Технологическая карта урока русского языка «Слова- синонимы» (УМК «Начальная школа 21 века» , 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна
Цель урока: создание условий для формирования понятия «слова-синонимы».
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить с понятием «слова-синонимы» посредством правила;
2. Изучить оттенки значений слов-синонимов посредством выполнения упражнений;
3. Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики слов посредством упражнений.
Развивающие: 
1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством групповой работы;
2. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
3. Развивать познавательные интересы детей.
Воспитательные:
1. создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
2. содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством выполнения упражнений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 04.03.22

Школа: Академический лицей № 95

Класс: 2-1

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40

Кабинет: 112

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 33

Учитель: Пискунова Ирина Викторовна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Слова- синонимы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования понятия «слова-синонимы».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с понятием «слова-синонимы» посредством правила;
  2. Изучить оттенки значений слов-синонимов посредством выполнения упражнений;
  3. Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики слов посредством упражнений.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством групповой работы;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
  3. Развивать познавательные интересы детей.

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
  2. содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством выполнения упражнений.

Оборудование: Учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И 2 класс, 2 часть (УМК «Начальная школа 21 века»), учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.  Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Пожалуйста, присаживайтесь.

-Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Если вы готовы начать продуктивную и интересную работу, покажите палец вверх. Он означает, что вы готовы к нашему занятию.

-Отлично!

-Теперь я уверена, что наше занятие пройдет увлекательно, и вы узнаете для себя много нового.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.

Показывают «знак готовности».

Л: Самоопределение

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф:

Словесный: беседа

И

Практический: (запись числа в тетради)

И

Практический: (разгадывание ребуса)

И

Практический:

(прослушивание текста)

Практический

(словарно-лексическая работа)

Ф

Словесный:

(подводящий диалог)

Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

- Давайте вспомним правила посадки на письме?

Организует пальчиковую разминку.

- Перед работой разогреем пальчики:

Вверх по лесенке пойдем (соединяем пальцы рук по очереди)

Друга верного найдем (соединяем пальцы свои и соседа по парте)

Дальше вместе мы пойдем (замок)

-Запишите число- 04 марта. Классная работа. 

-Ребята, посмотрите на слайд, вам нужно будет разгадать ребус.

 

-Совершенно верно, ребята!

-Сейчас мы будем составлять с вами кластер с этим словом.

-Что вы знаете о словах?  

-Вы будете называть, а я запишу их в кластер.

-Подождите!

-Мне пришло какое-то письмо.

 -Интересно! От кого же оно?

Нам пишет ученик 2 класса из соседней школы.  

-Давайте прочитаем его письмо.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки

-Что вы прочитали?

-Понравился он вам?

Почему не понравился?

-Что в нем не так?

-Что вы заметили?

-Верно. Повторяется слово «ребята».

-Давайте выпишем это слово.

-Какое оно?

-Запишите с новой строчки слово «Словарь», поставьте двоеточие и запишите слово «ребята»

Это словарное слово, верно, а как мы работаем со словарными словами?

-Поставьте ударение, разделите на слоги, найдите опасное место и подчеркните, кто поработает у доски?

-Вернемся к тексту письма.

-Можем ли мы его изменить?

-А какие слова помогут изменить текст?

-Давайте исправим текст.

-Зачеркнем слово ребята и сверху напишем слова: дети, детвора…

-Допишем в словарной работе, какими словами заменили слово ребята.

-Пишем рядом со словом ребята, через запятую: дети, детвора

-Посмотрите на эти слова, прочитайте их. Что можете о них сказать?

-Что их объединяет?

-Давайте дополним наш кластер этой информацией.

-Кто скажет, почему мы можем заменить слово «ребята» другими словами?

-Кто-нибудь из вас знает, как называются слова в русском языке близкие по значению?

-Абсолютно верно!

-Сиди прямо, опирайся спиной на спинку стула, не опирайся грудью на стол, ноги держи прямо, голову, плечи держи ровно, обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола

между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.

Выполняют упражнения.

Записывают число в тетрадь.

СЛОВО.

Заполнение кластера.

Слушают текст письма.

Прочитали текст.

Не понравился, т.к. в нем есть повторы.

Повторяется слово «ребята» в каждом предложении.

Это слово словарное.

