ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
классный час по русскому языку (4 класс)

Людмила Вячеславовна Кузнецова

Цели:

  • вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;
  • прививать любовь и уважение к родному языку

Задачи:

  • обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • развивать умения анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  • развивать творческие способности, интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_urok.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Людмила Вячеславовна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 4 класса

в рамках празднования «Дня Словаря»

«Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»

Цели:

  • вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;
  • прививать любовь и уважение к родному языку

Задачи:

  • обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • развивать умения анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  • развивать творческие способности, интерес к предмету.

Подготовка к мероприятию: в каждой параллели классов проводится отборочный тур, в результате которого формируются группы экспертов по 10 человек от каждого класса.

 Остальные учащиеся являются активными болельщиками, к которым можно обращаться за помощью.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Когда-то давно люди кричали,

Показывая свой разговор.

Писать не умели и не читали.

Держали в руке , лишь топор.

На свет появились Кирилл и Мефодий,

Придумали людям письмо.

Сейчас мы читаем и пишем- ДАР БОЖИЙ!

Ах, как это было давно!!!

Сегодня себе не представляем,

Как иначе мысль передать.

Сегодня мы праздник встречаем.

И это нельзя забывать!

Ведущий 1:

Каждый народ имеет свой  язык. Каждый язык хорош и уникален по-своему. При помощи языка люди могут общаться между собой, передавать информацию и культурное наследие, познавать новое, продвигать науку

Ведущий 2:

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –  

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

                                                          Сабир Абдулла

Ведущий 1: Мы рады приветствовать всех любителей русского языка, которые собрались сегодня в нашем классе. Всех учащихся 4-х классов мы приглашаем в увлекательное путешествие по страницам устного журнала «В мире слов».

Для того, чтобы язык был красив и  стал другом, его нужно любить, очищать от «сорняков» и «мусора». У собеседника складывается мнение о нас, когда он слышит нашу речь.

Прочитайте высказывание К.Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.

Ведущий 2:

Пушкин, Толстой, Есенин, Гоголь, Тургенев и великое множество творцов владели РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Все они мыслили, говорили и писали по-русски, их труды остались в веках и дошли до наших времен. Их труды воспитывают молодое поколение, прививая ему ценности и любовь к родному языку, к традициям  народа.

«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Каждая команда готовилась к нашему мероприятию, подбирала интересную информацию, продумывала увлекательные задания.

Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по Вселенной. Нам будут встречаться разные ее объекты, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания Вселенной.

Ведущий 1:

Взялись за руки и ПО-ЛЕ-ТЕ-ЛИ!

22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Сегодня день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря русского языка".

Словарь - это не просто книга, он завершает и одновременно начинает собой множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.

Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

                                  Иван Бунин

Людям всегда хочется узнать, откуда взялось всё на свете. Как произошла наша Земля, Луна, звезды? Как появились животные и растения? Откуда взялись люди? И очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.

Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика – от латинского слова лингва, что значит «язык».

А вы знаете, что значит латинское слово? (Ответы детей)

Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нём говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.

Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке.

В жизни меняется всё. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и появляются другие.

Задание 1. «ПОЧЕМУ ТАК ЗОВЕТСЯ?»

Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия.

ПОДОКОННИК, ПОДНОС, КАРТИНА, ПЕСКАРЬ, ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, ПОДСНЕЖНИК, ХОЛОДИЛЬНИК

Словарь, в котором объясняется правильный морфемный состав слова Словообразовательный

Задание 2. «ЗРИ В КОРЕНЬ!»

Найди общее в словах: ВЕДЬМА, НЕВЕЖА, МЕДВЕДЬ?

(Все эти слова произошли от слова «ведать», т.е. знать.

Ведьма – «знающая, знахарка».

Невежа – «мало знающий человек».

Медведь – «зверь, который ведает мёд».

Задание 3. «СЛОВА ИЗ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ»

Все рассмотренные нами слова являются исконно русскими. Ещё один способ появления новых слов в русском языке – их заимствование из других языков. Есть в каждом языке заимствованные слова, это явление закономерное. Между народами разных стран существуют различные связи: политические, экономические, культурные. Такие же связи есть и между словами.

Подумайте и попробуйте догадаться, какие из предложенных слов являются заимствованными.  Объясни свой выбор.

ГОРОД, ФРУКТ, БЕРЁЗА, АНАНАС, ЛЕС, ЭКРАН, ЖАЛЮЗИ, ВОРОБЕЙ

Признаки заимствованных слов:

  • Буквы «Ф» и «Э» в словах;
  • Буква «А» в начале слова;
  • В словах французского происхождения ударение падает на последний слог.

Задание 4. «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА»

В данном отрывке сказки найдите устаревшие слова, объясните их значение.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную
рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга,
глядь, —
Ан с востока лезет рать

Задание 5. «НОВЕЙШИЕ СЛОВА»

Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит с появлением новой техники, развитием науки, культуры.

