Технологическая карта урока русского языка "Слова-антинимы" (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Антипенко Валерия Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимов

Дидактические:

1) познакомить с понятием «антонимы»;

2) выработать алгоритм нахождения слов-антонимов. 

Предметные: научатся:

1) выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

2) объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

Развивающие:

1) развивать мышление учащихся через формулирование понятия;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других;

2)  воспитывать умение сотрудничать в процессе работы в группах.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-antonimy.docx490.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: МАОУ “АЛ №95”

Класс: 2-2

Урок: 1

Время: 08:00 - 08:40 Кабинет: д/о 3

Студент: Антипенко Валерия Васильевна

Группа: 31

Учитель: Диброва Галина Викторовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Слова-антонимы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимов

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с понятием «антонимы»;

2) выработать алгоритм нахождения слов-антонимов.

Предметные: научатся:

1) выявлять в тексте случаи употребления многозначных

слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным

словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

2) объяснять своими словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия.

Развивающие:

1) развивать мышление учащихся через формулирование понятия;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других;

2) воспитывать умение сотрудничать в процессе работы в группах.

УМК: УМК «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. - М. : Вентана-Граф, 2020. - 192 с.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Васильевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Давайте с вами узнаем, какой ряд сядет тише всех. Сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд пробует сесть ещё тише, а теперь 3 ряд садится совсем тихо как мышки.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

У вас на партах лежат карточки, в них вы будете отмечать свои успехи после каждого задания. Для чего вы узнаете в конце урока.

#1055;риветствуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Игдивидуальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует минутку чистописания

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «21 марта». А снизу пишем «Классная работа».

- Начнем мы наш урок с минутки чистописания, а для того, чтобы узнать, какую букву мы будем писать, я предлагаю вам отгадать загадку.

- Верно, мы будем писать строчную букву «эр».

- Сейчас мы с вами вспомним, как правильно написать заглавную и строчную букву «эр»

Учитель прописывает на доске

- Сейчас я показываю соединение, а вы внимательно смотрите.

- Теперь пропишите всю строчку у себя в тетради

2. Проводит словарный диктант.

- Скоро, быстро, герой, завтра, мечта, декабрь.

- Обменяйтесь тетрадями и сравните ответы с ответами на доске.

#1054;рганизует повторение пройденного материала.

- о чем говорили на прошлых уроках?

- какие слова мы называем синонимами?

- для чего нужны слова- синонимы?

4. Создает проблемную задачу

- На слайде вы видите слова: веселый, начать, темнота, радостный, выход, юный, ночь, молодой, старый, вход, закончить, мрак.

- Объедините эти слова в пары.

- Что у вас получилось?

- Докажите, что это синонимы.

- Можно ли еще составить пары слов?

- Как они называются?

1. Выполняют указания учителя

- эр

- Скоро, быстро, герой, завтра, мечта, декабрь.

- о тексте, о словах -синонимах

- близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос

- для замены одинаковых слов в тексте, для уточнения значения слова

- Веселый – радостный

юный – молодой

темнота – мрак

- Синонимы

Да, старый – молодой, начать – закончить, вход – выход.

- Не знаем

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует выход из затруднения

- Я вам подскажу, эти слова-антонимы

2. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися

- Ребята, предположите, о чем мы с вами будем говорить?

- Верно тема нашего урока “Слова-антонимы”

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

Узнать…

Научиться…

Посмотрите на доску, у нас перепутался план урока. Давайте его восстановим.

1. Повторим, что мы знаем о словах-синонимах.

2. Узнаем, что такое слова-антонимы.

3. Составим алгоритм и выполним упражнения.

4. Самостоятельная работа.

5. Подведем итог урока.

- Мы будем говорить про слова-антонимы

- Цель урока:

Узнать, что такое слова-антонимы

Научиться находить и подбирать слова-антонимы.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, веселый, вход, день, грустный, выход.

- Давайте найдем пары слов. (На слайде анимация)

- Что объединяет эти пары слов?

- На какой вопрос отвечает каждая пара слов?

- Какое значение имеют? Давайте разберем на примере пары слов: день и ночь

- Определите лексическое значение слова день.

- Определите лексическое значение слова ночь.

- Точно такую же работу давайте проделаем со словами веселый – грустный.

- Тогда какой вывод мы можем сделать?

- Проверим себя, откройте учебники на стр 62, и прочитайте правило.

- Кто скажет слова-антонимы – это?

- Теперь в парах расскажите друг другу это правило.

- Теперь давайте составим алгоритм

1. Определить лексическое значение слова, к которому нужно подобрать антоним.

2. Продумать противоположное лексическое значение.

3. Подобрать подходящее слово для этого значения.

