Смысловое чтение к учебнику русского языка по УМК ПЕрспектива 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Светлана Николаевна Близнецова

Как использовать упражнения по русскому языку для формирования смыслового чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила

 учитель начальных классов

Близнецова Светлана Николаевна

Смысловое чтение

на уроках русского языка в 1 классе

с использованием упражнений из учебника

Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой УМК «Перспектива»

Раздел «В мире общения»

Стр.10, упр.15.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс!

Ответить на вопросы:

Как звали мальчика? _____________

Мальчик крепко спал?____________

Сколько раз он просыпался? _______

Он сегодня идет в школу?_______

В какой класс поступает мальчик? ___________

Почему мальчик плохо спал? ________________________________

Какое чувство испытывал мальчик, просыпаясь несколько раз?

___________________________________

Критерии оценивания:

«Высокий уровень» - на все вопросы даны правильные ответы.

«Хороший» - на 5-7 вопросов даны правильные ответы.

«Средний уровень» на 4 вопроса даны правильные ответы.

«Ниже среднего» - на 3 вопроса даны правильные ответы.

«Низкий» - на 2 вопроса даны правильные ответы, нет правильных ответов.

Предлагается работа по осмыслению интонации прочтения предложений, анализ поступка героя.

Верные или неверные утверждения? Поставь «+» там, где ты согласен, и

 «-» где не согласен.

Петя просыпался девять раз. _____

Ваня идет в первый класс. _____

Мальчик волновался, он поступает в первый класс. _____

Стр.11, упр.17. 

Птичья школа

- Итак, друзья, начнем урок!

У нас

По расписанию

Сейчас

Чистописание.-

Воробушки и галочки

Сидят, выводят палочки…

- Второй урок – родной язык.

Запомним: пишется «чирик»,

А произносится «чивик»

Или «чилик», кто как привык!

Ответь на вопросы:

Кто учитель в школе? ________________________________________

Кто учится в школе?   ________________________________________

Сколько уроков у учеников? __________________________________

Какие уроки в расписании? ___________________________________

Чем заняты ученики на уроках?_____________________________ __ __________________________________________________________

Как называется школа? ______________________________________

Критерии оценивания:

«Высокий уровень» - на все вопросы даны правильные ответы.

«Хороший» - на 5-4 вопросов даны правильные ответы.

«Средний уровень» на 3 вопроса даны правильные ответы.

«Ниже среднего» - на 2 вопроса даны правильные ответы.

«Низкий» - на 1 вопрос дан  правильный ответ, нет правильных ответов. Предлагается работа с иллюстрацией к тексту, с заголовком текста, ответить на вопросы к тексту, выполнить задание на нахождение нужного предложения.

Раздел «Роль слова в общении»

Стр.12, упр.19.

Кто лучше всех

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая же твоя мама, деточка?» А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»

Поставь «+» там, где ты согласен, и «-» где не согласен.

Ответы

В лесу заблудилось дитя.

Бегает, кричит, ищет папу.

Народ спрашивает у ребёнка.

А дитя радостно отвечает.

Разве вы не знаете!

Моя бабушка та, что лучше всех!

«___»

«___»

«___»

«___»

«___»

«___»

«___»

Критерии оценивания:

«Высокий уровень» - на все вопросы даны правильные ответы.

«Хороший» - на 5-4 вопросов даны правильные ответы.

«Средний уровень» на 3 вопроса даны правильные ответы.

«Ниже среднего» - на 2 вопроса даны правильные ответы.

«Низкий» - на 1 вопрос дан  правильный ответ, нет правильных ответов.

 

Стр.14, упр.25.

Москва – столица нашей Родины. Это большой и красивый город. В нём много старинных зданий и памятников.

Задай вопросы, которые начинались бы со слов:

 «Какой…?», «Что…?», «Почему…?»

Раздел «Слово и значение»

Стр.19, упр.36.

