Главные вкладки

    Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

    Лисовая Ольга Петровна

    Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, СВ. Тырина (М.: Баласс, 2012).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Гимназия №63 Калининского района

    Санкт-Петербурга

    «РЕКОМЕНДОВАНО»

     МО учителей  ___________

    Протокол №______ от ___.______________20….г.

    Руководитель МО ________ /_______________/

    «ПРИНЯТО»

    Педагогический совет

    Образовательного учреждения

    Протокол № __от_____________20…..г.

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор ГБОУ Гимназии №63

    Туманова О.Г. ____________

    Приказ № __от______________20….г.

    Рабочая программа учебного курса

    по  окружающему миру

    для 4  «В» класса

    (2 часа в неделю, 68 часов в год)

    Учитель-составитель: Лисовая Ольга Петровна

    Высшая квалификационная категория

    Санкт-Петербург

    2016 – 2017 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, СВ. Тырина (М.: Баласс, 2012).

    Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

    Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

    Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.

    В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

    -  сформировать условия для овладения основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

    - обеспечить процесс осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

    -  создать условия для  проведения наблюдений в природе, постановки опытов;

    -  обеспечить сознательное овладение правилами поведения в мире природы и людей, правилами здорового образа жизни;

    - сформировать основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

    Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

    Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Поэтому данный курс наряду с другими предметами начальной школы играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

    Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

    Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

    Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу - 2 часа, контрольные уроки - 6 часов.

    Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.


    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

    • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
    • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
    • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
    • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
    • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
    • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
    • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
    • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
    • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.

    Коммуникативные УУД:

    • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
    • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
    • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
    • договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
    • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

    Таблица предметных требований к умениям учащихся по курсу «Окружающий мир» (необходимый уровень)

    Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир»

    Уметь объяснять мир

    Уметь определять своё отношение к миру

    Часть «Человек и природа»

    • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

    • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

    • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

    • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

    • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

    • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

    • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    Часть «Человек и человечество»

    • по поведению людей узнавать, какие эмоции (переживания) они испытывают, какие у них черты характера;

    • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

    • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

    • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

    • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

    Учебно-методический комплекс для учителя:

    • А.А. Вахрушев" Окружающий мир"  ("Человек и природа" « Человек и человечество»). Учебник в 2-х ч., 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и природа», 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и человечество»», 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и природа", 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и человечество", 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Методические рекомендации к  учебнику "Человек и природа", 4 кл М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Методические рекомендации к  учебнику "Человек и человечество", 4 кл М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий, 4 кл. - окружающий мир М. Баллас 2013
    • CD  Кирилл и Мефодий «Окружающий мир»  4 класс.

    Учебно-методический комплекс для учащегося:

    • А.А. Вахрушев" Окружающий мир"  ("Человек и природа" « Человек и человечество»). Учебник в 2-х ч., 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и природа», 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и человечество»», 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и природа", 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и человечество", 4 кл. М. Баллас 2013
    • А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий, 4 кл. - окружающий мир М. Баллас 2013


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

    Часть 1 «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» 4 класс (34 часа, 1 час в неделю)

    № урока

    Дата

    Тема

    урока

    Кол-во часов

    Планируемые результаты

    Виды и формы контроля

    План

    Факт

    Предметные

    Метапредметные и личностные УУД

    Как работает организм человека 16 час.

    1

    Как устроен организм человека

    1

    Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

    Регулятивные УУД.

     - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

     - совместно с учителем

    обнаруживать и формулировать учебную проблему;

     -  составлять план решения проблемы совместно с учителем;

    - работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

    -  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД.

    -  ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

    - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

    - добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

    - перерабатывать полученную информацию; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,

    событий;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД.

    - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

    - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

    - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором, отделять новое от известного; выделять главное, составлять план;

    - договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы,

     - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Личностные результаты.

    - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

    - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;

    -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Пр.раб. №1

    Текущий контроль

    2

    Кожа – «пограничник» организма

    1

    Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

    3

    Как человек двигается

    1

    Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

    Пр. раб.№2

    4

    Путешествие бутерброда

    1

    Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени и на что отведено)

    Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. По оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

    Текущий контроль

    5

    Как удаляются ненужные вещества

    1

    Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари Энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

    Пр. раб. №3

    6

    Для чего и как мы дышим

    1

    Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н)

    Текущий контроль

    7

    Волшебная восьмерка

    1

    Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари Энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

    Текущий контроль

    8

    Что такое кровь?

    1

    Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

    Пр.раб.№4

    9

    Почему наш организм работает слаженно

    1

    Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни

    Пр.раб.№5

    10

    Окна в окружающий мир.

    (Органы зрения)

    1

    Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н)

    Текущий контроль

    11

    Многогранный мир чувств.

    ( Органы чувств)

    1

    Готовить доклады по теме и представлять их в классе.

    Пр.раб.№6

    12

    Родители и дети. (Размножение)

    1

    Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника .

    Текущий контроль

    13

    Отчего мы иногда болеем.

    (Защитные силы организма)

    1

    Измерять температуру тела. Вес и рост человека (Н)

    Пр.раб.№7

    14

    Наши предки - древесные жители.

    (Предки человека)

    1

    Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.

    Текущий контроль

    15

    На заре человечества.

    (Появление человека разумного)

    1

    Приводить доводы в пользу естественного происхождения чело века.(П)

    Пр.раб.№8

    16

    Контрольная работа №1

    1

    Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни

    Кр.раб.№1

    Рукотворная природа 12 час.

    17

    Рукотворная жизнь

    (Выращивание культурных растений и домашних животных)

    1

    Сравнивать  и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека.

