Урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Филькина Виктория Викторовна

Открытый урок русского языка в 4 классеповторение по теме «Глагол».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_urok_po_teme_glagol.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 классе

повторение по теме «Глагол».

Вид урока: урок-игра.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».

Цели:

1. Образовательные:

- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи.

- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола.

-отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, спряжения, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.

2. Развивающие:

- развитие орфографической зоркости, внимания, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;

- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.

3. Воспитательные:

- формирование интереса к изучаемому материалу;

- воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные(УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке

  • Предметные:
  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
  • Метопредметные:
  • Познавательные: обобщение( умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
  • Регулятивные : способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников )
  • Коммуникативные: 

Учитывать разные мнения,  умение сотрудничать;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе  в группах, при проверке;

развитие самостоятельности;

          развивать внимание. Восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование:  таблички с названием отделов, рубрики для статьи, карточки с заданием, письмо, тест.

Ход урока

1. Организационный момент. 5 мин

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета» журнала «Начальная школа». 

Как вы думаете? Что такое редакция? 

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание (книги, журнала, газеты и т. п.),.

В нашей редакции будет работать три отдела (три группы): отдел писем, информации и публикации. Каждый отдел состоит из редактора и помощников. Ваши тетради на сегодня будут ежедневниками, в которых вы будете делать соответствующие записи. Отделам писем, информации и публикации предстоит подготовить информационную статью к выпуску очередного апрельского номера нашего журнала. Я, как главный редактор, буду вам помогать.

О чем пойдёт речь в этой статье, вы должны догадаться.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
 
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … 
(глагол!) 

- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

- Редакторы и помощники готовы? Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

Ребята, мы с вами будем создавать собственную газету, которая поможет в конце урока каждому из вас выполнить тестовую работу. В этой газете будут опубликованы рубрики,

И сейчас мы с вами должны обсудить, какую информацию необходимо опубликовать в нашей статье, чтобы она была познавательной, поучительной и доступной для учащихся начальной школы.

Рубрики для газеты: 

1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? Каким членом в предложении глагол является?

2. Как глаголы изменяются?

3. Что такое спряжение глагола?

 

Откройте свои ежедневники, запишите число.

А сейчас каждая группа получит свои задания. После выполнения всех заданий, мы подготовим статью .к выпуску.

2. Работа по первой рубрике 1 группе «Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? «Каким членом в предложении глагол является?»

 

Задание: На адрес нашей редакции приходит много корреспонденции от школьников, которые просят помочь им разобраться в тех или иных вопросах:

1. Найти в тексте глаголы и подчеркните их

Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.

2. От данных словарных слов образуйте глагол

Беседа - …

Завтрак - …

Работа - …

Рассказ - …

Чувство - …

3. Работа по второй рубрике 2 группе «Как глаголы изменяются ?» 

Задание: 

  1. Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом.

Клевать носом  - спать.

Водить за нос – обманывать.

Витать в облаках – мечтать.

Зарубить себе на носу – запомнить.

  1. В предложении у глаголов определить время и число.

Тает снег,бегут ручьи, в окно повеяло весною.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

4. Работа по третьей рубрике 3 группе « Что такое спряжение глагола?»

Задание: В нашу редакцию в отдел писем пришло письмо от девочки, которая рассказывает о своих друзьях. Но в дороге письмо попало под дождь и некоторые слова непонятны. Необходимо узнать, чем же занимаются её друзья. Подобрать глаголы, соответствующие именам детей и определить спряжение.

  1. У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля … (колет)

Поля … (полет),

Паша … (пашет),

Варя … (варит),

Валя … (валит),

Света … (светит),

Катя … (катит),

Соня … (спит),

Но не дам  ей заснуть!

Я спасу подружку Соню,

Подрисую что-нибудь.  

2. Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы (определить спряжение)

1)Труд человека кормит, а лень портит.

2) Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

3) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Итак, проведем опрос по трем отделам:

Учитель: Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает? Каким членом в предложении глагол является?»  расскажет отдел информации, а вы внимательно слушайте.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме и в предложении является сказуемым.

Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?

Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.

- Я, как главный редактор согласна с тем, что достаточно информации для выпуска нашей статьи и разрешаю готовить материал к печати. 

Учитель: Как изменяются глаголы расскажет отдел писем

Дети: Глаголы изменяются по временам и по числам.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени по родам в единственном числе.

Учитель: О спряжении глагола нам расскажет отдел публикации.

Дети:  Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени. Любой глагол относится к одному из двух спряжений. Есть глаголы 1 и 2 спряжения.

Ко второму же спряжению

Отнесём мы без сомненья.

Все глаголы, что на – ИТЬ,

Исключая брить, стелить

И ещё смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть и терпеть.

Вы запомните, друзья.

Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

А сейчас мы подведем итоги нашего заседания редакционного совета:

5. Обобщение по всем рубрикам (тестовая работа) 

  1. Глагол – это

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

  1. Глаголы изменяются:

а) по временам и числам;

б) по родам и числам;

в) по падежам.

3. Что называется спряжением?

а) изменение глагола по падежам;

б) изменение глагола по родам;

в) изменение глагола по лицам и числам.

  1. Каким членом в предложении является глагол?

а) определением;

б) сказуемым;

в) дополнением.

Учитель: Сверяем по образцу правильные ответы. И оцениваем себя за правильный ответ 2б. Если ответ с ошибкой 1б. Если ответ неверный 0б. Вся работа оценивается в 8б.

Домашнее задание на выбор: (творческое): подготовить памятку о глаголе или выполнить упр

стр. 115  упр244

7. Итог урока (рефлексия)

-  Давайте продолжим фразу «Мне урок понравился….»,«Мне урок не понравился»……

Заседание редакционного совета считаю закрытым.

– Журнал «Начальная школа»- как главный редактор разрешаю допустить к выпуску.

-  Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...