Конспект урока внеклассного мероприятия "В гостях у Тульского самовара"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Цель: развивать у учащихся интерес к изучению истории родного края. Познакомить с историей происхождения самовара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tulskogo_samovara.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка «В гостях у самовара»

Цель: развивать у учащихся интерес к изучению истории родного края. Познакомить с историей происхождения самовара.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о родном крае, рассказать, чем славится и гордится наш Тульский край;
  • систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов Тульского края;
  • активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы;

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь родному краю, уважение к своей Родине, народу, мастерам-умельцам;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, гордости за свой край;
  • вызвать положительное эмоциональное настроение;
  • воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам Тульского края, бережное отношение к истории родного города.

Планируемые результаты:

Предметные: знать чем славится и гордится Тульский край. Знать историю происхождения самовара.

Личностные: определять правила поведения при совместной работе, понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;
  • уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 Регулятивные:

  • уметь принимать и сохранять учебную задачу;
  • с помощью учителя планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • уметь высказывать своё предположение;
  • контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить высказывания;
  • задавать вопросы;
  • слушать и понимать других во время групповой работы.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

  • ЭОР (презентация, видеофильм);
  • Листы с заданиями;

Инновационное оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбуки;
  • Интерактивная доска.

     Формы работы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

Ход урока:

1. Мотивирование к деятельности (Организационный момент).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии вы получите новые знания. Чтобы у всех было прекрасное настроение, чтобы во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? (внимательными, активными, организованными, дружными и т.д.)

2. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели.

 - Посмотрите на слайд. Перед вами русские пословицы. В них пропущено одно и тоже слово. Вы должны прочитать их и догадаться какое это слово. Оно поможет вам определить тему нашего занятия. (Дети читают)

…………….кипит-уходить не велит.

В Тулу со своим ………………не ездят.

- Как вы думаете, какое слово пропущено?

Чтение пословиц вслух.

- Как вы понимаете пословицу «В Тулу со своим самоваром не ездят»?

- О чем же мы будем сегодня говорить? Какова  тема нашего занятия?

- Тема нашего занятия «В гостях у самовара». (Слайд)

- Какова же цель нашего занятия? Что мы с вами узнаем?

- Цели занятия:

1. Узнать, чем славится и гордится Тульский край.

2. Узнать историю происхождения самовара.

3. Узнать, какие самовары бывают.

  1. Этап усвоения новых знаний.

- Почему самовар имеет такое название?

- Да, верно. Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю.

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие вместе с самоваром. Вы смотрите фильм внимательно, чтобы после просмотра ответить на вопросы и выполнить задания. (просмотр видео)

- Из чего делали самовары? (Самовары делали из красной и зеленой меди, мельхиора, серебра. Основной металл для самоваров был и остается – латунь.)

- Какую форму имели самовары? (Чаша, ваза, рюмка, банка)

- О каких самоварах вы узнали?

- Нужна ли была для самоваров плита?

Что традиционно подавали к Тульскому самовару? (Тульский пряник.)

- Тульским пряником тоже славится наш родной край. О нем мы поговорим на следующем занятии нашего кружка.

- Молодцы!

- Может быть кто-нибудь из вас знает, когда был изготовлен самовар?

- Кто создатель Тульского самовара? (Первый самовар был изготовлен в 1778 г. в Заречье, на Штыковой улице Назаром Лисициным)

- Тула – единственный город в стране изготавливает самовары, а с 1956 – электрические. Сегодня изготовляют самовары на заводе «Штамп».

-Ребята, а где в Туле можно познакомиться с историей самоваров и посмотреть на их разнообразие?(В музее самоваров).

-Ребята, посмотрите, в нашем классе есть тоже небольшая выставка самоваров. Все экспонаты принесли ученики нашего класса. Посмотрите, какие они все разные. И расписные, и  сувенирные, и электрические. А некоторые из них сделаны своими руками.

-Давайте рассмотрим самовар. Из чего он состоит(ножка, краник,ручки)

-Молодцы! Рассмотреть их поближе вы сможете на перемене.

4. Закрепление изученного.

1) Практическая часть занятия. Работа в группах

А теперь поработаем в группах. Перед вами на столах листочки с заданием. Капитаны команд  прочитают задание и вы приступите к его выполнению. В конце работы вы представите результаты своего труда.

1 группа

Соберите из частей  картинку. Что у вас получилось?

2 группа

Соберите пословицы и поговорки (Чай пьешь, до 100 лет проживешь. Пей чай, беды не знай. Чай пить-приятно жить. С самоваром буяном чай важней, и беседа веселее. Самовар кипит-уходить не велит. на 3 двора 5 самоваров и 1 лошадь.)

3 группа

Раскрасьте самовар.

4 группа

Составьте четверостишие про самовар, используя рифмующиеся слова (самовар - вар, чай – угощай)

2) Отчет каждой группы.

3) Игра «Крестики-нолики»

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Крестики-нолики». Я буду зачитывать предложение, а вы если согласны с ним на листочке рисуете крестик, не согласны-нолик.

Тула славится самоварами.   X

Первым изобрел самовар Назар Лисицын.  X

Самовар нужен для изготовления сока.

Самовары бывают разной формы.

Тула-родина самовара.

В Туле нет музея Тульского самовара.

- А теперь проверьте свою работу.  

- Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого получился такой результат? Молодцы!

5. Итог урока.

- Скажите, пожалуйста, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали?

- Вы отлично поработали, я очень довольна вами.

- А закончить наше занятие я хочу стихотворением. Владимира Степанова. А расскажет нам его Зотов Кирилл.

Самовар раздула Тула,
Тула-Родина моя.
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до кремля.

Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.

Полководец, князь Суворов,
За собой его возил.
Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.

Он гудит, не уставая,
Двести лет уже подряд.
Самовар - душа живая -
Друг веселью, сказке брат.

Тёплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно, взгляд умельца этот
К нам дошёл через века…

- Занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую работу! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Праздник "Посиделки у самовара"

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Сценарий внеклассного мероприятия. Праздник "Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Внеклассное мероприятие - семейные посиделки "У самовара"

Данное мероприятие проходит в виде праздника совместно с родителями. Учащиеся узнают много нового и интересного о чае, его истории и чайных традициях разных народов....

конспекты уроков, внеклассных мероприятий.

Разработки внеклассных мероприятий по ознакомлению с окружающим миром, по охране природы, конспекты уроков по литературе, математике, познанию мира, изобразительному искусству....

Конспект урока внеклассного мероприятия по математике "Город Геометрики"

Разработка внеклассного мероприятияВикторина   «Город Геометрики» во 2 классеЦель: формировать представления учащихся о разных геометрических фигурах.Задачи урока:Закрепить: - ви...