Внеклассное мероприятие «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»
план-конспект занятия (4 класс)

Внеклассное мероприятие по программе дополнительного образования «Гимнастика для ума» для обучающихся 3 и 4 классов в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.11.2022._den_slovarya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по программе дополнительного образования «Гимнастика для ума»

для обучающихся 3 и 4 классов в рамках празднования «Дня Словаря»

«Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»

Цели:

  • вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;
  • прививать любовь и уважение к родному языку

Задачи:

  • обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • развивать умения анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  • развивать творческие способности, интерес к предмету.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Когда-то давно люди кричали,

Показывая свой разговор.

Писать не умели и не читали.

Держали в руке , лишь топор.

На свет появились Кирилл и Мефодий,

Придумали людям письмо.

Сейчас мы читаем и пишем - ДАР БОЖИЙ!

Ах, как это было давно!!!

Сегодня себе не представляем,

Как иначе мысль передать.

Сегодня мы праздник встречаем.

И это нельзя забывать!

        Каждый народ имеет свой  язык. Каждый язык хорош и уникален по-своему. При помощи языка люди могут общаться между собой, передавать информацию и культурное наследие, познавать новое, продвигать науку.

Рада приветствовать всех любителей русского языка, которые собрались сегодня в нашем классе. Всех учащихся мы приглашаем в увлекательное путешествие по страницам устного журнала «В мире слов».

Для того, чтобы язык был красив и  стал другом, его нужно любить, очищать от «сорняков» и «мусора». У собеседника складывается мнение о нас, когда он слышит нашу речь.

Прочитайте высказывание К.Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.

Пушкин, Толстой, Есенин, Гоголь, Тургенев и великое множество творцов владели РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Все они мыслили, говорили и писали по-русски, их труды остались в веках и дошли до наших времен. Их труды воспитывают молодое поколение, прививая ему ценности и любовь к родному языку, к традициям  народа.

«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Сегодня день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря русского языка".

Словарь - это не просто книга, он завершает и одновременно начинает собой множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.

Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.

Очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.

Название науки, которая изучает язык – это лингвистика,  от латинского слова лингва, что значит «язык».

А вы знаете, что значит латинское слово? (Ответы детей)

Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нём говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.

Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке.

В жизни меняется всё. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и появляются другие.

Объяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях. Наиболее популярный и доступный из всех существующих у толковых словарей – это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.

Задание 1. «ТОЛКОВАНИЕ»

Я буду читать определения, а вы называете предмет, о котором идёт речь.

  • Красящая жидкость для писания (чернила)
  • Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
  • Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
  • Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи(Аппликация).
  • Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
  • Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
  • Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
  • Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
  • Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
  • Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
  • Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
  • Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля собраны слова, которые сейчас мы не употребляем или используем в другом смысле. Но если они вам где-то встретятся в разговоре или литературе, то вы можете узнать их значение толковом словаре Владимира Ивановича Даля.

Попробуйте объяснить (истолковать) слова из словаря В.И. Даля, о дожде, каким он бывает.

  • Морось, бус – мельчайший дождь.
  • Косохлёт, подстега – косой дождь
  • Дряпня, лепень – снег с дождем.
  • Ситничек – самый мелкий дождь.
  • Дождевик – поганый гриб.

Задание 2. «ПОЧЕМУ ТАК ЗОВЕТСЯ?»

Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия.

ПОДОКОННИК, ПОДНОС, КАРТИНА, ПЕСКАРЬ, ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, ПОДСНЕЖНИК, ХОЛОДИЛЬНИК

Словарь, в котором объясняется правильный морфемный состав слова Словообразовательный

Задание 23. «ЗРИ В КОРЕНЬ!»

Найди общее в словах: ВЕДЬМА, НЕВЕЖА, МЕДВЕДЬ?

(Все эти слова произошли от слова «ведать», т.е. знать.

Ведьма – «знающая, знахарка».

Невежа – «мало знающий человек».

Медведь – «зверь, который ведает мёд».

Задание 4. «СЛОВА ИЗ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ»

Все рассмотренные нами слова являются исконно русскими. Ещё один способ появления новых слов в русском языке – их заимствование из других языков. Есть в каждом языке заимствованные слова, это явление закономерное. Между народами разных стран существуют различные связи: политические, экономические, культурные. Такие же связи есть и между словами.

Подумайте и попробуйте догадаться, какие из предложенных слов являются заимствованными.  Объясни свой выбор.

ГОРОД, ФРУКТ, БЕРЁЗА, АНАНАС, ЛЕС, ЭКРАН, ЖАЛЮЗИ, ВОРОБЕЙ

Признаки заимствованных слов:

  • Буквы «Ф» и «Э» в словах;
  • Буква «А» в начале слова;
  • В словах французского происхождения ударение падает на последний слог.

Задание 5. «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА»

В данном отрывке сказки найдите устаревшие слова, объясните их значение.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную
рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга,
глядь, —
Ан с востока лезет рать

Задание 6. «НОВЕЙШИЕ СЛОВА»

Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит с появлением новой техники, развитием науки, культуры.

