Внеклассное мероприятие - семейные посиделки "У самовара"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Лавринова Ирина Леонидовна

Данное мероприятие проходит в виде праздника совместно с родителями. Учащиеся узнают много нового и интересного о чае, его истории и чайных традициях разных народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные посиделки

«У самовара»

Форма мероприятия:  познавательно-развлекательный час общения (посиделки)

Цели: 

  • познакомить с интересными фактами из истории чая, с историей возникновения русской традиции чаепития и полезными свойствами чая.
  • Через участие в мероприятии создать благоприятные условия для общения детей друг с другом и детей с родителями.
  • Объединить коллектив общим действием.

Задачи:

- развивать познавательный интерес, интерес у родителей и детей к совместной деятельности, желание устраивать праздники для близких людей;

-  развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия, проявлять активность.

- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг другу,

-воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: воздушные шары, нитки, конфеты, баранки, мяч, готовые пазлы из фантиков, напечатанные пословицы и поговорки о доме и семье, музыкальное оформление; высказывания известных людей; компьютр и проектор. подарки участникам и гостям.

(развешаны по классу)

«Чай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».

Я. Молешотт

«Под шумок самовара ведется согревающий сердце и душу разговор...»

Н. В. Гоголь

«Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки».

Ф. Гладков

«Хорошая вещь чай, очень хорошая! Чем больше чай станут пить люди, тем меньше будут тянуться к винтовке - это дело важное».

В. Песков

«Чай - мой любимый напиток. Других не признаю».

Ш. Муслимов. Долгожитель - 120 лет.

Напечатанные поговорки:           Чай пить - приятно жить.

                                                           Выпей чайку - позабудешь тоску.

                                                           С чая лиха не бывает.

                                                           Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

Проведение мероприятия:

Слайд 1. Звучит фоном музыка «Погода в доме». (минус)

1.   Ведущий:

 Добрый день, уважаемые гости!

Мы не зря начали наш праздник мелодией о доме, семье. Они для каждого из нас самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. И мы надеемся, что сегодня нам всем  будет вместе уютно и весело. Приглашаем вас к нашему самовару, чтобы вы хоть на короткое время отвлеклись от повседневных забот, а дети от души пообщались со своими родителями. Но

это будет не простое чаепитие, а с песнями, танцами, шутками и играми. Чаепитие – это традиция русского гостеприимства. А русские традиции весьма замечательны!

Ведущий:

Ученик:

Только ступишь на порог

На столе стоит пирог,

От него такой парок

Завивается!

Вся семья вокруг стола

Собирается.

А пирог начинкой дразнит,

В нем как будто

Спрятан праздник.

В нашем доме пир, пир!

В нашем доме мир, мир!

(И. Гамазкова)

2 Ведущий : А какой пирог без Чая?

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. На нашем столе он незаменим как и хлеб.

- В народном творчестве по этому поводу много пословиц (прочитать с доски)

Ученик:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир.

-Среди нас нет такого человека, который бы никогда не пил чай. Чай пьют в каждой семье в каждой стране. Поэтому цель нашего мероприятия заключается в получении знаний о чае и традиции чаепития.

1 Ведущий:

Дети и уважаемые родители! Вторая цель нашего мероприятия – объединить детей и родителей общим делом – игрой. Сегодня вы две большие команды как две дружные семьи. Вам предстоит  потягаться в ловкости, сообразительности, скорости и показать свои знания.

У каждой семьи  есть по тарелочке. В течение праздника вы будете получать за правильные ответы и участие в конкурсах вкусные жетоны - баранки. Чья семья-команда наберет большее количество баранок – будет считаться «Самая дружная семья».

1 конкурс

2 Ведущий:

-Наше первое конкурсное задание заключается в том, чтобы из набора слов составить пословицу. Конечно, для этого нужно потрудиться, т. к. пословицы о чае незаслуженно забытые и редко «молвятся». Чья семья быстрее?

Можно использовать следующие пословицы.

Дом красив не углами, а пирогами.

Коль чаем угощают, значит уважают.

Не спеши пить чай – язык обожжёшь.

Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

Чай пьешь – до ста лет проживешь

За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.

В хорошей посуде и чай вкуснее.

2 конкурс:

   1 Ведущий:

  - Часто ли вас приглашают на чай? Можно с уверенностью сказать, что не часто. А вот если мы обратимся с этим вопросом к старшему поколению, то вызовем у них приятные воспоминания о чаепитии.

Издавна на Руси бытовал добрый обычай - дружить семьями, ходить в гости. Гостей часто приглашали просто на чай. В семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних дел. Чай согревает сердце, располагает к непринужденной беседе. Нет, право, превосходная вещь - чай!

Чтобы чай у хозяйки получился вкусным, ароматным, она должна хорошо разбираться в сортах и видах чая.

Конкурс для родителей «Сорта чая»

Родители по очереди называют сорта чая или их названия. Кто последним назовет –тот и выиграл этот конкурс.

