Технологическая карта урока русского языка "Слова-антинимы" (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимов
Дидактические:
1) познакомить с понятием «антонимы»;
2) выработать алгоритм нахождения слов-антонимов.
Предметные: научатся:
1) выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
2) объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
Развивающие:
1) развивать мышление учащихся через формулирование понятия;
2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.
Воспитательные:
1) создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других;
2) воспитывать умение сотрудничать в процессе работы в группах.
Личностные:
1) первоначальное представление о системе языка;
2) познавательный интерес к изучению русского языка;
3) активность и самостоятельность в познании русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-antonimy.docx | 490.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: МАОУ “АЛ №95” Класс: 2-2 Урок: 1 Время: 08:00 - 08:40 Кабинет: д/о 3 | Студент: Антипенко Валерия Васильевна Группа: 31 Учитель: Диброва Галина Викторовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Слова-антонимы»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимов
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с понятием «антонимы»; 2) выработать алгоритм нахождения слов-антонимов. | Предметные: научатся: 1) выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); 2) объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия. |
Развивающие: 1) развивать мышление учащихся через формулирование понятия; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы. | Личностные: 1) первоначальное представление о системе языка; 2) познавательный интерес к изучению русского языка; 3) активность и самостоятельность в познании русского языка. |
Воспитательные: 1) создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других; 2) воспитывать умение сотрудничать в процессе работы в группах. |
УМК: УМК «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. - М. : Вентана-Граф, 2020. - 192 с.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Васильевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте с вами узнаем, какой ряд сядет тише всех. Сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд пробует сесть ещё тише, а теперь 3 ряд садится совсем тихо как мышки. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак. У вас на партах лежат карточки, в них вы будете отмечать свои успехи после каждого задания. Для чего вы узнаете в конце урока. | #1055;риветствуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Презентация |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Игдивидуальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует минутку чистописания - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «21 марта». А снизу пишем «Классная работа». - Начнем мы наш урок с минутки чистописания, а для того, чтобы узнать, какую букву мы будем писать, я предлагаю вам отгадать загадку. - Верно, мы будем писать строчную букву «эр». - Сейчас мы с вами вспомним, как правильно написать заглавную и строчную букву «эр» Учитель прописывает на доске - Сейчас я показываю соединение, а вы внимательно смотрите. - Теперь пропишите всю строчку у себя в тетради 2. Проводит словарный диктант. - Скоро, быстро, герой, завтра, мечта, декабрь. - Обменяйтесь тетрадями и сравните ответы с ответами на доске. #1054;рганизует повторение пройденного материала. - о чем говорили на прошлых уроках? - какие слова мы называем синонимами? - для чего нужны слова- синонимы? 4. Создает проблемную задачу - На слайде вы видите слова: веселый, начать, темнота, радостный, выход, юный, ночь, молодой, старый, вход, закончить, мрак. - Объедините эти слова в пары. - Что у вас получилось? - Докажите, что это синонимы. - Можно ли еще составить пары слов? - Как они называются? | 1. Выполняют указания учителя - эр - Скоро, быстро, герой, завтра, мечта, декабрь. - о тексте, о словах -синонимах - близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос - для замены одинаковых слов в тексте, для уточнения значения слова - Веселый – радостный юный – молодой темнота – мрак - Синонимы Да, старый – молодой, начать – закончить, вход – выход. - Не знаем | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует выход из затруднения - Я вам подскажу, эти слова-антонимы 2. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися - Ребята, предположите, о чем мы с вами будем говорить? - Верно тема нашего урока “Слова-антонимы” - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. - Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: Узнать… Научиться… Посмотрите на доску, у нас перепутался план урока. Давайте его восстановим. 1. Повторим, что мы знаем о словах-синонимах. 2. Узнаем, что такое слова-антонимы. 3. Составим алгоритм и выполним упражнения. 4. Самостоятельная работа. 5. Подведем итог урока. | - Мы будем говорить про слова-антонимы - Цель урока: Узнать, что такое слова-антонимы Научиться находить и подбирать слова-антонимы. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Презентация |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | 1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, веселый, вход, день, грустный, выход. - Давайте найдем пары слов. (На слайде анимация) - Что объединяет эти пары слов? - На какой вопрос отвечает каждая пара слов? - Какое значение имеют? Давайте разберем на примере пары слов: день и ночь - Определите лексическое значение слова день. - Определите лексическое значение слова ночь. - Точно такую же работу давайте проделаем со словами веселый – грустный. - Тогда какой вывод мы можем сделать? - Проверим себя, откройте учебники на стр 62, и прочитайте правило. - Кто скажет слова-антонимы – это? - Теперь в парах расскажите друг другу это правило. - Теперь давайте составим алгоритм 1. Определить лексическое значение слова, к которому нужно подобрать антоним. 2. Продумать противоположное лексическое значение. 3. Подобрать подходящее слово для этого значения. | 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом
- 1) ночь, выход, грустный; 2) день, вход, веселый. - ночь-день; веселый-грустный; вход-выход; - Что?, Какой? - Часть суток от утра до вечера. - Часть суток от вечера до утра. - Веселый означает испытывающий веселье, радостный. Грустный – тот, кто испытывает грусть. - Ответы детей | УУПД: Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения.
УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи, контролировать ход решения проблемы, оценивать, корректировать действия | Презентация | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. - На стр 63 найдите упражнение №3. - Прочитайте задание. Кто прочитает? - Что нужно сделать? - Обсудите упражнение в паре. И запишите полученные ответы в тетрадь. - Сравните свои ответы с ответами на доске. - У кого все верно ставим + напротив второго задания. - Кто допустил ошибки - | 1. Выполняют задание - к словам из первого столбика подобрать подходящие антонимы из второго столбика. И записать слова парами. Молодой – старый Весело – грустно Север – юг Веселый – грустный Молодость – старость Северный – южный | УУПД: воспроизведение способа действия, знания, объединение объектов по определённому признаку. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей, оценивание результатов, коррекция. | Презентация |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | #1054;рганизует динамическую паузу - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. (Видеофрагмент динамической паузы) | #1042;ыполняют динамическую паузу | видео | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (20-25) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | #1054;рганизует самостоятельную работу. - А теперь выполним самостоятельную работу. - Я вам раздам карточки с заданием. Вам нужно заменить подчеркнутые слова антонимами. И вписать эти слова в пропуски. Карточка Замените подчеркнутые слова антонимами. И вставьте в пропуски. Опоздали Вечером (__________) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (__________). Дул встречный холодный (____________) ветер, и идти было трудно (_____________). Пришли мы к станции, а поезд отходит (____________). Как плохо (____________), что мы опоздали (________________). - Сравните свои ответы с ответами на доске. - У кого все верно ставим + напротив второго задания. - Кто допустил ошибки - | #1042;ыполняют самостоятельную работу. | УУПД: Определять существенный признак для классификации. УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников, контролировать свои действия по алгоритму, оценивать результаты. | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Работа в группах. - - Теперь давайте поработаем в группах. -Давайте вспомним правила работы в группах 1. Уважай мнение товарища 2. Быть внимательным 3. Соблюдать тишину 4. Слушать и слышать друг друга 5. Учувствовать во всем! - Разделимся мы на 4 человека. - У вас на партах лежат карточки с заданиями. В первом задании нужно найти слова-антонимы и соединить их стрелочками. Во втором задании нужно вычеркнуть третье лишнее слово, которое не является антонимом. (Если детям будет сложно, можно дать подсказку, что нужно задавать вопрос). -Приступайте к работе. 1. Найди слова-антонимы, соедини стрелочками: близкий мелкий крупный чужбина свет разрешать родина далёкий вечер утро запрещать темнота начало конец 2. Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом: 1)Весело, веселый, грустный. 2)Разлучаться, встреча, встречаться. 3)Полный, худой, толстый. 4)Смелый, храбрец, трусливый. 5)Легкий, тяжелый, легко. 6)Твердый, твердость, мягкость. - Сравните свои ответы с ответами на доске. - У кого все верно ставим + напротив второго задания. - Кто допустил ошибки - |
| УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. УУПД: Включать новые знания и умения в систему имеющихся знаний, сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Презентация |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | #1054;рганизует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели на урок мы ставили? - Сейчас вам нужно посчитать сколько вы набрали + - Кто набрал все 4? Поднимите руку - Я вам вручаю медали за отличную работу на уроке. | #1040;нализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Слова-антонимы Узнать, что такое слова-антонимы Научиться находить и подбирать слова-антонимы. | УУРД: Оценивать свою работу. УУКД: Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку по программе:"Начальная школа 21 века" 1 класс
Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК: «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель: осветить некоторые м...
Технологическая карта урока математики "Периметр прямоугольника" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: Создание условий для формирования понятия «Периметр прямоугольника» и умения вычислять егоЗадачи урока:Дидактические:Повторить понятие &l...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение" (УМК "Начальная школа XXI века, 3 класс)
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изученных орфограммах, пунктуации в предложениях с однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические:Обобщить и систематизировать знания об орфог...
Технологическая карта урока математики "Площадь квадрата" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)
Цель урока: обобщение знаний обучающихся о нахождении формулы площади квадрата.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания учащихся о нахождении формулы площади квадрата.2. Применять форм...
Технологическая карта урока русского языка «Текст», УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс
Цель урока: совершенствование навыков письменной работе путем написания сочинения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Систематизировать знания о тексте как единице речи.2. Совершенствов...
Технологическая карта урока русского языка "Фразеологизмы." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи. Задачи урока Дидактические: 1) формировать знания о фразеологизмах...