Расположи слова в порядке их появления в русском языке

 ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД,РАДИОТЕХНИК

(парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход, радиотехник)

Конечно, знать значение и происхождение всех слов в нашем языке невозможно. За сведениями можно обратиться к этимологическому словарю.

Очень часто в речи мы используем крылатые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют фразеологизмами.

Эти речевые обороты  делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.

Задание 7. «УГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой … (не разольёшь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле …(волочили ноги).

Товарищ просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто по… (дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши … (вянут).

Изучает происхождение фразеологизмов наука фразеология. Объяснить значение крылатых выражений вам поможет фразеологический словарь.

Пословицы и поговорки – короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, Родине. В них запечатан опыт народа, его идеалы. Пословицы  хранят историю страны, отражают русский характер.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Задание 8. «СОПОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ»

1)Крепкую дружбу топором не разрубишь.

 2)У семи нянек дитя без глазу.

3)Кашу маслом не испортишь.

4)После драки кулаками не машут!

5)Не гордись званием, а гордись знанием.

6) Друг ценный клад, недругу никто не рад.

7) Береги бровь - глаз цел будет.

8) Грамоте учиться - всегда пригодится.

 9) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Куй железо … (пока горячо)

Труд человека кормит, …(а лень портит)

Встречают по одежке, … (а провожают по уму)

Любишь кататься - … (люби и саночки возить).

При солнышке тепло, … ( при матери добро).

Задание 9. «НАЙДИ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ»

Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу.

 Узбекская: Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи.

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь

Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Тише едешь – дальше будешь.

Английская: Беден тот, у кого друзей нет.

Дружба да братство дороже всякого богатства

 Английская: Один утренний час лучше двух вечерних.

Утро вечера мудренее.

Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот.

Слово – серебро, молчание – золото.

Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Надо сказать, что народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами.

Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал Владимир Иванович Даль.

Сегодня наше первое путешествие по Вселенной слов и выражений подошло к концу. На протяжении всей жизни человеку необходимы разные словари: классические и современные, лингвистические и энциклопедические. А между тем, согласно проведенным исследованиям, словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4–5 тысяч слов, современного образованного человека - 10–30 тысяч слов, а «Словарь современного русского языка», который состоит из 17 томов, включат более 120 тысяч слов.

Закончим наш праздник высказыванием Льва Николаевича Толстого о русском языке:

«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить , словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»

Морось

мельчайший дождь

Косохлёт, подстега

косой дождь

Дряпня, лепень

снег с дождем

Ситничек

самый мелкий дождь

Дождевик

поганый гриб

Морось

мельчайший дождь

Косохлёт, подстега

косой дождь

Дряпня, лепень

снег с дождем

Ситничек

самый мелкий дождь

Дождевик

поганый гриб

ПОДОКОННИК, ХОЛОДИЛЬНИК, ПОДСНЕЖНИК, ПЕСКАРЬ,

ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, КАРТИНА, ПОДНОС

ПОДОКОННИК, ХОЛОДИЛЬНИК, ПОДСНЕЖНИК, ПЕСКАРЬ,

ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, КАРТИНА, ПОДНОС

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать

ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД, РАДИОТЕХНИК

Узбекская: Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи.

Утро вечера мудренее.

Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Дружба да братство дороже всякого богатства.

Английская: Беден тот, у кого друзей нет.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

 Английская: Один утренний час лучше двух вечерних.

Слово – серебро, молчание – золото.

Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот.

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками.

Тише едешь – дальше будешь.

Узбекская: Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи.

Утро вечера мудренее.

Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Дружба да братство дороже всякого богатства.

Английская: Беден тот, у кого друзей нет.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

 Английская: Один утренний час лучше двух вечерних.

Слово – серебро, молчание – золото.

Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот.

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками.

Тише едешь – дальше будешь.

ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД, РАДИОТЕХНИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."

Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...

ЭОР "Расставьте буквы в алфавитном порядке"

Данный ЭОР используется во 2 классе, позволяет закрепить знание  букв английского алфавита...

«Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.» Открытый урок по русскому языку в 1 классе

Технологическая карта и презентация урока Русского языка в 1 классе по программе Перспективная начальная школа (учебник Н.А Чураковой) на тему "Упражнения в расположении слов валфавитном порядке"....

Конспект урока по русскому языку на тему «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»

Предмет: Русский языкКласс: 1 «в»Тема: «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»Цель: Закрепить умения пользования алфавитом на практике.Планируемые результаты: Предметные: ·...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (ПНШ) по теме: "Алфавит. Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке."

Цель урока: формировать умения пользоваться алфавитом, познакомить учащихся с новыми словарными словами, развивать логическое мышление, фонематический слух, речь, внимание.Данная презентация служит на...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»

Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек, космос, вселенная "

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек, космос, вселенная "...