Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Правописание слов с буквами ь и ъ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

 Эльда Владимировна Болатова
Урок русского языка в 4-А классе
Дата проведения: 22.09.2021 г.
Образовательная программа «Школа России»
Тема: Правописание слов с буквами ь и ъ. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._konspekt_uroka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Болатова Эльда Владимировна – учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания

Урок русского языка в 4-А классе

Дата проведения: 22.09.2021 г.

Образовательная программа «Школа России»

Тема: Правописание слов с буквами ь и ъ.

Цели и задачи урока:

Образовательные: повторить правила правописания слов с буквами твёрдым и мягким знаками; учить различать части слова; продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие: развивать навык работы со словарной статьёй, умение определять лексическое значение слова; создать условия для развития познавательной активности, развивать умение работать в паре, развивать логическое мышления, каллиграфические навыки.

Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу; воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Планируемые результаты обучения:        

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; воспитание нравственности, формирование личностной позиции учащегося; развитие исследовательских умений и самостоятельности в применении знаний; формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках.

Предметные: обобщить   знания о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других не пишется; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль за правильностью выполнения задания; рефлексия способов действия, контроль и оценка результатов деятельности; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия; интегрирование информации в имеющийся запас знаний.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать, проявляя доброжелательное отношение к партнеру, умение договариваться.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (урок повторения).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Основные понятия, термины: разделительные ь и ъ знаки, текст, тема и основная мысль текста, структура текста, ключевые слова, тип  текста, выразительные средства языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки для рефлексии у каждого ученика, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, таблички для квеста.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты /УУД

Организационный этап.

Цель этапа: включение

в учебную деятельность

1.Приветствует класс, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

- Итак, русский язык, друзья,

На вас надеюсь как всегда,

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Поприветствуйте гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!

-Садитесь, ребята.

2.Рефлексия настроения и  эмоционального состояния. Приём «Букет настроения»

-Мы составили букет настроения, с которым вы пришли на урок.

Готовятся к учебному сотрудни-

честву и восприятию  зна-

ний

Цвет отражает настроение. Дети показывают цветок соответствующего цвета.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудни-

чества с учителем и классом (К)

Мотивация к учебной

деятельности.

 Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: подготовка

мышления школьников

и  осознание  ими  внут-

ренней потребности   к

построению нового спо-

соба действия

-Ребята, послушайте одну историю.

«В одной волшебной стране жили буквы. Они долго стояли рядом с другими буквами, составляя слова……»

-Вы догадались о каких буквах идёт речь?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

-Слова мы пока «спрячем»  и вернёмся к ним чуть позже.

Участвуют в обсуждении.

Отвечают на воросы, обосновы-

вают свою точку зрения.

Выдвигают  гипотезы, исправляют ошибки.

Формулируют тему урока, цель.

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделе-

ния признаков (П – логические)

Предметные результаты

Формулирование проблемы (П –

логические)

Самостоятельное формулирование

темы (П – общеучебные)

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе

информации (К)

Обобщение и систематизация знаний.

Цель этапа:

1.Организует работу в тетрадях.

Чистописание.

2.Проводит фронтальную работу с классом по вопросам:

-что объединяет слоги 1 строчки?

-что объединяет слоги 2 строчки?

3.Составление слов, предложений.

Дифференцирует работу учащихся.

Выполняют задание по чистописанию.

Составляют слова с данными буквосочетаниями, предложения на заданную тему.

Называют признаки текста.

Осуществляют личностную и познавательную рефлексию.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и    

осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации за-

труднения  (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе

информации (К)

Выражение  своих  мыслей  с доста-

точной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Умение структурировать знания (П –

общеучебные)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель этапа:

        

1.Беседа

-Какие праздники бывают осенью?

-Как мы узнаём о праздниках?

2.Организует работу с текстом объявления.

Дифференцирует работу.

3.Работа с правилами учебника.