    Текущий контроль

    18

    На службе у человека

    (Сельское хоз-во)

    1

    Перечислять основные отрасли с\х. (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве

    Пр.раб.№9

    19

    Покорение силы

    (Изобретения человека)

    1

    Способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. (П)

    Пр.раб.№10

    20

    Резерв. Покорение силы

    (Изобретения человека)

    1

    Готовить доклады по теме и представлять их в классе.

    Текущий контроль

    21

    Как человек использует свойства воды

    1

    Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха.

    Текущий контроль

    22

    Как человек использует свойства воды

    1

    Характеризовать свойства воды и воздуха.

    Текущий контроль

    23

    Как человек использует свойства воздуха

    1

    Сравнивать свойства воды, воздуха и горных порол (Н).

    Исследовать в группах свойства воды, воздуха. (П)

    Пр.раб.№12

    24

    Горные породы и  минералы.

    1

    Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

    Пр.раб.№13

    25

    Металлы

    1

    Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

    Пр.раб.№14

    26

    Приручение огня

    1

    Описывать их применение в хоз-ве человека. Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу.

    Пр.раб.№15

    27

    Как нам жить? (Экологическое хоз-во - будущее человечества)

    1

    Оценивать свою личную роль в охране природы. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в музей (Н). Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. (П).

    Пр.раб.№16

    28

    Контрольная работа №2

    1

    Исследовать свойства полезных ископаемых.

    Различать изученные полезные ископаемые.

    Кр.раб.№2

    Повторение 5 час.

    29

    Повторение

    1

    Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

    Текущий контроль

    30

    Итоговая контрольная работа.

    1

    Кр.раб.№3

    31

    Повторение.

    1

    Текущий контроль

    32

    Повторение

    1

    Текущий контроль

    33

    Повторение

    1

    Текущий контроль

    Резерв

    34

    Итоговый урок

    1


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

    ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» 4 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)

    № урока

    Дата

    Тема

    урока

    Кол-во часов

    Планируемые результаты

    Виды и формы контроля

    План

    Факт

    Предметные

    Метапредметные и личностные УУД

    1

    Введение. Как работать с учебником

    1

    Человек и его внутренний мир 5 час.

    Регулятивные УУД.

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД.

    Ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,

    событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД.

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором, отделять новое от известного; выделять главное, составлять план; договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Личностные результаты.

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохе; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

    2

    Кого можно назвать человеком?

    1

    Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н).

    Текущий контроль

    3

    Посмотри в свое «зеркало»

    1

    Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П).

    Текущий контроль

    4

    Как понять, что творится у друга на душе?

    1

    Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе\селе, о своей стране (П).

    Текущий контроль

    5

    Переживания, испытанные временем

    1

    Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

    Текущий контроль

    6

    Как узнать человека?

    1

    Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

    Текущий контроль

    Человек в мире людей 6 час.

    7

    Что такое общество

    1

    Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. (П)

    Пров.раб. №1

    8

    Как жить в мире людей

    1

    Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н).

    Текущий контроль

    9

    Мое общество

    1

    Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П).

    Текущий контроль

    10

    Права человека

    1

    Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе\селе, о своей стране (П). Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П).

    Практическая работа.

    Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

    Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

    Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

    Текущий контроль

    11

    Повторение.

    1

    Текущий контроль

    12

    Контрольная работа №1

    1

    Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

    Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

    Контр.раб.№1

    Человек и прошлое человечества 10 час.

    13

    Первобытный мир

    1

    Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

    Пров.раб. №2

    14

    Первобытный мир

    1

    Отличать друг от друга эпохи всемирной  истории- по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

    Текущий контроль

    15

    Древний мир

    1

    Оценивать некоторые легко определяемые.

    Текущий контроль

    16

    Древний мир

    1

    Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или как только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. (П).

    Текущий контроль

    17

    Средние века

    1

    Текущий контроль

    18

    Средние века

    1

    Текущий контроль

    19

    Новое время

    1

    Текущий

    Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей

    контроль

    20

    Новое время

    1

    Отличать друг от друга эпохи всемирной  истории- по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

    Текущий контроль

    21

    Новейшее время

    1

    Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей .

    Текущий контроль

    22

    Новейшее время

    1

    Оценивать некоторые легко определяемые. Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или как только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. (П).

    Текущий контроль

    Человек и многоликое человечество 3 час.

    23

    Короли, президенты и граждане.

    1

    Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества

    Текущий контроль

    24

    Расы и народы

    1

    . Соблюдать   правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).

     Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П).

    Текущий контроль

    25

    Кто во что верит

    1

     

    Практическая работа.

    Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

    Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

    Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

    Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. (П).

    Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П).

    Текущий контроль

    Человек и единое человечество 4 час.

    26

    Мировое хозяйство

    1

    Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (Н). оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

    Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

    Пров.раб. №3

    27

    Мировое сообщество государств.

    1

    Собирать и оформлять информацию о культурных богатствах человечества (Н).

    Принять посильное участие в их охране.

    Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

    Текущий контроль

    28

    Что человечество ценит больше всего?

    1

    Практическая работа.

    Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

    Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

    Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

    Текущий контроль

    29

    Как нам жить?

    1

    Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

    Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

    Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П).

    Текущий контроль

    Повторение 2 час.

    30

    Повторение

    1

    Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.

    Текущий контроль

    31

    Контрольная работа 2.

    1

    Контр. Раб. №2

    32-34

    Резерв


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой.

    Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего   образования   на основе авторской  программы...

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

    1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

    1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

    Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

    Рабочая  программа по математике   для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

    Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

    Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...