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

- 1) ночь, выход, грустный; 2) день, вход, веселый.

- ночь-день; веселый-грустный; вход-выход;

- Что?, Какой?

- Часть суток от утра до вечера.

- Часть суток от вечера до утра.

- Веселый означает испытывающий веселье, радостный. Грустный – тот, кто испытывает грусть.

- Ответы детей

УУПД:

Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи, контролировать ход решения проблемы, оценивать, корректировать действия

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

- На стр 63 найдите упражнение №3.

- Прочитайте задание. Кто прочитает?

- Что нужно сделать?

- Обсудите упражнение в паре. И запишите полученные ответы в тетрадь.

- Сравните свои ответы с ответами на доске.

- У кого все верно ставим + напротив второго задания.

- Кто допустил ошибки -

1. Выполняют задание

- к словам из первого столбика подобрать подходящие антонимы из второго столбика. И записать слова парами.

Молодой – старый

Весело – грустно

Север – юг

Веселый – грустный

Молодость – старость

Северный – южный

УУПД: воспроизведение способа действия, знания, объединение объектов по определённому признаку.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей, оценивание результатов, коррекция.

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

#1054;рганизует динамическую паузу

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

(Видеофрагмент динамической паузы)

#1042;ыполняют динамическую паузу

видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

#1054;рганизует самостоятельную работу.

- А теперь выполним самостоятельную работу.

- Я вам раздам карточки с заданием. Вам нужно заменить подчеркнутые слова антонимами. И вписать эти слова в пропуски.

Карточка

Замените подчеркнутые слова антонимами. И вставьте в пропуски.

Опоздали

Вечером (__________) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (__________). Дул встречный холодный (____________) ветер, и идти было трудно (_____________). Пришли мы к станции, а поезд отходит (____________). Как плохо (____________), что мы опоздали (________________).

- Сравните свои ответы с ответами на доске.

- У кого все верно ставим + напротив второго задания.

- Кто допустил ошибки -

#1042;ыполняют самостоятельную работу.

УУПД: Определять существенный признак для классификации.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников, контролировать свои действия по алгоритму, оценивать результаты.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Работа в группах.

- - Теперь давайте поработаем в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группах

1. Уважай мнение товарища

2. Быть внимательным

3. Соблюдать тишину

4. Слушать и слышать друг друга

5. Учувствовать во всем!

- Разделимся мы на 4 человека.

- У вас на партах лежат карточки с заданиями.

В первом задании нужно найти слова-антонимы и соединить их стрелочками.

Во втором задании нужно вычеркнуть третье лишнее слово, которое не является антонимом.

(Если детям будет сложно, можно дать подсказку, что нужно задавать вопрос).

-Приступайте к работе.

1. Найди слова-антонимы, соедини стрелочками:

близкий мелкий

крупный чужбина

свет разрешать

родина далёкий

вечер утро

запрещать темнота

начало конец

2. Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:

1)Весело, веселый, грустный.

2)Разлучаться, встреча, встречаться.

3)Полный, худой, толстый.

4)Смелый, храбрец, трусливый.

5)Легкий, тяжелый, легко.

6)Твердый, твердость, мягкость.

- Сравните свои ответы с ответами на доске.

- У кого все верно ставим + напротив второго задания.

- Кто допустил ошибки -

УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

УУПД:

Включать новые знания и умения в систему имеющихся знаний, сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Презентация

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

#1054;рганизует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Сейчас вам нужно посчитать сколько вы набрали +

- Кто набрал все 4? Поднимите руку

- Я вам вручаю медали за отличную работу на уроке.

#1040;нализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Слова-антонимы

Узнать, что такое слова-антонимы

Научиться находить и подбирать слова-антонимы.

УУРД:

Оценивать свою работу.

УУКД:

Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку по программе:"Начальная школа 21 века" 1 класс

Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

Технологическая карта урока математики "Периметр прямоугольника" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: Создание условий для формирования понятия «Периметр прямоугольника» и умения вычислять егоЗадачи урока:Дидактические:Повторить понятие &l...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение" (УМК "Начальная школа XXI века, 3 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изученных орфограммах, пунктуации в предложениях с однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические:Обобщить и систематизировать знания об орфог...

Технологическая карта урока математики "Площадь квадрата" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о нахождении формулы площади квадрата.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания учащихся о нахождении формулы площади квадрата.2. Применять форм...

Технологическая карта урока русского языка «Текст», УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс

Цель урока: совершенствование навыков письменной работе путем написания сочинения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Систематизировать знания о тексте как единице речи.2. Совершенствов...

Технологическая карта урока русского языка "Фразеологизмы." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи. Задачи урока Дидактические: 1) формировать знания о фразеологизмах...