4.Знакомство  с другими видами записи текста.

5.Упр.107. Работа у доски.

Работают со словарём.

Отвечают на вопросы, приводят аргументы, исправляют ошибки.

Выполняют задания на правописание слов с буквами ь и ъ знаки. Доказывают правильность выполнения задания.

Читают правила. Рассуждают, совпало ли их мнение с содержанием правила. Доказывают, что правило – это тоже текст, записанный в виде таблицы, схемы. Составляют кластер о буквах ь и ъ.

Выполняют упражнение. Работают в паре. Создают собственные высказывания  и с использованием карточек –помощников.  Называют признаки текста. Инсценируют текст. Осуществляют взаимопроверку работ, взаимооценивание.

Осуществляют личностную и познавательную рефлексию (вагончики и смайлики)

Метапредметные результаты

Прогнозировать предстоящую работу.(Р)

Развиваем умение слушать и понимать других.(К)

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К)

Развитие умения  высказывать своё предположение (К)

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.(Р)

Предметные результаты

Умение структурировать знания (П –

общеучебные)

Личностные результаты

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотруд-

ничества, умение выражать свои

мысли (К)

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К)

Предметные результаты

Умение структурировать знания (П –

общеучебные)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

(Л)Адекватное   понимание   причин

успеха/неуспеха в учебной деятель-

ности (Л)

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р)

Контроль усвоения знаний.

Цель этапа: обучение учащихся навыкам контроля и самоконтроля; формирование у них правильных оценок и самооценок. 

1.Результативность урока.

-Давайте  откроем  слова, которые мы спрятали  в начале урока, и поставим  буквы ь и ъ знаки на своё место.

Доказывают, аргументируют правильность выполненного задания с опорой на правила. Осуществляют оценку и самооценку работы.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотруд-

ничества, умение выражать свои

мысли (К)

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К)

Предметные результаты

Умение структурировать знания (П –

общеучебные)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

(Л)Адекватное   понимание   причин

успеха/неуспеха в учебной деятель-

ности (Л)

Рефлексия

деятельности

Цель этапа: осознание

учащимися своей  учеб-

ной деятельности, оцен-

ка  результатов  своей

деятельности и работы

всего класса, формирование выводов по изученному матеориалу.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли её достичь?

- Где можно применить  знания, полученные на уроке?

Отвечают на вопросы

«Букет настроения»

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и

результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

(Л)

Адекватное   понимание   причин

успеха/неуспеха в учебной деятель-

ности (Л)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: создать  ус-

ловия для совершенство-

вания  достигнутых  на

уроке целей через  орга-

зацию самостоятельной

работы учащихся

1.Просит учащихся высказать сначала своё мнение о выполнении домашнего задания, с какой целью они будут его выполнять.

2.Выслушивает ответы детей, корректирует, проводит инструктаж.

Читают задание.

Рассуждают, доказывают, что писать нужно слова по правилам.

Приводят аргументы, что данное упражнение не является текстом.

Читают несколько словосочетаний для примера.

Метапредметные результаты

Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя  (Р)

Задавать вопросы (К)

Личностные результаты

Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к урокам русского языка (Л)

Директор МБОУ                                        М.П.     

СОШ №2 с. Дур-Дур                                      /______________/ Л.Г. Цопанова                                                         

                                                                                   (подпись) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"».

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"Слайды к уроку русского языка "Слова с буквой э в начале предложения"...

Открытый урок по русскому языку 1 класс Тема «Прописная буква в начале предложения»

Открытый урок, который я проводила в 1 классе, по русскому языку, программа "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку 1 класс «Письменная, заглавная буква В».

Открытый урок по обучению грамоте на районном семинаре для заместителей директоров по УВР, педагогов ОУ. "Реализация ФГОС ОВЗ для детей с задержкой психического здоровья."...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в написании кличек животных»

Урок по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Цель урока: Закреплять умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких сл...