Внеклассное мероприятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов АНО «Гулливер» Реутова О.Н.
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества.
Задачи:
- создать условия для самореализации обучающихся при работе со словарем;
- поддерживать самостоятельную работу обучающихся со словарями с целью получения ими новых знаний;
- способствовать повышению интереса к изучению русского языка, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: учиться использовать информацию толкового словаря для
расширения речевого запаса.
Метапредметные УУД:
- коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;
- регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности, действовать по заданному плану;
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с толковым словарём;
- личностные: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Форма проведения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Технологии: технология проектной деятельности, технология коллективного взаимодействия, технология ИКТ, технология интерактивного обучения.
Ресурсы: Образовательные ресурсы и оборудование:
- Ноутбук, проектор, экран.
- Рабочий лист (Приложение №1)
- Словари:
«Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.
Интерактивный материал:
Презентация
Основная часть.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
-Скажите, что у меня в руках? (копилка)
- Что означает слово «копилка»?
- Как вы думаете, зачем я её сегодня принесла к нам на урок?
Правильно, это копилка знаний.
- Адольф Дистеверг говорил « Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»
- Сегодня мы должны будем с вами наполнить копилку новыми и интересными знаниями, которые мы сможем применять не только на занятиях, но и в жизни.
2. Вводная часть.
Посмотрите на доску и составьте из букв слово (на доске карточки с буквами). Назовите тему нашего занятия.
с о л р ь в а
Ответы учащихся СЛОВАРЬ
- Что такое словарь?
Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык.
- Правильно! Как вы уже поняли, наше занятие посвящено словарю. Дело в том, ребята, что 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля.
А кто это такой?
-Правильно это создатель уникального «Толкового словаря».
- Кто знаком с его словарём и почему он уникален?
- 22 ноября отмечается всероссийский День словарей и энциклопедий.
- А что вы знаете о жизни Владимира Ивановича Даля?
-Хотели бы узнать больше о его жизни и его великом творении «Толковом словаре»?
-Тогда начинаем наше занятие. И пополним нашу копилку знаний. Работать мы будем на рабочих листах. В них будем отмечать важную и интересную информацию.
3. Основная часть
-Давайте сначала познакомимся с биографией Владимира Ивановича. Интересные для вас факты из его жизни записывайте в рабочий лист.
- Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года на Украине в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии. Отец его, датчанин, служил доктором. Мать была немкой и увлекалась языками (знала 5 языков!).
Владимир Иванович получил домашнее воспитание. Когда ему исполнилось десять лет, был отдан в морской корпус и по окончании курса направился на службу в Черноморский флот, но вскоре перешел в Балтийский флот. В речи сослуживцев, он нередко замечал неизвестные ему слова. Так, например, Владимир Даль записал заинтересовавшее слово «замолаживать». Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Так, Владимиру Ивановичу в голову пришла идея записывать слова в блокнот и разъяснять их, тем самым он положил начало составления своего толкового словаря. Служба на флоте для Владимира Ивановича быстро закончилась. Выйдя в отставку, первое время Владимир Даль давал частные уроки, занимался репетиторством.
Свои литературные опыты Владимир Иванович начал, еще служа во флоте; сочинял народные сказки и рассказы для моряков. В 1833 году в журнале были опубликованы его «Русские сказки», написанные простым, доступным языком. Вместо истинной фамилии автора стоял псевдонимом — Казак Луганский.
Литературное дело привлекало писателя, и именно ему он отдал предпочтение, завершив врачебную службу.
В Петербурге он устроился сотрудником нескольких журналов, в которых вскоре появились его «Были и небылицы», полные юмора рассказы, «Солдатские досуги» и т.д. Скоро имя самобытного писателя стало известно всей России.
В 1837 году на руках Владимира Ивановича умер смертельно раненый А.С. Пушкин, смерть которого Даль описал в «Московской медицинской газете». Известно, что Владимир Иванович подсказал Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». В.И. Даль находился у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
В 1839 году Даль занялся составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» и посвящает себя научной деятельности.
В 1841 году Владимир Иванович снова поступил на службу при министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 год он управлял удельной конторой в Нижнем Новгороде, а затем окончательно оставил службу и поселился в Москве.
В 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка.
Владимир Иванович Даль, написал рассказ в стихах «Таблица умножения», который вошёл в сборник «Солдатские досуги». В нём 38 двустиший, где первая строчка – это пословица, поговорка, житейские наблюдения, а вторая – таблица умножения. Слайд
В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях).
Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни, вскоре после ухода любимой супруги. Он был один из самых уважаемых русских литераторов. Работы Даля исключительно важны и достойны всяческого внимания. Природа наделила его чутким умом. Вид деятельности не смущал его: медик, собиратель, естествоиспытатель, лингвист, сказитель, администратор и, наконец, выдающийся писатель. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И.Даля историческими. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.
- Что интересного вы узнали из жизни Владимира Ивановича?
- Как уже было сказано, главной работой Владимира Ивановича, был толковый словарь, который известен нам с детства. Над ним он работал 53 года.
