Сочинение по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Герцог Наталья Николаевна

Сочинение по картине: конспект урока, прайс - лист

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.87 КБ
Файл прайс-лист89.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 110 по русскому языку, 3 класс, УМК «Школа России»

Тема:  Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Цель урока: обучение учащихся написанию сочинения по картине;

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины, природы через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации); восприятия картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Форма урока: урок развития речи.

Оборудование: Презентация Power Point ; картина художника, карточки для учащихся.

Используемая технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесный (сообщения учащихся в ходе работы над созданием текста; рассуждение, беседа);

исследовательский (изучение текстов с целью выявления художественно-изобразительных средств);

практический (создание и презентация творческой работы);

репродуктивный (воспроизведение знаний о стилях и типах речи, художественно-изобразительных средствах);

стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию знаний о тексте).

наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Конспект урока.

1. Вступительное слово учителя. Мотивация к учебной деятельности

Цели и задачи (создание мотивации, активизация знаний учащихся).

- Ребята, посмотрите в окно. Что вы там увидели? А что вы видели, на что обратили внимание, когда шли по дороге в школу?

(Много снега, снег уже подтаявший на солнце…)

- Да, в этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

                             (А. Пушкин)

- С какой изумительной точностью А. Пушкин смог подобрать нужные слова, чтобы передать всю красоту зимнего дня.

- Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в успешной деятельности на уроке. Скажите, а чем мы сегодня будем заниматься?

(Описывать февральскую зиму, снег, развитием речи.)

- Всё верно, у нас урок развития речи. Что мы делаем на таких уроках? Что значит развивать речь? (Дают ответы на вопросы. Определяют, что нужно знать и уметь, чтобы развивать речь).

Репродукция картины на доске. Определяем тему урока, ставим цели. (Учиться писать сочинение.

Запишите тему урока. «Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2. Рассказ о жизни К.Ф. Юона

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) провёл детство и отрочество в Москве - в Лефортово, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь у него впервые возникло увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом.

Учился К.Ф. Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Много картин Юон посвятил Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы её изучить, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.

2. Беседа по картине. Общее впечатление, рассматривание.

 - Какое впечатление производит на вас картина К.Ф. Юона? Что в ней особенно красиво?

- По каким признакам видно, что это конец зимы?

- Какую местность изобразил художник? (Это окраина деревни. За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом).

 - Какое время дня изобразил художник? ( Полдень, это видно по длинным теням от деревьев. Снег местами подтаял)

- Опишите подробнее, что изобразил художник?

- Какие краски преобладают в картине? (Светлые: голубые, розовые).

- Какое настроение вызывает картина?

3.Обсуждение структуры сочинения.

-Из каких частей состоит сочинение (вступление, основная часть, концовка)

-Как называется первая часть?

-Каким предложением можно начать сочинение?

-Что можете сказать о второй части?

- Что будете описывать и в какой последовательности? (снег, небо, солнечный свет, деревья, деревянный дом, дрова, забор, кур, лыжников, лес).

-О чём расскажите в третьей части? (Это заключение. Нужно выразить своё отношение к картине, чувства, которые она у нас вызвала.)

 

 4. Составление плана.

  1. Вступление. (Художник и его картина).
  2. Описание картины.
  3. Мои впечатления.

5.Устное проговаривание сочинения (по карточке)

6. Словарно-орфографическая подготовка.

Работа с опорными словами: л_жит, п_т_мнел, зарождение, в_сны, ст_новится, д_ревня, со_нце, ярко-голубые, пирамиды, длиннее, красно- оранжевая шея, з_ л_ новатые перья.

Подберите синонимы к словам: 

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист; 

создаёт – пишет, изображает

картина – полотно, репродукция;

картина чудесная – замечательная, прекрасная.

блестит – искрится, сияет, сверкает; 

(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет;

6. Запись сочинения.

7. Чтение своих сочинений (по желанию)

8. Рефлексия

Оцените себя.

Зелёный цвет – на уроке мне все было понятно.

Жёлтый цвет  - я справился, но мне нужна была помощь.

Красный цвет – мне было трудно!

