Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, СВ. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РЕКОМЕНДОВАНО» МО учителей ___________ Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «ПРИНЯТО» Педагогический совет Образовательного учреждения Протокол № __от_____________20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Гимназии №63 Туманова О.Г. ____________ Приказ № __от______________20….г. |
Рабочая программа учебного курса
по окружающему миру
для 4 «В» класса
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Учитель-составитель: Лисовая Ольга Петровна
Высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, СВ. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
- сформировать условия для овладения основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- обеспечить процесс осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- создать условия для проведения наблюдений в природе, постановки опытов;
- обеспечить сознательное овладение правилами поведения в мире природы и людей, правилами здорового образа жизни;
- сформировать основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Поэтому данный курс наряду с другими предметами начальной школы играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу - 2 часа, контрольные уроки - 6 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Таблица предметных требований к умениям учащихся по курсу «Окружающий мир» (необходимый уровень)
Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир» | |
Уметь объяснять мир | Уметь определять своё отношение к миру |
Часть «Человек и природа» | |
• объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; | • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; |
• применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); | • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. |
• называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел; | |
• объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; | |
• объяснять, в чём главное отличие человека от животных; | |
• находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. | |
Часть «Человек и человечество» | |
• по поведению людей узнавать, какие эмоции (переживания) они испытывают, какие у них черты характера; | • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; |
• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; | • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. |
• объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. |
Учебно-методический комплекс для учителя:
- А.А. Вахрушев" Окружающий мир" ("Человек и природа" « Человек и человечество»). Учебник в 2-х ч., 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и природа», 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и человечество»», 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и природа", 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и человечество", 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Методические рекомендации к учебнику "Человек и природа", 4 кл М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Методические рекомендации к учебнику "Человек и человечество", 4 кл М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий, 4 кл. - окружающий мир М. Баллас 2013
- CD Кирилл и Мефодий «Окружающий мир» 4 класс.
Учебно-методический комплекс для учащегося:
- А.А. Вахрушев" Окружающий мир" ("Человек и природа" « Человек и человечество»). Учебник в 2-х ч., 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и природа», 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и человечество»», 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и природа", 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и человечество", 4 кл. М. Баллас 2013
- А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий, 4 кл. - окружающий мир М. Баллас 2013
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Часть 1 «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» 4 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | ||
План | Факт | Предметные | Метапредметные и личностные УУД | ||||
Как работает организм человека 16 час. | |||||||
1 | Как устроен организм человека | 1 | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. | Регулятивные УУД. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД. - ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД. - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором, отделять новое от известного; выделять главное, составлять план; - договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты. - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Пр.раб. №1 Текущий контроль | ||
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). | ||||
3 | Как человек двигается | 1 | Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. | Пр. раб.№2 | |||
4 | Путешествие бутерброда | 1 | Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени и на что отведено) Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. По оказанию первой помощи при несчастных случаях (П). | Текущий контроль | |||
5 | Как удаляются ненужные вещества | 1 | Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари Энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. | Пр. раб. №3 | |||
6 | Для чего и как мы дышим | 1 | Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н) | Текущий контроль | |||
7 | Волшебная восьмерка | 1 | Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари Энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. | Текущий контроль | |||
8 | Что такое кровь? | 1 | Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). | Пр.раб.№4 | |||
9 | Почему наш организм работает слаженно | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни | Пр.раб.№5 | |||
10 | Окна в окружающий мир. (Органы зрения) | 1 | Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н) | Текущий контроль | |||
11 | Многогранный мир чувств. ( Органы чувств) | 1 | Готовить доклады по теме и представлять их в классе. | Пр.раб.№6 | |||
12 | Родители и дети. (Размножение) | 1 | Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника . | Текущий контроль | |||
13 | Отчего мы иногда болеем. (Защитные силы организма) | 1 | Измерять температуру тела. Вес и рост человека (Н) | Пр.раб.№7 | |||
14 | Наши предки - древесные жители. (Предки человека) | 1 | Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением. | Текущий контроль | |||
15 | На заре человечества. (Появление человека разумного) | 1 | Приводить доводы в пользу естественного происхождения чело века.(П) | Пр.раб.№8 | |||
16 | Контрольная работа №1 | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни | Кр.раб.№1 | |||
Рукотворная природа 12 час. | |||||||