2 Ведущий: Слайд 2

- А теперь поговорим о видах и  сортах чая.

Чайный куст – многолетнее растение, культивируемое в районах с тропическим и субтропическим климатом. Получают чай из молодых, нежных побегов.

Более 95% всемирного производства чая приходится на долю чёрного чая. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая.

Зелёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена и отличается более или менее выраженной терпкостью. По распространению на втором месте.

Красный чай (солонг) является наиболее ароматным сортом чая. Кроме того, он богат дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость приготовленному из них напитку. Технология получения красного чая сложна и очень капризна. Производят его в основном в Китае.

Жёлтый чай относится к наиболее высококачественным видам чая. Он обладает особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым резко отличается от всех видов чая. Его изготавливают из высокосортного сырья – молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве.

Чай именуется по месту произрастания: китайский, индийский, цейлонский, грузинский, краснодарский.

В России чай выращивают в Краснодарском крае.

1 Ведущий:

-  А вы знаете, как зародился обычай пить чай? Существует такая легенда. Однажды, 5 тысяч лет тому назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Слагались и другие легенды о появлении чая, но каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай.

3 конкурс:

2 Ведущий:

- А сейчас немного разомнемся, в дружный, тесный круг сомкнёмся.

Семейный конкурс «Сладкоежки» ( стоят по кругу- ведущий в центре с баранками)

- Под музыку передается мяч. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках мяч должен назвать, с чем можно пить чай. (Молоко, сахар, варенье, пряники, печенье, травы

 ( мята, мелисса),  пироги, конфеты, торт...)

Слайд 3

- Чайная церемония- как обряд, тоже зародилась в Китае. Но в настоящее время этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями.

- И у нас сегодня только добрые мысли и хорошее настроение.

 2 Ведущий:

- Очень вкусен чай со сладостями и о них наш следующий конкурс.

4 конкурс: «Сладкая рыбалка»

Выбираются участники от каждой команды. Кто быстрее смотает веревку, на конце которой весит конфета.

 - А теперь познавательная минутка. Вы узнаете об истории чая.

Ученики: (рассказы учеников)

 1.    Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.

Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на гору. И пастухи решили испробовать листья на себе. Они высушили их, заварили кипятком, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

    2.  Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.

Чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце  этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.

      В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или в полуторакилограммовые «доски» долго использовали в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы - чаевые.

     3.  Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и других китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

4. Со временем чай попал и в нашу страну. Чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.

      В середине 17 века  Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. В 1696 году из Москвы в Пекин за чаем отправился первый караван русских купцов.   Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. километров на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы.

     

 Чай был очень дорогим из-за трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, которые продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали.

5.      Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

Ученик читает шуточное стихотворение:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как мне этот чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

 Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

 Что забыл я посолить"

1. Ведущий:

      - Европейцы на первых порах тоже не умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая (приблизительно 400 грамм). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

2 Ведущий: Чтобы не случалось таких курьёзных историй, секретами заварки чая поделятся родители..

Мастер-класс по завариванию чая ( проводит мама одного из детей)

Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. При длительном хранении эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат. Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различным запахам. Поэтому его нужно хранить в фарфоровой или фаянсовой, стеклянной чайнице с плотно закрытой крышкой.

      Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и способа его приготовления. Нужно кипятить лишь отстоянную водопроводную воду, чтобы улетучился запах хлора. Снимать чайник с огня следует в тот момент, как только вода закипит. В передержанном кипятке аромат чая исчезает, остывшая кипяченая вода не годится.                                                  

      Согрев заварочный чайник или ополоснув его крутым кипятком, в него насыпают сухую заварку (чайная ложка на стакан воды плюс чайная ложка на чайник). Затем чайник заливают кипятком на две трети, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Отверстие на крышке чайника и носике должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества.

      Настаивают  черный чай 5 минут, зеленый - 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5-1 см до крышки.

     После этого заварку разливают. Иногда обходятся вообще без чайника. Кладут ложечку чая в стакан, заливают кипятком и накрывают блюдцем. Через 5 минут настой можно пить.

    Если чай долго настаивать, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.

   

 Заварку в чайнике используют вторично, но кипяток доливают только при свежей, еще не остывшей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя. При большом охлаждении чая исчезает его аромат и ухудшается вкус. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок.

2 Ведущий: Слайд 4

- Чаепитие в России за 300 лет стало популярным. Часто превращалось в огромный пир с песнями и плясками. Появилось много частушек о чае.

- И сейчас – весёлые частушки.

Весёлые частушки.

 На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

 Так споём же под чаёк

 Чайные частушки.

 Подавай мне чашку чая,

 Ведь люблю я русский чай.

 В чае я души не чаю

 Наливай горячий чай.

 Самовар поёт, гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар.

 Самовар блестит, кипя,

 Чай в нём так и пенится!

 Погляди-ка на себя-

 Ну и отраженьице!

 В пляске не жалей ботинки!

