Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Лисовая Ольга Петровна

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, СВ. Тырина (М.: Баласс, 2012).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Гимназия №63 Калининского района

Санкт-Петербурга

«РЕКОМЕНДОВАНО»

 МО учителей  ___________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

Образовательного учреждения

Протокол № __от_____________20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Гимназии №63

Туманова О.Г. ____________

Приказ № __от______________20….г.

Рабочая программа учебного курса

по  окружающему миру

для 4  «В» класса

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Учитель-составитель: Лисовая Ольга Петровна

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, СВ. Тырина (М.: Баласс, 2012).

Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

-  сформировать условия для овладения основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

- обеспечить процесс осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

-  создать условия для  проведения наблюдений в природе, постановки опытов;

-  обеспечить сознательное овладение правилами поведения в мире природы и людей, правилами здорового образа жизни;

- сформировать основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Поэтому данный курс наряду с другими предметами начальной школы играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу - 2 часа, контрольные уроки - 6 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Таблица предметных требований к умениям учащихся по курсу «Окружающий мир» (необходимый уровень)

Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир»

Уметь объяснять мир

Уметь определять своё отношение к миру

Часть «Человек и природа»

• объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

• оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

• применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

• доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

• называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

• объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

• объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

• находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Часть «Человек и человечество»

• по поведению людей узнавать, какие эмоции (переживания) они испытывают, какие у них черты характера;

• объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

• замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

• объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Учебно-методический комплекс для учителя:

  • А.А. Вахрушев" Окружающий мир"  ("Человек и природа" « Человек и человечество»). Учебник в 2-х ч., 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и природа», 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и человечество»», 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и природа", 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и человечество", 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Методические рекомендации к  учебнику "Человек и природа", 4 кл М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Методические рекомендации к  учебнику "Человек и человечество", 4 кл М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий, 4 кл. - окружающий мир М. Баллас 2013
  • CD  Кирилл и Мефодий «Окружающий мир»  4 класс.

Учебно-методический комплекс для учащегося:

  • А.А. Вахрушев" Окружающий мир"  ("Человек и природа" « Человек и человечество»). Учебник в 2-х ч., 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и природа», 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру «Человек и человечество»», 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и природа", 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Самостоятельные и итоговые работы к учебнику "Человек и человечество", 4 кл. М. Баллас 2013
  • А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий, 4 кл. - окружающий мир М. Баллас 2013


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Часть 1 «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» 4 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ урока

Дата

Тема

урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Как работает организм человека 16 час.

1

Как устроен организм человека

1

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Регулятивные УУД.

 - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

 - совместно с учителем

обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 -  составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД.

-  ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,

событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД.

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором, отделять новое от известного; выделять главное, составлять план;

- договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы,

 - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные результаты.

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Пр.раб. №1

Текущий контроль

2

Кожа – «пограничник» организма

1

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

3

Как человек двигается

1

Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Пр. раб.№2

4

Путешествие бутерброда

1

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени и на что отведено)

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. По оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Текущий контроль

5

Как удаляются ненужные вещества

1

Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари Энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

Пр. раб. №3

6

Для чего и как мы дышим

1

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н)

Текущий контроль

7

Волшебная восьмерка

1

Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари Энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

Текущий контроль

8

Что такое кровь?

1

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Пр.раб.№4

9

Почему наш организм работает слаженно

1

Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни

Пр.раб.№5

10

Окна в окружающий мир.

(Органы зрения)

1

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н)

Текущий контроль

11

Многогранный мир чувств.

( Органы чувств)

1

Готовить доклады по теме и представлять их в классе.

Пр.раб.№6

12

Родители и дети. (Размножение)

1

Извлекать (по зданию учителя) необходимую информацию из учебника .

Текущий контроль

13

Отчего мы иногда болеем.

(Защитные силы организма)

1

Измерять температуру тела. Вес и рост человека (Н)

Пр.раб.№7

14

Наши предки - древесные жители.

(Предки человека)

1

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.

Текущий контроль

15

На заре человечества.

(Появление человека разумного)

1

Приводить доводы в пользу естественного происхождения чело века.(П)

Пр.раб.№8

16

Контрольная работа №1

1

Применение полученных знаний и умений на уроках, в жизни

Кр.раб.№1

Рукотворная природа 12 час.

17

Рукотворная жизнь

(Выращивание культурных растений и домашних животных)

1

Сравнивать  и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека.