-Скажите, а почему Даль свой словарь назвал «толковым»? Что значит это слово?
- Назван он так потому, что он не только даёт значение слову, но и объясняет, растолковывает смысл слова.
- Полное название словаря «Толковый словарь живого великорусского языка».
-Посмотрите на книжную полку в вашем рабочем листе. Напишите полное название этого словаря на макете книги.
- Как вы понимаете слова «живого»?
- Назван он «живым», так как дает обозначения словам из реальной жизни.
-Запишите в рабочем листе.
-Как вы думаете, какую цель ставил перед собой Владимир Иванович, прежде чем создать словарь? Запишите её в рабочем листе.
- Создавая «Толковый словарь», он хотел познакомить нас с красотой и богатством народного языка. Создавал он свой словарь в одиночку.
- Я предлагаю вам поработать в паре и узнать интересные сведения о создании и содержании «Толкового словаря». Ответьте на вопросы, используя информацию на карточке. (На столах у учащихся карточка с информацией, с помощью неё, учащиеся заполняют сведения на рабочих листах).
- Проверим, как вы ответили на вопросы. (Учащиеся зачитывают вопрос и ответ)
- Давайте рассмотрим этот словарь. ( У каждого на столе лежит «Толковый словарь» В.И.Даля)
- Скажите, чем он похож на другие словари?
- А чем отличается?
(Словарь Даля позволяет получить информацию не только о языке, но и о быте, поверьях и приметах тех мест, где зародились эти слова)
- Как бы вы определили значение слова «железо»?
-Давайте заглянем в словарь. https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=7936
- Что вы, заметили? (Очень большой текст)
- Прочитайте значение слова. Что узнали нового об этом слове?
- Какие пословицы и поговорки с этим словом, вам встретились?
- Как уже было сказано, что словарь Даля даёт информацию не только о языке, в тексте мы можем прочитать пословицы и поговорки с этим словом, загадки, поверья, даже узнать где зародилось это слово.
- С помощью словаря найди и запиши значение слова ИЗБА по плану. (Задание на рабочем листе.)
- Давайте проверим, что у вас получилось.
-Скажите, интересно ли было вам работать с этим словарём?
- Почему?
- Людям, какой профессии может понадобиться информация о значении слова «изба»?
- Конечно, словарь Даля предназначен для любого образованного человека. Теперь и вы можете самостоятельно работать со словарём. Я думаю, каждый из вас найдёт в этом словаре много интересного и необычного.
4. Заключительная часть.
- Давайте подведем итог нашего занятия.
-Что интересного вы узнали о жизни великого человека Ивана Владимировича Даля?
- Что интересного вы узнали о словаре В.И.Даля? (ответы учащихся)
1. Полное название «Толковый словарь живого великорусского языка».
2. «Живой», потому что дает обозначения словам из реальной жизни
3.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;
4. Словарь построен по алфавиту
5. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);
- Какую роль играют словари в нашей жизни, для чего нужны?
- В каких случаях следует обращаться к словарям?
Приведите примеры ситуаций, когда нельзя обойтись без обращения к толковому словарю. (Чтение исторического произведения; уточнение того, правильно ли понимается то или иное слово, например каракуль — мех или рисунок малыша?)
- Одна из главных задач сегодняшнего времени это сохранить наш язык в его величии. В своем словаре Даль передал всю свою любовь к русскому народу и его языку. Он верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. «Передай заднему мост»,- любил повторять Даль.
-Давайте вернемся к копилке знаний. У каждого из вас, есть жетон. Я предлагаю вам положить его в копилку, если полученная информация на занятии была вам интересна и полезна. При необходимости, вы будете использовать эти знания в жизни.
4. Заключение.
Занятие ««Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»» носит познавательный и развивающий характер, воспитывает интерес к русскому языку, словарям, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
В результате занятия учащиеся узнали много интересных фактов из жизни В.И. Даля. Узнали, почему словарь уникален. Выполнение заданий требовало непосредственной работы со словарём. Работа на уроке была организована фронтально, индивидуально и в парах. Материал занятия был подобран в соответствии с физиологическими особенностями младших школьников. Организованная работа способствовала реализации цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля, показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля.
5. Список использованной литературы
1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 2010
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.
3. Иванова А.М. Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 2012. № 6.
4. Ушаков Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1978. 192 с. с ил.
5. Мастер- класс учителя начальной школы. М.: Издательство «Глобус», 2010.-464 с.
6. Галанжина Е.С. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы-М.: «Глобус», 2010.
Список электронных ресурсов.
1. https://www.slovardalja.net/
2. https://xn----7sbbflb0aaxhg3c8j.xn--p1ai/dal-detyam/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Виды словарей".
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов. познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспит...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В мире словарей"
Внеклассное мероприятие «В мире словарей» Цели : познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить с...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой словарь"
посвящено любителям русского языка...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...
Внеклассное занятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества....
Проектная работа по русскому языку "Толковый словарь"
Проектная работа учащейся 2 класса...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУПО ТЕМЕ: << Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля >>
Помощь в вопросе: "Как пользоваться словарём?"...