Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Котикова Инна Николаевна
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по русскому языку для подготовки учащихся 
4-х классов к выполнению ВПР
 
(для детей младшего школьного возраста: 10-11 лет, 
срок реализации программы – один год)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya.docx58.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена

на заседании НМО

Руководитель методического объединения

                      / Л.В.Зеленова

(подпись)              (ФИО)                  

Протокол № 1 от 30.08.2022г.

Согласовано

Заместитель директора по

учебно-воспитательной

работе

                   / Н.А.Гаврилина

(подпись)      (ФИО)                        

30 августа  2022 г.

Утверждаю

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» р.п.Чамзинка

 _________ / Н.Н.Курочкина

(подпись)         ( ФИО)                    

30 августа    2022 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по русскому языку для подготовки учащихся

4-х классов к выполнению ВПР

(для детей младшего школьного возраста: 10-11 лет,

срок реализации программы – один год)

                                                                     Автор-составитель:

                                                                     учитель высшей категории

                                                                     Котикова Инна Николаевна

                                                                                             

 

 

                                                        рп. Чамзинка

2022


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);
  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672).

           Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Программа рассчитана на год обучения (пропедевтический курс). Занятия проводятся один раз в неделю (внеурочная деятельность).

Цель программы повышение качества подготовки к ВПР  по русскому языку выпускников начальной школы.

Задачи программы:

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку;

-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие речи и словарного запаса учащихся;

-развитие внимание, памяти;

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умения работать в группе.

Программа построена по принципу развивающего обучения, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о предмете «Русский язык».

Программа предназначена для учащихся 4 классов, реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-  интерес к изучению языка;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;

- способность к оценке своей учебной деятельности.

- стремление к совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиям данной задачи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;  
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

        Предметные  результаты

Раздел «Фонетика и графика»

        Обучающиеся научатся:

  • произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор слов, характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

      Обучающиеся получат возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

 

    Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся научатся:

• правильно произносить орфоэпически трудные слова.

       Обучающиеся получат возможность научиться:

• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Раздел «Морфемика и словообразование»

       Обучающиеся научатся:

• проводить словообразовательный анализ;

  • подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

сравнивать слова, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

подбирать синонимы; использовать их для объяснения значений слов;

подбирать антонимы для характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

• определять три типа склонения существительных;

• определять названия падежей и способы их определения;

• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному алгоритму, оценивая правильность проведения морфологического разбора.

        Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные;

• определять однородные члены предложения;

• составлять схемы предложений с однородными членами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

выполнять синтаксический разбор предложения в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивая правильность разбора.

различать простые и сложные предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • правильно писать слова  с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки;
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой.

        Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

  • воспринимать на  слух  высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на заданную  тему.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Формы внеурочной деятельности:

  • групповая работа;
  • работа в парах;
  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

             Тема занятий

 Виды деятельности учащихся

Дата проведения

1

Слог. Ударение. Орфоэпический словарь

Упражнение в постановке ударения в словах.

Сентябрь

2

Правило употребления предлогов о и об. Склонение слов ОБЕ, ОБА.

Использование слов оба, обе в нужной форме в устной и письменной  речи. Соблюдение норм русского языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников.

Сентябрь

3

Характеристика звуков. Звонкие / глухие согласные

Выработка умения давать характеристику звукам

Сентябрь

4

Характеристика звуков. Твердые/мягкие согласные

Выработка умения давать характеристику звукам

Сентябрь

5

Фонетический разбор слова

Выполнение звукобуквенного разбора слов

Октябрь

6

Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Безударный гласный в суффиксе и приставке

Правописание безударного гласного проверяемого ударением в разных частях слова.

Октябрь

7

Орфограммы: парный согласный, непроизносимый согласный, гласный после шипящих

Выработка умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания

Октябрь

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

Выработка умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания

Октябрь

9

Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарем. Подбор синонимов, антонимов

Ноябрь

10

Фразеологические обороты и употребление их в речи

Выработка умения находить фразеологизмы в текстах, объясняя их значение.

Ноябрь

11

Части слова. Разбор слов по составу

Упражнение в разборе слов по составу

Ноябрь

12

Словообразовательный разбор.

Выработка умения производить словообразовательный разбор.

Декабрь

13

Повторение изученного о частях речи

Упражнение в определении частей речи в предложениях.

Декабрь

14

Имя существительное.

Упражнение в разборе имени существительного как части речи

Декабрь

15

Имя прилагательное.

Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи

Декабрь

16

Глагол.

Упражнение в разборе глагола как части речи.

Январь

17

Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям

Январь

18

Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Выработка умения различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям

Январь

19

Грамматическая основа предложения.

Упражнения в разборе предложения по членам

Февраль

20

Простое и сложное предложение

Упражнения в разборе простых и сложных предложений.

Февраль

21

Однородные члены предложения.

Упражнения в разборе предложения с однородными членами

Февраль

22

Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами

Упражнения в постановке знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами

Февраль

23

Знаки препинания в сложном предложении

Упражнения в постановке знаков препинания в сложном предложении

Март

24

Пробная работа. Вариант 1

Написание пробной работы

Март

25

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Выработка умения различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).

Март

26

Текст. Основная мысль текста.

Упражнение в определение основной мысли текста

Март

27

Текст. Основная мысль текста.

Упражнение в определение основной мысли текста

Апрель

28

Текст. План текста.

Упражнение в составление плана текста

Апрель

29

Текст. План текста.

Упражнение в составление плана текста

Апрель

30

Текст. Содержание текста.

Упражнение в составление вопросов по содержанию текста

Апрель

31

Пробная работа. Вариант 2

Написание пробной работы

Май

32

Пробная работа. Вариант 3

Написание пробной работы

Май

33

Пробная работа. Вариант 4

Написание пробной работы

Май

34

Анализ выполнения работы

Развитие умения анализировать выполненную работу

Май


Список литературы

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  2. Кузнецова М.И. «Готовимся к ВПР» Русский язык рабочая тетрадь. -  М. : «Просвещение», 2022 г.
  3. Песняева Н.А. Секреты ВПР. Русский язык. 4 класс. Тренажер. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2022
  4. Платформа «Учи.ру»
  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...