Текущий контроль

18

На службе у человека

(Сельское хоз-во)

1

Перечислять основные отрасли с\х. (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве

Пр.раб.№9

19

Покорение силы

(Изобретения человека)

1

Способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. (П)

Пр.раб.№10

20

Резерв. Покорение силы

(Изобретения человека)

1

Готовить доклады по теме и представлять их в классе.

Текущий контроль

21

Как человек использует свойства воды

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха.

Текущий контроль

22

Как человек использует свойства воды

1

Характеризовать свойства воды и воздуха.

Текущий контроль

23

Как человек использует свойства воздуха

1

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных порол (Н).

Исследовать в группах свойства воды, воздуха. (П)

Пр.раб.№12

24

Горные породы и  минералы.

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Пр.раб.№13

25

Металлы

1

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Пр.раб.№14

26

Приручение огня

1

Описывать их применение в хоз-ве человека. Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу.

Пр.раб.№15

27

Как нам жить? (Экологическое хоз-во - будущее человечества)

1

Оценивать свою личную роль в охране природы. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в музей (Н). Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. (П).

Пр.раб.№16

28

Контрольная работа №2

1

Исследовать свойства полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые.

Кр.раб.№2

Повторение 5 час.

29

Повторение

1

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Текущий контроль

30

Итоговая контрольная работа.

1

Кр.раб.№3

31

Повторение.

1

Текущий контроль

32

Повторение

1

Текущий контроль

33

Повторение

1

Текущий контроль

Резерв

34

Итоговый урок

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» 4 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)

№ урока

Дата

Тема

урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

1

Введение. Как работать с учебником

1

Человек и его внутренний мир 5 час.

Регулятивные УУД.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,

событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором, отделять новое от известного; выделять главное, составлять план; договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные результаты.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохе; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

2

Кого можно назвать человеком?

1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н).

Текущий контроль

3

Посмотри в свое «зеркало»

1

Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П).

Текущий контроль

4

Как понять, что творится у друга на душе?

1

Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе\селе, о своей стране (П).

Текущий контроль

5

Переживания, испытанные временем

1

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

Текущий контроль

6

Как узнать человека?

1

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

Текущий контроль

Человек в мире людей 6 час.

7

Что такое общество

1

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. (П)

Пров.раб. №1

8

Как жить в мире людей

1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н).

Текущий контроль

9

Мое общество

1

Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П).

Текущий контроль

10

Права человека

1

Предлагать конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе\селе, о своей стране (П). Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П).

Практическая работа.

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Текущий контроль

11

Повторение.

1

Текущий контроль

12

Контрольная работа №1

1

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

Контр.раб.№1

Человек и прошлое человечества 10 час.

13

Первобытный мир

1

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Пров.раб. №2

14

Первобытный мир

1

Отличать друг от друга эпохи всемирной  истории- по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Текущий контроль

15

Древний мир

1

Оценивать некоторые легко определяемые.

Текущий контроль

16

Древний мир

1

Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или как только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. (П).

Текущий контроль

17

Средние века

1

Текущий контроль

18

Средние века

1

Текущий контроль

19

Новое время

1

Текущий

Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей

контроль

20

Новое время

1

Отличать друг от друга эпохи всемирной  истории- по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Текущий контроль

21

Новейшее время

1

Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей .

Текущий контроль

22

Новейшее время

1

Оценивать некоторые легко определяемые. Однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или как только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. (П).

Текущий контроль

Человек и многоликое человечество 3 час.

23

Короли, президенты и граждане.

1

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества

Текущий контроль

24

Расы и народы

1

. Соблюдать   правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).

 Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Текущий контроль

25

Кто во что верит

1

 

Практическая работа.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Текущий контроль

Человек и единое человечество 4 час.

26

Мировое хозяйство

1

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (Н). оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

Пров.раб. №3

27

Мировое сообщество государств.

1

Собирать и оформлять информацию о культурных богатствах человечества (Н).

Принять посильное участие в их охране.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

Текущий контроль

28

Что человечество ценит больше всего?

1

Практическая работа.

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Текущий контроль

29

Как нам жить?

1

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н).

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста рисунка. (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Текущий контроль

Повторение 2 час.

30

Повторение

1

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.

Текущий контроль

31

Контрольная работа 2.

1

Контр. Раб. №2

32-34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой.

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего   образования   на основе авторской  программы...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа по математике   для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...