Домашнее задание: понаблюдать за снегом,  записать не менее 10 определений.

Вариант сочинения:

Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни.

 На переднем плане деревянный дом. На крыше его ещё лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора поленницы дров. Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик. Лыжники спешат покататься по последнему снегу. Они остановились у забора и с интересом наблюдают за красивым петухом.

Художник передаёт радостное весеннее настроение, ожидание тепла, солнца, пробуждения природы.

Литература:

1.Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка,-М.: Просвещение, 1996 г.

2.Ромашкова Л. Константин Юон. Альбом. М., 1973.

3.Учебник «Русский язык 3 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, - М.: Просвещение, 2019

4.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Юон,_Константин_Фёдорович 



Предварительный просмотр:

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 108 стр. 62)

  1. Рассмотрите репродукцию картины в «Картинной галерее» учебника

C:\Users\Наталья\Desktop\10.jpg

  1. План

1. Вступление.

2. Описание картины.

3. Впечатление от картины.

3. Устно отвечай на вопросы, используя подходящие опорные слова или используй свои.

Части

Вопросы

Опорные слова

Дополнительный материал

Вступление

Какую картину ты видишь перед собой и что на ней изображено?

Какую местность изобразил художник?

Константин Фёдорович Юон,

«Конец зимы. Полдень»,

сельский пейзаж

окраина деревни

Константин Фёдорович Юон

(1825- 1958) – великий русский живописец, создатель образов русской природы.

Картина написана в 1929 году

Живописец много лет прожил в деревне Лигачёво, где и были написаны его лучшие картины. Поэтому не удивительно, что натурой для работы «Конец зимы. Полдень» тоже стали родные места Подмосковья.

Юон закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Константин Фёдорович очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего К. Ф. Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – всё это предстаёт на полотнах К. Ф. Юона. Его картины: «Волшебница - зима», «Мартовское солнце», «Русская зима», «Конец зимы. Полдень» - создают праздничное, жизнерадостное настроение.

Художник так восторженно изображал родную природу, а на её фоне наблюдал за жизнью русского народа, что его стали называть поэтом русского города и русского села.

Описание картины

Какие краски преобладают на картине?

Светлые, голубые, розовые

Какой день?

Ясный, тёплый, солнечный

Небо  

голубое, светящееся, безоблачное, чистое.

Воздух

прозрачный, свежий, чистый.

Какой снег?

Мягкий, пористый,

сырой, тяжёлый, истоптанный, начал подтаивать проталины

Что видим на снегу?

Голубые тени от высоких стройных берёз, рыхлые следы

Какие березы?

Тонкие, стройные, статные, белоствольные, задумчивые

Ели

Пышные, колючие, островерхие

Привлекают внимание

Опиши, что видишь слева?

деревянные строения, их крыши покрыты снегом, но он уже подтаивает большая поленница дров, забор

Что вдалеке?

холмы, поросшие густым лесом;

одиноко стоящий деревянный дом

Что и кого видим на переднем плане?

Снежная поляна,

куры, красивый петух

Где видите группу лыжников и что они делают?

за забором,

снимают лыжи после прогулки

радостные

Впечатление от картины

Какое настроение вызывает картина?

Пейзаж создает хорошее настроение, чувствуется приближение весны

4. Запиши текст в черновике. Прочитай, отредактируй, где необходимо.

5. Перепиши в тетрадь. Проверь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".

В данной разработке показана очень большая работа по картине, работа над образными средствами языка и орфографическая работа....

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"

Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...

Написание мини - сочинения по картине « Матушка – красавица русская зима».

Цели: создать условия для свободного высказывания; учить последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному письму; содействовать развитию интереса к самостоятельному написанию ...

Сочинение по картине К.Юона "Волшебница зима".

Презентация с картинками на тему зима, отрывки из стихотворений разных поэтов, план описания с опорными словами, картина Юона " Волшебница зима "....

сочинение по картине К. Юона "Волшебница -зима" .

Данный материал поможет подготовить детей к написанию сочинения по картине....

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Конспект  "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан  для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник  «Русский язык»...