Выполняют словарную работу-выписывают слово, делят на слоги, ставят ударение.

Подбирают синонимы к слову ребята: дети, детвора, малыши

детвора, друзья и др.

Исправляют текст на доске.

Записывают слова в словарь.

Они похожи.

Они близкие по значению.

Это синонимы.

П: повторить уже пройденный материал.

Р: выработать учебную мотивацию.

К: учет разных мнений.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: метод предположения

Самоопределение к деятельности.

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке.

-Как вы думаете, а какая тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы поставим перед собой?

-Итак, вы совершенно правы! Тема нашего урока: «Слова-синонимы», цели нашего урока: узнать, как называются близкие по значению слова, изучить оттенки значений и научиться их находить в тексте.

Знакомиться со словами близкими по значению.

Слова близкие по смыслу/слова-синонимы.

Узнать, как называются близкие по значению слова, научиться находить их в тексте.

П: уметь формулировать тему и цель урока.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: совместная деятельность.

Л: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф:

Словесный (беседа)

И

Практический: (заполнение кластера)

Практический: (вывод)

Создание обстановки, направленной на поиск информации.

-Вы готовы быть исследователями?

-Что нам поможет в исследовании?

-Откройте учебник на странице 42, посмотрите упр. 1

- Что вы видите?

-А как мы изменили текст?

-Верно.

- Прочитайте. Сравните. Надо исправить ещё какие-нибудь слова?

-До конца справились с заданием?

-Запишем еще слово «малыши» в строку рядом со словами ребята и дети. (словарная работа)

-Прочитайте еще раз слова: ребята, дети, малыши

-Что еще можно сказать об этих словах?

На какой вопрос они отвечают?

-Верно!

-Что можем записать в кластер?

-Кто сделает вывод по кластеру, что же такое синонимы?

-Сравните свой вывод с выводом автора.

-Выводы совпали?

-Отлично, значит мы хорошо поработали с вами!

Сейчас мы немного разомнемся. Встаем возле своих мест. Проверьте, что вы никого не ударите и не будете мешать. Внимание на экран.

Да.

Учебник.

Открывают учебник.

Тот же самый текст.

Заменили слово «Ребята».

Дети читают и сравнивают тексты в учебнике.

Да.

Записывают слово в словарную работу.

Читают слова.

Это слова близкие по значению

Кто?

У синонимов один и тот же вопрос.

Делают вывод: слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

Сравнивают. Выводы получились одинаковыми.

Да.

Выполняют упражнения.

П: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Р: выработать учебную мотивацию.

П: определение основной и второстепенной информации.
К: аргументация своего мнения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

К: сотрудничество в приёме информации.

Учебная презентация

Учебник

Видеофрагмент

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий


П

Практический: выполнение задания

Практический:

(заполнение кластера)

Организует работу в парах. Для более точного усвоения правила.

-А сейчас мы поработаем с вами в парах.

-Какие правила работы в парах вы знаете?

-Абсолютно верно.

-Открываем учебники на странице номер 44, найдите упражнение 2, давайте прочитаем задание.

-Что вам нужно сделать?

-Верно.

-Работать будем так: 1 парта 1 ряда переписывает в тетрадь первое предложение, 2 парта переписывает в тетрадь 2 предложение, 3 парта переписывает 3 предложение (Называю каждой парте свое предложение)

-На это задание у вас есть 2 минуты, приступайте.

-Итак, ваше время вышло. Давайте проверим, что у нас получилось

-Абсолютно правильно!

-Какой вывод мы можем с вами сделать?

-Правильно, давайте прочитаем правило на странице 44.

-Это будет следующей пункт в нашем кластере- Слова-синонимы не всегда совпадают, часто синонимы различаются оттенками значений (друг-приятель).

 

Уважать мнение каждого, приходить к общему выводу, не перебивать.

Читают задание.

Выбрать слова, поставить в нужную форму, переписать.

Выполняют задние.

Проверяют.

Значение синонимов не всегда совпадают.

Читают правило.

Заполняют кластер.

П: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 И

Практический: выполнение задания на карточке

Словесный: (беседа)

Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа по поиску синонимов в тексте.

-Итак, ребята, сейчас я каждому из вас раздам карточку с текстом, вам нужно будет подписать ее, затем найти в ней слова синонимы и выписать их ниже, работаете прямо в карточках.