17 | Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных) | 1 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. | Текущий контроль | |||
18 | На службе у человека (Сельское хоз-во) | 1 | Перечислять основные отрасли с\х. (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве | Пр.раб.№9 | |||
19 | Покорение силы (Изобретения человека) | 1 | Способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. (П) | Пр.раб.№10 | |||
20 | Резерв. Покорение силы (Изобретения человека) | 1 | Готовить доклады по теме и представлять их в классе. | Текущий контроль | |||
21 | Как человек использует свойства воды | 1 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха. | Текущий контроль | |||
22 | Как человек использует свойства воды | 1 | Характеризовать свойства воды и воздуха. | Текущий контроль | |||
23 | Как человек использует свойства воздуха | 1 | Сравнивать свойства воды, воздуха и горных порол (Н). Исследовать в группах свойства воды, воздуха. (П) | Пр.раб.№12 | |||
24 | Горные породы и минералы. | 1 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. | Пр.раб.№13 | |||
25 | Металлы | 1 | Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. | Пр.раб.№14 | |||
26 | Приручение огня | 1 | Описывать их применение в хоз-ве человека. Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу. | Пр.раб.№15 | |||
27 | Как нам жить? (Экологическое хоз-во - будущее человечества) | 1 | Оценивать свою личную роль в охране природы. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в музей (Н). Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. (П). | Пр.раб.№16 | |||
28 | Контрольная работа №2 | 1 | Исследовать свойства полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. | Кр.раб.№2 | |||
Повторение 5 час. | |||||||
29 | Повторение | 1 | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. | Текущий контроль | |||
30 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Кр.раб.№3 | ||||
31 | Повторение. | 1 | Текущий контроль | ||||
32 | Повторение | 1 | Текущий контроль | ||||
33 | Повторение | 1 | Текущий контроль | ||||
Резерв | |||||||
34 | Итоговый урок | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» 4 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | ||
План | Факт | Предметные | Метапредметные и личностные УУД | ||||
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 | |||||
Человек и его внутренний мир 5 час. | Регулятивные УУД. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором, отделять новое от известного; выделять главное, составлять план; договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохе; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. | ||||||
2 | Кого можно назвать человеком? | 1 | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). | Текущий контроль | |||
3 | Посмотри в свое «зеркало» | 1 | Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П). | Текущий контроль | |||
4 | Как понять, что творится у друга на душе? | 1 | Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе\селе, о своей стране (П). | Текущий контроль | |||
5 | Переживания, испытанные временем | 1 | Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). | Текущий контроль | |||
6 | Как узнать человека? | 1 | Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П). | Текущий контроль | |||
Человек в мире людей 6 час. | |||||||
7 | Что такое общество | 1 | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. (П) | Пров.раб. №1 | |||
8 | Как жить в мире людей | 1 | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). | Текущий контроль | |||
9 | Мое общество | 1 | Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П). | Текущий контроль | |||
10 | Права человека | 1 | Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе\селе, о своей стране (П). Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П). Практическая работа. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. | Текущий контроль | |||
11 | Повторение. | 1 | Текущий контроль | ||||
12 | Контрольная работа №1 | 1 | Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П). | Контр.раб.№1 | |||
Человек и прошлое человечества 10 час. | |||||||
13 | Первобытный мир | 1 | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). | Пров.раб. №2 | |||
14 | Первобытный мир | 1 | Отличать друг от друга эпохи всемирной истории- по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). | Текущий контроль | |||
15 | Древний мир | 1 | Оценивать некоторые легко определяемые. | Текущий контроль | |||
16 | Древний мир | 1 | Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или как только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. (П). | Текущий контроль | |||
17 | Средние века | 1 | Текущий контроль | ||||
18 | Средние века | 1 | Текущий контроль | ||||
19 | Новое время | 1 | Текущий | ||||
Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей | контроль | ||||||
20 | Новое время | 1 | Отличать друг от друга эпохи всемирной истории- по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). | Текущий контроль | |||
21 | Новейшее время | 1 | Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей . | Текущий контроль | |||
22 | Новейшее время | 1 | Оценивать некоторые легко определяемые. Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или как только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. (П). | Текущий контроль | |||
Человек и многоликое человечество 3 час. | |||||||
23 | Короли, президенты и граждане. | 1 | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества | Текущий контроль | |||
24 | Расы и народы | 1 | . Соблюдать правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П). | Текущий контроль | |||
25 | Кто во что верит | 1 |
Практическая работа. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П). | Текущий контроль | |||
Человек и единое человечество 4 час. | |||||||
26 | Мировое хозяйство | 1 | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (Н). оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П). Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). | Пров.раб. №3 | |||
27 | Мировое сообщество государств. | 1 | Собирать и оформлять информацию о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). | Текущий контроль | |||
28 | Что человечество ценит больше всего? | 1 | Практическая работа. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. | Текущий контроль | |||
29 | Как нам жить? | 1 | Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П). | Текущий контроль | |||
Повторение 2 час. | |||||||
30 | Повторение | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. | Текущий контроль | |||
31 | Контрольная работа 2. | 1 | Контр. Раб. №2 | ||||
32-34 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...