РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» во 2 г классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Окружающий мир» во 2 г классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Окружающий мир» во 2 г классе
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Облядрук Е.М
Всего часов на учебный год: 68
Количество часов в неделю: 2
город Покачи
- Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
- Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2012
- Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2012
- Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2012
- Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Содержание учебного предмета
(68 часов)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах.
- Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол -во часов |
Где мы живем? (4 часа) | ||||
1. | Родная страна. | 1 | ||
2. | Город и село. | 1 | ||
3. | Наши проекты: « Родной город и село» | 1 | ||
4. | Природа и рукотворный мир. | 1 | ||
Природа (20 часов) | ||||
5. | Неживая и живая природа. | 1 | ||
6. | Явления природы. | 1 | ||
7. | Что такое погода. | 1 | ||
8. | В гости к осени. | 1 | ||
9. | Звездное небо | 1 | ||
10. | Заглянем в кладовые Земли | 1 | ||
11. | Про воздух | 1 | ||
12. | … И про воду | 1 | ||
13. | Какие бывают растения | 1 | ||
14. | Какие бывают животные | 1 | ||
15. | Невидимые нити | 1 | ||
16. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||
17. | Дикие и домашние животные | 1 | ||
18. | Комнатные растения | 1 | ||
19. | Животные живого уголка | 1 | ||
20. | Про кошек и собак | 1 | ||
21. | Красная книга | 1 | ||
22. | Будь природе другом! | 1 | ||
23. | Наши проекты: «Красная книга» | 1 | ||
24. | Проверим и оценим свои достижения | 1 | ||
Жизнь города и села (10часов) | ||||
25. | Что такое экономика | 1 | ||
26. | Из чего это сделано | 1 | ||
27. | Как построить дом | 1 | ||
28. | Какой бывает транспорт | 1 | ||
29. | Культура и образование | 1 | ||
30. | Все профессии важны | 1 | ||
31. | Наши проекты: «Профессии» | 1 | ||
32 | В гости к зиме( урок) | 1 | ||
33. | В гости к зиме( экскурсия) | 1 | ||
34. | Проверим и оценим свои достижения | 1 | ||
35. | Презентация проектов. | 1 | ||
Здоровье и безопасность (9часов) | ||||
36. | Строение тела человека | 1 | ||
37. | Если хочешь быть здоров | 1 | ||
38. | Берегись автомобиля! | 1 | ||
39. | Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге. | 1 | ||
40. | Домашние опасности | 1 | ||
41. | Пожар | 1 | ||
42. | На воде и в лесу | 1 | ||
43. | Опасные незнакомцы | 1 | ||
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | ||
Общение(7 часов) | ||||
45. | Наша дружная семья | 1 | ||
46. | Проект «Родословная» | 1 | ||
47. | В школе | 1 | ||
48. | Правила вежливости | 1 | ||
49. | Ты и твои друзьяъсе8 | 1 | ||
50. | Мы – зрители и пассажиры | 1 | ||
51. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | ||
Путешествие (18 часов) | ||||
52. | Посмотри вокруг | 1 | ||
53. | Ориентирование на местности | 1 | ||
54. | Определение сторон горизонта по компасу. Практическая работа | 1 | ||
55. | Формы земной поверхности | 1 | ||
56. | Водные богатства | 1 | ||
57. | В гости к весне (урок) | 1 | ||
58. | В гости к весне ( экскурсия) | 1 | ||
59. | Россия на карте | 1 | ||
60. | Проект «Города России» | 1 | ||
61. | Путешествие по Москве | 1 | ||
62 | Московский Кремль | 1 | ||
63. | Итоговый тест за год | 1 | ||
64. | Путешествие по планете | 1 | ||
65. | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | ||
66. | Впереди лето | 1 | ||
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | ||
68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
V.Контрольно-измерительный материал
Итоговый тест за год по окружающему миру.
Фамилия имя___________________________________________
А1. Отметь строчку, в которой перечислены только летние месяцы.
- Май, июнь, июль.
- Июнь, июль, август.
- Июль, август, сентябрь.
А2. Укажи время года, когда можно наблюдать ледоход.
- Зима.
- Лето.
- Весна.
А3. Выбери явление, относящееся к живой природе.
- Похолодание.
- Отлет птиц.
- Замерзание рек.
А4. Обозначь хвойное дерево.
- Кедр.
- Береза.
- Тополь.
А5. Отметь пресмыкающееся.
- Черепаха.
- Мышь.
- Щука.
А6. Выбери явление, относящееся к живой природе.
- Таяние снега.
- Разлив рек.
- Цветение трав.
А7. Отметь машину, относящуюся к специальному транспорту.
- Самосвал.
- Скорая помощь.
- Бульдозер.
А8. Вспомни, какое животное зимой спит.
- Лиса.
- Ёж.
- Заяц.
А9. Выбери телефон для вызова полиции.
- 01
- 03
- 02
А10. Определи основную сторону света.
- Ю-В
- С
- С-З
В1. Подумай, как называется отрасль экономики, в которой работают люди таких профессий, как кондуктор, летчик, капитан.
- Сельское хозяйство.
- Транспорт.
- Строительство.
В2. Укажи, какой части нет у холма.
- Спуска.
- Вершины.
- Подошвы(подножия).
С1. Выбери названия рек.
- Лена.
- Волга.
- Самара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-335060-1591034823.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57822.jpg)
Рабочая программа учебного курса Окружающий мир 3 Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
2013-2014 учебный год (базовый уровень)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-65203-1384893047.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172358-1357288060.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915087-1491905858.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по окружа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460371-1677320759.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...