Прочитайте стоки из рассказа А.Гайдара. Знаете ли вы называние рассказа?

Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск. Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал… и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости. Ребятишек у него было двое – Чук и Гек…

Задай вопросы, которые начинались бы со слов:

«Где….?», «Какой…?», «Когда…?», «Что…?», «Почему…?», «Сколько…?»

Раздел «Имя собственное»

Стр.27, упр.53.

Васька

Котик-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки – ушки чуткие, усы длинные, шубка шёлковая.

1.Найди в тексте и запиши ответы на вопросы:

лобок (какой?)______________

ноготок (какой?)______________

ушки (какие?)______________

усы (какие?)______________

лапки (какие?)______________

шубка (какая?)______________ 

2.Запиши, как котика называют?

______________________________________________________

3.Подумай, почему котика называют по-разному? ______________________________________________________________

 

Критерии оценивания:

«Высокий уровень» - на все вопросы даны правильные ответы.

«Хороший» - ребенок выполнил задание 1 и 2.

«Средний уровень» - ребенок выполнил задание 1, часть задания 2.

«Ниже среднего» -  ребенок записал 4 прилагательных, часть задания 2, не выполнил 3 задание.

«Низкий» - выполнено меньше половины задания 1, нет правильных ответов.        

Раздел «Группы слов»

Стр.41, упр.73.

Кот, петух и лиса

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом сторожить. Уйдет кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт и кота ждёт.

Исправь в сказке ошибки.

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да лиса. Кот рано утром ложился,  вечером на охоту ходил, а Петя-петушок оставался избушку сторожить. Уйдет лиса на охоту, а кот всё в избушке приберёт, пол чисто помоет, взлетит на жёрдочку, песни распевает и кота поджидает.

Критерии оценивания:

«Высокий уровень» - найдены все 10 ошибок.

«Хороший» - найдены 7–9 ошибок.  

«Средний уровень» - найдены 5–6  ошибок.  

«Ниже среднего» - найдены 3-4 ошибки.  

«Низкий» - найдено 2 и меньше ошибок.

 

Раздел «Правописание буквосочетаний»

Стр.96, упр.187.

Лёша поймал большую щуку. Он пустил щуку в ведро с водой.

Мальчик поставил ведро в чулан. Ночью в чулан забрался рыжий кот. Хотел кот схватить щуку. Только у щуки зубы острые. Щука схватила кота за лапу. Помнит кот эту встречу.

Выбери заглавие к тексту: «Кот и щука», «Щука», «Незабываемая встреча».

Переделай содержание текста, отвечая на вопросы. Запиши ответы. (Задание из учебника)

Кого поймал Лёша?

Куда он пустил щуку?

Куда мальчик поставил ведро?

Кто ночью забрался в чулан?

Что задумал кот?

Кто схватил кота за лапу?

Раздел «Разделительный мягкий знак»

Стр.102, упр.200

Пригрело солнышко. Потекли ручьи. На деревьях появились листья. Весело чирикают воробьи. Под крышей дома ласточки вьют гнёзда.

1.Восстанови текст, поставь предложения в нужном порядке, укажи его номер.

____Под крышей дома ласточки вьют гнёзда.

____Потекли ручьи.

____Весело чирикают воробьи.

____Пригрело солнышко.

____На деревьях появились листья.

2. Самостоятельно подбери заглавие к тексту.

Раздел «От текста к предложению»

Стр.121, упр.236.

Разделить запись на предложения. (Задание из учебника).

Солнце пригрело землю потекли ручьи залила холодная вода норку ежа проснулся ёж и выбежал на поляну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для формирования смыслового чтения на уроках русского языка

Виды упражнений, использующие на уроках русского языка для формирования смыслового чтения...

Тест по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 классов

Тест составлен для проверки усвоения текста Г.Скребицкого Ледоход...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка»

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.  К.Д.Ушинский...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка

В помощь педагогам в шлолах на уроках русского языка...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...