Работа со словарями в курсе умк пнш
статья по русскому языку

Ознобишина Ксения Сергеевна

Работа со словарями в курсе умк пнш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovaryami_v_kurse_umk_pnsh.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарями как средство достижения требований стандарта

    Сегодня перед всеми нами встаёт вопрос, как научить ребёнка в условиях разнообразия программ. Учителя нашей школы выбрали УМК Перспективная начальная школа.  Можно много говорить о плюсах и минусах этого комплекта. Но бесспорным является то достоинство, что в данный УМК уже заложена работа с разными видами словарей.

  Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.

  Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении?! Конечно, нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда возникало сомнение: что написать – о или а, е или и?   Какие варианты поведения человека далее возможны? Один из них – понадеяться на интуицию и написать наугад, а второй  – взять в руки словарь. Именно этому мы пытаемся научить наших детей.

         Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как помочь им усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике  «словарными». Идея использования словарей, как одних из важных вспомогательных средств борьбы за грамотность учащихся, для методики не является новой.

         Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы. Следует не только разрешать, но и всячески поощрять пользование учащимися орфографическим словарем во всех случаях письма, на любых уроках, кроме, разумеется, контрольных работ по русскому языку. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
            На наш взгляд, замечательная идея УМК “Перспективная начальная школа” - это система словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные  задачи на уроке. Такой работы мы не наблюдали ни в одной другой программе.
           Учить работать со словарями – это  главная инструментальная проблема второго класса.

       В новом УМК собраны     более  пяти словарей: 1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический (Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический (“Произноси правильно”); 5) обратный словарь.  Они входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. (А раньше у нас учебник Русского языка состоял из двух частей (1 и 2 полугодие)). На уроках в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.
        Помимо уроков русского языка, в процессе изучения литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа.
         
                                             

      ИТАК, о словарях

В каждом учебнике УМК ПНШ введены  специальные  пиктограммы, которые постоянно  отправляют учащихся к словарю.
Использование
орфографического словаря известно многим. Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием орфографического словаря.
Например:  

*3 класс часть 3, Стр.61
Открой словарь на Ш , а потом на Щ. Поставь все слова в форму Т.п. ед.ч. Запиши их в два столбика: слова с окончанием -ом и слова с окончанием -ем.  Поставь в словах ударение

Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов, встретившихся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению. Этот словарь позволяет более широко работать, например при ознакомлении  с многозначными словами, с омонимами, с синонимами; а также  учит правильно читать словарную статью.

Например:

*Литературное чтение 3 класс часть 2 Стр.109
Ты посмотрел в Толковом словаре значение слова «роковым»? Как ты считаешь, писатель в шутку называет день «роковым»?

*Русский язык 2 класс часть 1 Стр.6

Открой толковый словарь на букву Н. Слова на эту букву находятся ДО слова «лукоморье» или ПОСЛЕ него?

*Русский язык 3 класс часть 1 Стр.45
Найди в словаре слово ПЕРО. Много ли значений у этого слова?


Этимологический словарь объясняет слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Рассматривание этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку
Например:

*Русский язык 3 класс часть 1 Стр.51

Найди в конце словаря происхождения слов первую часть слова ЗООПАРК. Что интересного ты узнал из словаря?
     

   Постоянное использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Например:
*Русский язык 3 класс часть 3 Стр.166
Открой словарь «Произноси правильно». Посмотри все слова на букву К. Ты всегда их правильно произносишь? Давай проверим!
              Новинкой мы считаем    
обратный словарь.  Вот уже где достоинств много! Подбор задания, как интересная мыслительная задача для каждого ребенка, проблема самостоятельного поиска, добывание знаний и обобщение их. В нём расположение слов подчиняется алфавитному принципу, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Так как в русском языке суффиксы играют особую роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, поэтому очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является обратный словарь. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.
        Кроме того обратный словарь помогает учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
     Как же можно использовать обратный словарь?