 Предлагай-ка чай друзьям

 Если в чае есть чаинки,

 Значит письма пишут вам!

 Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку!

 Самовар пыхтит, искрится

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой

2 Ведущий:

- В России первое время были и противники чая. Кое-кто приписывал чаю и вредные свойства, его пытались отвергнуть, но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале 20 века Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая.

1 Ведущий: (показывает) Слайд 5

- Один из путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

- Это произошло в 18 веке в России изобрели самовар. Особенно много их изготавливали в Туле. Внутри самовара имелась труба. В нее засыпали сосновые шишки, древесные чурки или древесный уголь. Поджигали, раздували огонь и вода закипала.

В наши дни самовар считается русским сувениром как и матрешка, балалайка. Сейчас появились и электрические самовары.

- С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с самоваром и пить вкусный час.

2  Ведущий: Слайд 6

-

Жила-была конфета с веселою начинкой –

Вот от неё бумажка с веселою картинкой!

Ах, был бы я художник, вставал бы я чуть свет

И рисовал бы только бумажки от конфет!

5 Конкурс «Сладкие пазлы»

      -   На игровых столах лежат кусочки – пазлы оберток от конфет.

По команде игроки подбегают выкладывают картинку. Кто быстрее соберет свою картинку, тот и победит.

2 Ведущий:

- Сколько народов, столько и форм чаепития. В Японии, например, во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, в Англии ведут деловые разговоры, то в России за чаем общаются, ведут беседы, поют.

- За столом наши дети любят с полным ртом разговаривать. Обычно родители их за это ругают. А мы сегодня их за это даже похвалим и пригласим участвовать в следующем конкурсе.  И так, наш следующий конкурс:

6 конкурс «Скороговорочка» (2 ученика)

Выбираются участники от каждой команды. Они получают чупа-чупс. Задание , взяв в рот конфету, быстро и правильно проговорить фразу «цыплята и курица пьют чай на улице»

1 Ведущий: Слайд 7

- Многие русские классики в своих произведениях упоминают о чае. Не оставили без внимания чаепитие и детские писатели.

- Давайте вспомним, где во время чайного пира, чуть было не произошла трагедия с хозяйкой дома, но вовремя подоспевший удалец спас её и дело кончилось свадьбой. (Чуковский. Муха-цокотуха)

- А теперь прошу вспомнить, что принесли в подарок Мухе гости?

-Какого возраста был паук, который напал на Муху?

- А потом гости плясали до утра: «Сапоги скрипят, каблуки стучат» Вот чем закончилось это чаепитие. Вот и мы предлагаем нашим семьям показать свои танцевальные таланты. Все знают детский «Танец утят» Вспомним его движения. (танцуют один тур)

7 конкурс «Танцы в парах» (пара родителей и пара детей)

- А теперь его усложним. Танцы в парах. Кто протанцует дольше всех и не уронит воздушный шар, зажатый лбами, тот и победитель конкурса.

Подведение итогов. - Вот и подошло к концу наше мероприятие . Нам очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным и на сердце у каждого было тепло от этого. А сейчас мы узнаем, какая семья-команда оказалась самой ловкой и умелой. Подсчитайте свой выигрыш.

- Что вам помогло победить? Победила дружба.

2Ведущий: Слайд 8

Чайная викторина.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведём “Чайную” викторину, а победителя ждёт самая большая чашка с крепко заваренным чаем.

  1. Где и когда зародился обычай чаепития?
  2. В какой стране есть чайные домики?
  3. Когда и как появился чай в России?
  4. Какие виды и сорта чая производят?
  5. Где в России выращивают чай?
  6. Как правильно заваривать чай?

Ученик: В конце наших посиделок

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,  Чай здоровью лучший друг!

1 Ведущий:

-Ученые давно установили, что в чае содержаться полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую работоспособность человека. А при солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.

2 Ведущий: И в заключении нашего чайного праздника дружно споем песню о чаепитии на мотив песни»Голубой вагон»

1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сладким пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорее накрывай.

И наливай-ка всем ароматный чай.

2. Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

Каждому участнику на память о приятном чаепитии вручается книжечка с историей появления чая, правилами заваривания чая и вкусными рецептами к чаю.

Всем спасибо за внимание и за участие! Приглашаем к сладкому столу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"

В этом сценарии использовала русский фольклор....

внеурочное мероприятие " Семейные посиделки у самовара"

внеурочное мероприятие для учащихся и родителей...

Внеклассное мероприятие "Семейные посиделки".

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит...

Внеклассное мероприятие "Посидим у самовара"

Внеклассное мероприятие «Посидим у самовара» предназначено для учащихся 2-4 классов.  Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.   Задачи:Ø познакомить детей ...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Посиделки у самовара"

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Сценарий внеклассного мероприятия. Праздник "Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Внеклассное мероприятие "Посидим у самовара"

Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.«Добро сидеть за самоваром!И пить из блюдца не спеша.Поёт, горит, исходит жаромЕго славянская душа!»...