Расположи слова в порядке их появления в русском языке

 ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД,РАДИОТЕХНИК

(парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход, радиотехник)

Конечно, знать значение и происхождение всех слов в нашем языке невозможно. За сведениями можно обратиться к этимологическому словарю.

Очень часто в речи мы используем крылатые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют фразеологизмами.

Эти речевые обороты  делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.

Задание 6. «УГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

H:\РАБОТА\ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ\Вот где собака зарыта.jpgВот ,где собака зарыта!

Крокодильи слезыH:\РАБОТА\ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ\крокодиловы слёзы.jpg

H:\РАБОТА\ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ\как кошка с собакой.jpgКак кошка с собакой

Бить баклушиH:\РАБОТА\ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ\бить баклуши.jpg

H:\РАБОТА\ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ\развесить уши.gifРазвесить уши

Задание 7. «ДОСКАЖИ ФРАЗУ»

 Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой … (не разольёшь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле …(волочили ноги).

Товарищ просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто по… (дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши … (вянут).

       

Задание 8.  «»В русском языке очень много фразеологизмов со словами голова, нос, зуб, ухо. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом НОС.

  • Встретиться нос к носу собственного носа
  • Повесить нос
  • Зарубить на носу
  • Задирать нос
  • Не видеть дальше
  • Водить за нос
  • Клевать носом
  • Остаться с носом
  • Держать нос по ветру

Задание 9. «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»

Знаменитый русский баснописец Ива Андреевич Крылов дал  жизнь большому количеству крылатых выражений. Все они являются цитатами из его басен. Вспомните, из каких они басен и объясните их значение.

  • А ларчик просто открывался. ( «Ларчик» Не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое решение или нет проблемы вообще.)
  • А Васька слушает, да ест. («Кот и повар» Иносказательно о человеке, который глух к упрекам и наставлениям и упорно поступает по-своему)
  • Мартышкин труд. («Мартышка», где мартышка перекатывала с одного места на другое большой чурбан. О бессмысленном и напрасном труде.)
  • Как белка в колесе. («Белка» О человеке очень занятом, выполняющем много различных дел.)

Изучает происхождение фразеологизмов наука фразеология. Объяснить значение крылатых выражений вам поможет фразеологический словарь.

Пословицы и поговорки – короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, Родине. В них запечатан опыт народа, его идеалы. Пословицы  хранят историю страны, отражают русский характер.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Задание 10. «СОПОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ»

1)Крепкую дружбу топором не разрубишь.

 2)У семи нянек дитя без глазу.

3)Кашу маслом не испортишь.

4)После драки кулаками не машут!

5)Не гордись званием, а гордись знанием.

6) Друг ценный клад, недругу никто не рад.

7) Береги бровь - глаз цел будет.

8) Грамоте учиться - всегда пригодится.

 9) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Задание 11. «ПРОДОЛЖИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ!»

Куй железо … (пока горячо)

Труд человека кормит, …(а лень портит)

Встречают по одежке, … (а провожают по уму)

Любишь кататься - … (люби и саночки возить).

При солнышке тепло, … ( при матери добро).

Задание 12. «НАЙДИ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ»

Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу.

 Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи (узбекская)

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь

Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Беден тот, у кого друзей нет (английская)

Тише едешь – дальше будешь.

Дружба да братство дороже всякого богатства

 Английская: Один утренний час лучше двух вечерних.

Утро вечера мудренее.

Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот.

Слово – серебро, молчание – золото.

Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Задание 13. «ЗНАТОКИ ПОСЛОВИЦ»

Назовите как можно больше пословиц, в которых есть числа.

(Один, два, семь, сто)

Надо сказать, что народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами.

Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал Владимир Иванович Даль.

Ведущий 1:

Сегодня наше первое путешествие по Вселенной слов и выражений подошло к концу. На протяжении всей жизни человеку необходимы разные словари: классические и современные, лингвистические и энциклопедические. А между тем, согласно проведенным исследованиям, словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4–5 тысяч слов, современного образованного человека - 10–30 тысяч слов, а «Словарь современного русского языка», который состоит из 17 томов, включат более 120 тысяч слов.

Закончим наш праздник высказыванием Льва Николаевича Толстого о русском языке:

«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить , словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Виды словарей".

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов. познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспит...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В мире словарей"

Внеклассное мероприятие   «В   мире  словарей» Цели : познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить с...

Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."

Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов (в рамках Недели пожарной безопасности). «Огонь- друг, огонь -враг»

Данное  занятие  предназначено для учащихся 4 классов, с целью формирования адекватного поведения в экстремальных условиях и осторожного обращения с огнём. Противопожарная безопасность – одн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой словарь"

посвящено любителям русского языка...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Страна Словария"

Конкурсы по разделам языка: фонетика, орфография, морфология, фразеология. Конкурс капитанов, конкурс болельщиков....

Внеклассное мероприятие «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»

Внеклассное мероприятие по программе дополнительного образования «Гимнастика для ума» для обучающихся 3 и 4 классов в рамках празднования «Дня Словаря» «Сл...