-На это задание у вас есть 3 минуты. Приступайте.

-Ребята, время вышло. Какие трудности у вас вызвало это задание?

-Хорошо хочет прочитать какие синонимы вы выделили?

-Ребята, как вы считаете слова: белые, желтые, голубые являются синонимами?

-Почему?

-Совершенно верно!

-А как вы думаете, слова: светят, сияют, сверкают, мерцают- синонимы?

-Объясните свою точку зрения.

-Абсолютно верно.

-Поменяйтесь карточками с соседом по парте и по эталону на слайде проверьте корректность выполнения задания.

-На слайде вы видите критерии оценивания. Опираясь на них, выставьте оценку своему соседу по парте.

-Хорошо, теперь сдаем карточки мне на стол.

Выполняют задание.

Не могли точно определить.

являются ли слова синонимами.

Читают.

Нет.

Кластер: слова должны отвечать на один вопроса- в этом случаи отвечают, слова должны быть близкими по значению- нет, потому что это определенные цвета, они не являются близкими по значению.

Да.

Кластер: слова должны отвечать на один вопроса- в этом случаи отвечают, слова должны быть близкими по значению- да, они близки по значению, потому что описывают как «по-своему» светят звезды.

Проверяют.

Выставляют оценку.

Сдают работы.

П: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: 

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные: оценка.

Учебная презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

Практический:

Выполнение упражнения

Ф

Словесный: опрос

Организация работы над упражнением.

-Ребята, найдите упражнение 3. Я предлагаю вам поработать в группах.

-Какие правила работы в группах вы знаете?

-Отлично!

-Давайте прочитаем задание.

-Что вам нужно сделать в этом упражнении?

-Верно.

-Разделимся на группы по 4 человека. У 1 группы будет 1 слово, у второй 2. (Называю каждой группе слово)

-На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Время пошло.

-Ребята, ваше время вышло. Давайте прочитаем, что какие предложения у нас получились.

-Отлично, мне нравятся ваши предложения.

-Ребята, а почему данные слова являются синонимами?

-Абсолютно верно!

Открывают учебник.

Слушать мнение каждого, работа сообща, не перебивать.

Читают задание.

Нам нужно составить и записать предложения со словами.

Составляют предложение со словом.

Читают свои предложения.

Потому что, они имеют общее значение, но у каждого из них свой оттенок значения.

П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Р: контроль, коррекция, оценка.

П: установление причинно- следственных связей.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Самооценивание результатов.  Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала.

-Ребята, какая была тема нашего урока?

-А какие цели мы ставили перед собой?

-Совершенно верно. А теперь в парах расскажите друг другу, что такое слова-синонимы и что такое оттенки значения.

-Что вы запомнили больше всего?

-Что вам сегодня понравилось на уроке?

-Отлично!

-На слайде вы можете увидеть смайлики, выберите тот, который выражает ваше настроение от пройденного урока. Поднимите руку, у кого счастливый смайлик. А теперь у кого-то грустный и почему?

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

Слова-синонимы.

Узнать, как называются близкие по значению слова и научиться их находить в тексте.

Рассказывают в парах материал урока.

Ответы детей.

П: уметь оценивать себя и свои достижения на уроке.

Р: выработать учебную мотивацию.

К: планирование учебного сотрудничества.

Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....

Технологическая карта урока русского языка «Текст-повествование» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о тексте-повествования.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания о тексте-описание и его признаках;формировать знания ...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание"" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для получения новых знаний о тексте – описанииЗадачи урокаДидактические:познакомить  учащихся  с  особенностями  описательного  текста;форми...

Технологическая карта урока русского языка «Словообразовавние глаголов» (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, 2 часть).

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление усвоенных знаний о словообразовании глаголов.  Задачи урока: Дидактические:1. Совершенствовать умение определять способы словообразования гла...

Технологическая карта урока русского языка "Слова-антинимы" (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимовДидактические:1) познакомить с понятием &laqu...

Технологическая карта урока русского языка "Слова-синонимы" (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)

Цель урока: формирование понятия «синонимы» и умения их определять и использовать в речи. Задачи урока Дидактические: 1) дать представление о том, что такое синонимы; 2) учить определ...

Технологическая карта урока русского языка "Слова-антонимы" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимов к словам.Задачи урока Дидактические: 1) позн...