содержание учебного материала; регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя. Предметные: называть части слова, знать определения частей слова. | |
4. Формулирование темы и учебных целей урока Согласовать и зафиксировать цель и тему урока. | |||
На доске: – Что изображено на доске? – Как еще его можно назвать? – Из чего состоит наш паровоз? – Назовите изученные части слова. – Что такое приставка? -– Что такое корень? – Что такое окончание? а) Наблюдение над ролью суффиксов. - Отгадайте загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж) - А если еще маленький? (Ёжик) - Мама ежат? (Ежиха) (слайд1) -Как называются эти слова? (однокоренные) - Назовите корень. - Чем различаются эти слова? (частью слова ,стоящей после корня) - Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (суф-с) б)Формулирование учащимися темы урока -Кто попробует сформулировать тему урока? -Часть слова –суффикс. За корнем суффиксу Нашлось местечко, Обозначаю уголком Называю … (суффиксом ) ( Iслайд, слайд 2 «Суффикс») -Вместе с нами все про суффиксы хочет узнать герой одной компьютерной игры. (слайд 3 Смайл) По правилам компьютерной игры герои проходят уровни и идут к цели. Какую цель преследует наш герой -узнаем позже. в) Целеполагание. - Какие цели поставим перед собой на уроке? - Какие задания хотели бы вы выполнить? | – Паровоз. – Состав. – Из частей слова. – Приставка, корень, окончание. – Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. – Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. – Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают , что такое суффикс и определяют его место в слове. Определяют тему и цели урока, задания , которые хотели бы выполнить. Знакомятся с героем компьютерной игры. | Метапредметные(УУД): регулятивные:определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; познавательные: находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой. | |
5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели | |||
Начало компьютерной игры. - Суффиксов в русском языке огромное количество. -Давайте познакомимся с некоторыми из них. - Внимание на экран. Наш герой отправляется на первый уровень. (слайд 4) -Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова. -Запишите в два столбика. -Выделите корень. -А теперь выделите суффикс в этих словах. -Объясните лексическое значение новых слов. Цвет- цветник, цветок, цветные, Лес- лесник, лесок, лесные, -Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня) (слайды5-7) б)Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу) - Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе. (слайды 8-12) -Найди верное утверждение. 1) Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2) Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3) Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
- Так что же такое суффикс? - (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня) в) Чтение правила. Учебник с.89 Проверим себя (слайд 13) - Сверимся с учебником. - Совпали ли наши выводы с выводами учебника? - Давайте оценим свою работу в оценочных листах.(оценивание 1) - А вместе с нами первый уровень прошел и наш герой. (слайд 14) О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение) | Подбирают однокоренные слова, Выделяют корень, суффикс. Наблюдают за лексическим значением слова. Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова. Строят алгоритм нахождения суффикса в слове. Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу в оценочных листах. Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть) | Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова. Метапредметные УУД: Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь работать с информацией, сопоставлять факты, делать умозаключения регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. | |
6. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии. Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки | |||
2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах). -Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова. - Мы отправляем нашего героя на второй уровень и отправляемся вместе с ним. (слайд 15) - Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе. Запишите :- как называют маленький зуб (зубик) - огромные глаза (глазища) - в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый) - спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник) - маленькая морковь (морковка) - вид больного человека (болезненный) - тонкий слой жира (жирок) - Выделите суффиксы. -Какие значения придали словам суффиксы? Проверка с помощью слайдов 16-22 с уточнением значений суф-в. Наш герой прошел второй уровень (слайд 23) и нам пора оценить свою работу и отдохнуть. (оценивание 2) ФИЗМИНУТКА (слайд 24) б) Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы) (У каждой группы на парте лежит конверт с набором суффиксов. Выполняя задание , дети выбирают листочки с суффиксами и помещают их на « дерево») - Давайте вырастим чудо- дерево . Мы отправляем героя на третий уровень, а сами продолжим работу группами. Задания группе 1. 1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова. - Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное) - А с другой стороны…. 2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы. Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное) 3)- Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра; братец, а не брат, Аленушка, а не Алена, Иванушка, а не Иван. ( ласково) Какие суффиксы? Запишите слова с суффиксами. Выделите суффиксы. -Найдите в наборе все суффиксы из заданий, прикрепите на дерево. Задания группе 2 . 1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный … запад, ветвь, дождь, , октябрь К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность) 2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс. - Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека) -С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево. Задания группе 3. 1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … . - Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? ( получились слова, обозначающие профессии) 2) -Прочитайте текст Н.Сладкова «Как их зовут?» Вставь пропущенные слова У нас на земле все просто. У волк – волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …, у гуся - … . Лис…, ут…, ежа…, галч… . А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки –щурята. Это известно. А дальше? -Прочитайте вставленные слова. -Выделите суффиксы. - Назовите значение суффиксов. (получились слова называющие детенышей животных) 3) - А как будет по -коми медвежонок (ошпи), зайчонок (кочпи), лисенок (ручпи), белочка (урпи)? Назовите суффикс. (пи) - Найдите в конверте суффиксы с которыми вы работали. Прикрепите их на дерево. в)ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА - Ребята, а как называют мужчину жителя Москвы? (москвич). Женщину? (москвичка), вместе (москвичи) -Сыктывкара, Ухты, Инты, Воркуты? В)Подведение итогов работы групп -Какие значения могут иметь суффиксы? - Вот такое чудо-дерево у нас выросло. А наш друг прошел третий уровень и тоже нашел чудо-дерево (слайд 27) с необычными плодами. Это орешки знаний. (слайд 28) Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет девиз ребят «Хочу всё знать!». (слайд 29 оценивание 3) | Работают в малых группах. Подбирают однокоренные слова, выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов. Проверяют правильность своей работы по слайдам. Обращают внимание на значения слов, особенности употребления слов. Убеждаются в разнообразии значений суффиксов. Оценивают работу в парах в оценочных листах.
Вовлекаются в практическую деятельность с целью создания «чуда-дерева». Работают в группах по дифферен-цированным заданиям. Подбирают слова с заданными суффиксами. Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания , в том числе используя название сказки из «Литературного чтения» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (уменьшительно- ласкательными, увеличительными) Из конверта с набором суффиксов выбирают те, с которыми работали, выполняя задание , и помещают на «чудо-дерево». Аналогичная работа второй группы с суффиксами имеющими значение принадлежности, образующими имена прилагательные , и суффиксами, образующими существительные называющие черты характера человека. Аналогичная работа третьей группы с суффиксами, образующими существительные -названия профессий и суффиксами, образующими существительные – названия детенышей животных(на материале текста Н. Сладкова «Как их зовут?» Называют детенышей животных на коми языке и выделяют суффикс коми языка -пи. В фронтальной работе подбирают слова с суффиксами, обозначающими принадлежность по месту жительства (на материале городов Республики Коми). Подводят итоги по созданию «чудо-дерева», итоги компьютерной игры. Оценивают работу групп. | Метапредметные УУД: Коммуникативные: уметь работать в малых группах; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Метапредметные УУД: коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. регулятивные: :высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | |||
-Удалось ли сделать, то что намечали? а)Рефлексия «Закончи фразу» б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово. | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Личностные УУД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
Технологическая карта урока. Русский язык во 2 классе. Тема. Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова (урок 2)
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Тема. Текст-повествование и роль глаголов в нем (второй урок)
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...