Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.04.2023

Школа: МКОУ СОШ№12

Класс: 2

Урок:

Время:  Кабинет:

Студент: Валеева Елена

Группа: 42

Учитель: Жиляева А.В.

Методист: Солопова Т.В.

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить детей с личным местоимением как часть речи

2. Знать значение и правильно употреблять местоимение в речи

Предметные:

  1. Знать какими бывают местоимения; роль местоимений в предложениях
  2. уметь писать местоимения со словами раздельно; употреблять местоимения вместо существительных

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление.

Личностные:

1. Привить учащимся собранность и внимательность во время урока, уважение друг к другу.

2. проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Воспитательные:

1.Воспитывать познавательный интерес в результате изучения новой темы;

2. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, занятиям, учителю.  

УМК: «Школа России»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

И

Беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

Побуждение к высказыванию своего мнения: здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Вадимовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем!

1. Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

(Л)самоопределен ие; (Л)смыслообразов ание; (Р)целеполагание; (К)планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И.

Словесный метод

        1. Актуализуют знания.

  Дождь прошёл.

Трава блестит.

В небе радуга горит.

- Прочитайте стихотворение. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?

- Сколько предложений здесь записано?

- О чём первое предложение? Второе предложение? Третье предложение?

- Какие орфограммы можете объяснить в первом предложении?

- Прочитайте так, как записано. Прочитайте соседу по парте, как будете писать.

- Послушайте соседа по парте.

- Запишите предложения по памяти.

- Найдите и подчеркните основу в предложениях.

Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

- Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте?

- Как можно исправить эту ошибку?

- Прочитайте новые предложения.

- Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у неё ?

- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.


- Три

Дождь – мягкий знак –показатель мягкости, парная согласная в конце слова – проверяем – дождиПрошёл - слово запоминаем.

- Повторяется слово сова

Заменить слово сова другим словом.

- Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо существительного сова

Осознавать зада-чу (П)

Умения выска-зывать свое предположение (Р)

полнотой (К)

Мотивация уча-щихся к учебной деятельности (Р

презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: беседа; Практк-ий метод; Под-ящий диалог.

  • 1. Подходят к теме урока.  

- Предположите тему нашего урока.

- Поставьте цель на урок.

- Составим план работы.

- Молодцы! Начнем работу.

  •  

- Что такое местоимение

- Узнаем что такое местоимение и его роль в предложении.

- 1. Поработаем с упражнением, научимся находить  местоимения

2. Выполним упражнения, для закрепления знаний.

3. Подведем итоги.

  •  

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Умение излагать свои мысли с достаточной точностью и полнотой (К)

Мотивация учащихся к учебной деятельности (Р)

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф,И

Работа с учебником.

Упр. 171 (стр. 100).

(Выполнение с комментированием.)

- Прочитайте слова тётушки Совы на стр. 101.

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

- Какую роль  они выполняют в предложении?

Знакомство с текстом «Достойная замена».

(Сказку читает учитель.)

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное  и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно ,они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

 

Выполняют упражнение.

Произносят правила.

Читают текст.

Слушают учителя.

 

Построение логических рассуждений (Л)

Выражение своих мыслей, аргументация своих мнений (К)

Планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя) (Р)

презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? В каждой загадке пропущены местоимения. Нужно вставить подходящее по смыслу местоимение и отгадать загадку.

(слайд )

  1. _____ шипит, а ____ не трусь, это белый, белый …
  2. В воде _____ живёт, нет клюва, а клюёт.

3. ____ бьём исправно каждый час, а ____ ,друзья, не бейте нас!

- Спишите любую загадку, подчеркните местоимения.

1. Он шипит, а ты не трусь, это белый, белый …(гусь)

2. В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (рыба)

3.Мы бьём исправно каждый час, а вы ,друзья, не бейте нас! (часы)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно (Р)

презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф,И

- Упр. 174 на с.102 выполните самостоятельно на листочках.

Выполняют самостоятельную работу.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности (Л)

Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления (Р)

Взаимодействовать  с учителем и одноклассниками (К)

презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,И

   - На карточках  записаны предложения.

…  нарисую белочку. А  … что будешь рисовать?  …  умеешь так вырезать? Какую  задачу …  решаете ? Куда ...  идёшь? Почему  …  улетают?

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

- Проверяем.

- Повторите, что такое местоимение.

Я нарисую белочку. А  ты что будешь рисовать?  Ты  умеешь так вырезать? Какую  задачу вы  решаете ? Куда ты идёшь? Почему  они  улетают?

Ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.

- Повторяют правило.

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)

Сличение способа действия и результата с эталоном (Р)

презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф,И


- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какую тему мы изучили на уроке? Какова была цель урока? Достигли этой цели?

- Понравился ли вам урок? Чем понравился?

- Какие упражнения вызвали трудности? Почему?

- Поднимите красный карандаш те, кому не понравился урок, и у них ничего не получилось, желтый – те, для у кого возникли сложности, и они не совсем поняли тему, и зеленый-те, кому понравился урок, они поняли тему.

- Спасибо за урок. До свидания.

- Что такое местоимение.

- Узнать что это такое и о роли местоимений в предложении.

- Да.

Проводят рефлексию.

 

Выражение своих мыслей, аргументация своих мнений (К)

Формирование эстетического вкуса, осуществлять саморефлексию (Л)

Оценка выполненной ра оты (Р)

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» к УМК «Школа России»

Урока русского языка во 2 классе    на тему  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»   к  УМК «Школа России» с применением документ-камеры...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."

Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...