Упражнения в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Мария Андреевна Карасева

Данный конспект урока направлен на формирование умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: «Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных».

Тип учебного занятия: повторение изученного материала.

Форма учебного занятия: урок комбинированного типа.

Цель: продолжить  формирование  умения различать слова, отвечающие на вопрос кто? и  что?;

 Задачи: Закрепить знания об имени существительном как части речи; продолжить работу по развитию орфоргафической зоркости, памяти и связной речи. учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевлённые и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты;

Предметные УУД:

-учиться распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные ;

 - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;

- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв;

- правильно списывать слова, проверять написаное, сравнивать с образцом;

- писать под диктовку предложения;

- видеть опасные места  в словах;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; адекватно оценивать свои достижения; принимать и сохранять учебную задачу;  вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания; осуществлять совместную деятельность в  рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; вступать в учебный диалог с учителем; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Личностные УУД: формировать бережное и уважительное отношение к природе , положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к учебному занятию, видеофильм, карточки с заданиями, учебник   Т. Г. Рамзаева «Русский язык», 2 класс

 .

Ход урока :

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Прозвенел весёлый звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы грамотными стать.

Здравствуйте, ребята. К нам на урок сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, чтобы узнать девиз нашего урока, давайте соберем пословицу.

Приветствуют учителя и гостей.

Записывают число, классную работу. 

Дети собирают пословицу. «Без труда не вынешь и рыбки из пруда»

Личностные УУД: положительное отношение к учению.

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, формулировать высказывания;

2. Актуализация знаний . Словарно-орфографическая работа.

Верно. Я не просто так дала вам эту пословицу.  К нам на урок пожаловала гостья. Кто же она?

Какой волшебной силой обладала?

Выт и вы сможете пожелать что-то хорошее у рыбки, но сначала надо выполнить все ее задания.

Отгадайте загадки:

1.В ясный день сидим мы дома. Если дождь- у нас работа: шлёпать, топать по болотам.

2. Если дождик моросит,

Тут же выползаю,

В лужах с дождевой водой,

Ползаю, играюсь!

3. Без рук, без ног, 
На брюхе по реке  плывёт, 

4.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…

Молодцы. Скажите, что мы сейчас записали?

Разделите эти существительные на группы по вопросам. Объясните свой выбор.

Назовите словарное слово.

Назовите, какие орфограммы вы встретили в остальных словах?

Молодцы. А как вы думаете, почему именно про эти существительные вам Золотая рыбка задала загадки?

Верно. А кого нам не хватает на рыбалке?

Правильно. Рыбака. Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этого слова. Желающие к доске.

Всё у вас получилось верно? Давайте сравним с образцом.

А сейчас  немного отдохнём и поиграем в игру «Рыбка плавает по дну, не поймаешь ни одну»

Золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина.

Могла исполнять любые желания.

Сапоги.

Червяк

Лодка

Щука.

Имена существительные.

Учащиеся делят о объясняют свое решение.

Сапоги.

Парная согласная в середине слова, безударная гласная и сочетание щу пиши с буквой у.

Все эти слова относятся к рыбалке.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадке

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания; осуществлять совместную деятельность в  рабочих парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения.

Личностные УУД :

положительное отношение к учебе.

3.Работа по теме урока.

Молодцы. Теперь  мы с вами побудем немного рыбаками. Золотая рыбка приготовила для вас задание. Перед вами файл с карточками. На них написаны названия рыб. Буквы и слоги перепутаны местами. Ваша задача распознать рыбку. А потом мы узнаем, за какой партой сидят знатные рыбаки. (работа в парах). Минутка «А знаете ли вы…»

Молодцы. Всех рыб отгадали. А теперь с любой из них составьте предложение и найдите в нем главные члены.

Очень хорошо. Ну, раз вы всех рыб знаете, пора отправиться на рыбалку. Внимание на экран. Перед вами картинка. Ваша задача записать все существительные в 2 столбика КТО?  ЧТО?

Молодцы. Ничего не скроется от ваших зорких глаз. Скажите, а что можно сделать с этой рыбкой? А так же многие птицы тоже питаются рыбой ( чайки, пеликаны и пингвины…)

Давайте вспомним, на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? А неодушевленные?

Физминутка.

Учащиеся разгадывают названия и сверяют по образцу на доске.

Учащиеся выполняют задание.

Самостоятельная работа

Съесть самим, отдать коту.

КТО? ЧТО?

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;  вносить необходимые коррективы. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания; осуществлять совместную деятельность в  рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

4. Работа в учебнике.

А сейчас откройте учебник на странице 7. Найдите упражнение 230. Прочитайте задание. Что нужно сделать? 1 вариант записывают неодушевленные им. сущ. , а второй одушевленные им. сущ. Взаимопроверка. Напомните еще раз, как вы отличаете одушевленные существительные от неодушевленных?

Работа по вариантам письменно в тетрадях. Взаимопроверка.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения.

Личностные УУД :

положительное отношение к учебе.

Коммуникативные УУД:

формулировать высказывания.

5. Закрепление

Задание от Золотой рыбки продолжаются. У вас на столах есть индивидуальные карточки с заданием. Вам необходимо к каждому слову ( действию) подобрать одушевленное и неодушевленное существительное, например, ПРЫГАЕТ- МЯЧ, МАЛЬЧИК. ИЛИ поделиться на группы с таким же заданием. Потом представитель группы выйдет и зачитает свои ответы.

Ученики читают свои примеры, отдельно каждый вариант.

представитель группы выйдет и зачитает свои ответы.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;  вносить необходимые коррективы. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания; осуществлять совместную деятельность в  рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

6 Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Все задания рыбки мы выполнили очень хорошо.  Интересны ли были задания? Было ли кому-то сложно их выполнять? Какое настроение у вас было на уроке?

Скажите, как вы считаете, верно ли была подобрана пословица к нашему уроку и почему?

Помните, в начале урока я сказала о том, что можно будет попросить у рыбки о чем-то хорошем? Так вот давайте подумаем, что можно попросить. Я начну « ЗДОРОВЬЕ,

Учащиеся отвечают .

Учащиеся объясняют.

Выходят по одному и записывают пожелание..

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения.

Личностные УУД :

положительное отношение к учебе.

Коммуникативные УУД:

формулировать высказывания.

7. Домашнее задание

А дома попробуйте пофантазировать на тему «Если б я был золотой рыбкой…»

Спасибо за внимание.

Личностные УУД :

положительное отношение к учебе; участвовать в творческом, созидательном процессе. 

Галдина Мария Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

конспект урока по русскому языку "Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных."

Конспект урока содержит  задания для закрепления знаний имени сущесвительного во 2 классе...

Методическая разработка на тему "Упражнения в распозновании одушевленных и неодушевленных имен существительных".

Цель:,формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительныеЗадачи урока: продолжить знакомство с понятиями «одушевленные...