 Например,
*Русский язык 3 класс часть 3 Стр.80

Открой Обратный словарь на букву -А. Найди слова на -зка. Среди этих слов нам интересны последние шесть. Выпиши их столбиком. Являются ли он однокоренными? Почему ты так думаешь?

 *При помощи Обратного словаря учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, пользуясь инструкцией на форзаце учебника.


   Таким образом, обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него входят слова и блоки слов, позволяющие решать конкретные грамматические проблемы.

В 3-м классе данную группу словарей дополняет словарь устойчивых выражений (фразеологический).

Задания построены на понимании устойчивых выражений типа: АРШИН ПРОГЛОТИЛ,  ЗАМОРИТЬ ЧЕРВЯЧКА и т.д.

Итогом работы с этим словарём в наших классах является созданная ребятами книга фразеологизмов, в основу которой положены их сочинения. Например:

ТРИ ГОДА НАЗАД Я ПОШЁЛ УЧИТЬСЯ В ШКОЛУ, ДО КОТОРОЙ РУКОЙ ПОДАТЬ. НА УРОКАХ МАМА ВЕЛЕЛА СЛУШАТЬ ВО ВСЕ УШИ, НО ЭТО ОКАЗАЛОСЬ НЕПРОСТОЙ ЗАДАЧЕЙ. КОГДА УЧИТЕЛЬ МЕНЯ СПРАШИВАЕТ, ТО Я МОГУ ЯЗЫК ПРОГЛОТИТЬ ИЛИ БУРЧАТЬ ПОД НОС. НО Я СТАРАЮСЬ НЕ БИТЬ БАКЛУШИ, А РАСПРЯМИТЬ СПИНУ И ВЗЯТЬ БЫКА ЗА РОГА. ОТ МОИХ ХОРОШИХ ОЦЕНОК РОДИТЕЛИ НА СЕДЬМОМ НЕБЕ ОТ СЧАСТЬЯ, А ЗА ПЛОХИЕ МЕНЯ ПО ГОЛОВКЕ НЕ ПОГЛАДЯТ. А ЕЩЁ Я ЗАНИМАЮСЬ ПЛАВАНИЕМ, ТУТ Я КАК РЫБА В ВОДЕ. Я СТРЕМЛЮСЬ ВСЁ ДЕЛАТЬ ЗАСУЧИВ РУКАВА. (Из сочинения ученика 3 класса)
                Дополнительно в хрестоматии по окружающему миру создан
«Иллюстрированный словарик», в котором очень ярко, доступно, подробно дается описания растений, животных познавательного характера. Здесь же дан рисунок. Словарь, действительно, превращается в друга, у которого узнаешь много интересного

В учебнике «Русский язык 4 класс Часть 2» представлен биографический словарь, где даются биографические сведения об авторе для составления сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.

           В учебнике «Математика» представлен словарь математических понятий и терминов.
         Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания

 На протяжении всех 3 лет работы со словарями формулировка заданий усложняется, и названия словарей изменяется. В работе со словарями даётся развернутая формулировка заданий вместе с указанием организационных форм их выполнения (паре, самостоятельно, в группах).

 Данный комплект- это инструмент, который позволяет осуществить требования стандарта. Дети умеют анализировать, исправлять свои ошибки, делать сообщения из разных источников, переписываться и т.д.

         Наши ученики  научились учиться – это развивающий эффект на лицо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа со словарем во 2 - 3классе

Тексты предоставлены для работы в парах и индивидуально.  Данный материал выбран из произведений классиков....

Разнообразные формы работы со словарями

  Хочу поделиться опытом по вопросу о правописании безударных гласных в корне слова. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенну...

Выступление на районном МО по теме «Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"

В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическ...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...

"Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"

Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим)  –  это является главной инструментальной проблемой второго класса. А в 3-м и 4-м...

Творческая работа. Работа со словарем.

Детям предлагается в необычной форме поработать со словарными словами. В готовом тексте дети находят словарные слова, которые изучали ранее на уроках русского языка. Выписывают в тетрадь и обозначают ...