Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya.docx | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании НМО Руководитель методического объединения / Л.В.Зеленова (подпись) (ФИО) Протокол № 1 от 30.08.2022г. | Согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе / Н.А.Гаврилина (подпись) (ФИО) 30 августа 2022 г. | Утверждаю Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» р.п.Чамзинка |
_________ / Н.Н.Курочкина (подпись) ( ФИО) 30 августа 2022 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по русскому языку для подготовки учащихся
4-х классов к выполнению ВПР
(для детей младшего школьного возраста: 10-11 лет,
срок реализации программы – один год)
Автор-составитель:
учитель высшей категории
Котикова Инна Николаевна
рп. Чамзинка
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672).
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Программа рассчитана на год обучения (пропедевтический курс). Занятия проводятся один раз в неделю (внеурочная деятельность).
Цель программы – повышение качества подготовки к ВПР по русскому языку выпускников начальной школы.
Задачи программы:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умения работать в группе.
Программа построена по принципу развивающего обучения, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о предмете «Русский язык».
Программа предназначена для учащихся 4 классов, реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- интерес к изучению языка;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
- стремление к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметные результаты
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор слов, характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
• правильно произносить орфоэпически трудные слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
• проводить словообразовательный анализ;
- подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать слова, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• подбирать синонимы; использовать их для объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения морфологического разбора.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные;
• определять однородные члены предложения;
• составлять схемы предложений с однородными членами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять синтаксический разбор предложения в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивая правильность разбора.
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на заданную тему.
Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Формы внеурочной деятельности:
- групповая работа;
- работа в парах;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | Слог. Ударение. Орфоэпический словарь | Упражнение в постановке ударения в словах. | Сентябрь |
2 | Правило употребления предлогов о и об. Склонение слов ОБЕ, ОБА. | Использование слов оба, обе в нужной форме в устной и письменной речи. Соблюдение норм русского языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников. | Сентябрь |
3 | Характеристика звуков. Звонкие / глухие согласные | Выработка умения давать характеристику звукам | Сентябрь |
4 | Характеристика звуков. Твердые/мягкие согласные | Выработка умения давать характеристику звукам | Сентябрь |
5 | Фонетический разбор слова | Выполнение звукобуквенного разбора слов | Октябрь |
6 | Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Безударный гласный в суффиксе и приставке | Правописание безударного гласного проверяемого ударением в разных частях слова. | Октябрь |
7 | Орфограммы: парный согласный, непроизносимый согласный, гласный после шипящих | Выработка умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | Октябрь |
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | Выработка умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | Октябрь |
9 | Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы. | Работа с толковым словарем. Подбор синонимов, антонимов | Ноябрь |
10 | Фразеологические обороты и употребление их в речи | Выработка умения находить фразеологизмы в текстах, объясняя их значение. | Ноябрь |
11 | Части слова. Разбор слов по составу | Упражнение в разборе слов по составу | Ноябрь |
12 | Словообразовательный разбор. | Выработка умения производить словообразовательный разбор. | Декабрь |
13 | Повторение изученного о частях речи | Упражнение в определении частей речи в предложениях. | Декабрь |
14 | Имя существительное. | Упражнение в разборе имени существительного как части речи | Декабрь |
15 | Имя прилагательное. | Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | Декабрь |
16 | Глагол. | Упражнение в разборе глагола как части речи. | Январь |
17 | Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | Январь |
18 | Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | Январь |
19 | Грамматическая основа предложения. | Упражнения в разборе предложения по членам | Февраль |
20 | Простое и сложное предложение | Упражнения в разборе простых и сложных предложений. | Февраль |
21 | Однородные члены предложения. | Упражнения в разборе предложения с однородными членами | Февраль |
22 | Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами | Упражнения в постановке знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами | Февраль |
23 | Знаки препинания в сложном предложении | Упражнения в постановке знаков препинания в сложном предложении | Март |
24 | Пробная работа. Вариант 1 | Написание пробной работы | Март |
25 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение. | Выработка умения различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). | Март |
26 | Текст. Основная мысль текста. | Упражнение в определение основной мысли текста | Март |
27 | Текст. Основная мысль текста. | Упражнение в определение основной мысли текста | Апрель |
28 | Текст. План текста. | Упражнение в составление плана текста | Апрель |
29 | Текст. План текста. | Упражнение в составление плана текста | Апрель |
30 | Текст. Содержание текста. | Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | Апрель |
31 | Пробная работа. Вариант 2 | Написание пробной работы | Май |
32 | Пробная работа. Вариант 3 | Написание пробной работы | Май |
33 | Пробная работа. Вариант 4 | Написание пробной работы | Май |
34 | Анализ выполнения работы | Развитие умения анализировать выполненную работу | Май |
Список литературы
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Кузнецова М.И. «Готовимся к ВПР» Русский язык рабочая тетрадь. - М. : «Просвещение», 2022 г.
- Песняева Н.А. Секреты ВПР. Русский язык. 4 класс. Тренажер. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2022
- Платформа «Учи.ру»
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...