сценарий текст
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_tekst.docx667.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока (содержательная и деятельностная): организация деятельности обучающихся по формированию представлений о тексте и первичному закреплению учебного действия по умению определять тему и главную мысль текста.

Задачи:

Дидактические:

  • актуализировать знания о том, что такое имя существительное;
  • познакомить с понятием «текст»;
  • определить из чего состоит текст;
  • изучить, что такое тема и главная мысль текста;

Развивающие:

способствовать развитию:

  • интереса к предмету русского языка в ходе изучения темы «Текст»;
  • самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы в процессе изучения темы «Текст»;
  • умения планирования и самоконтроля в ходе изучения темы «Текст»;

содействовать развитию:

  • мыслительных операций (анализ учебной литературы о том, что такое текст, умение выделять главное в тексте, сравнивать записи и делать вывод о том, что является текстом);
  • развитию речи в области русского языка (оперирование терминами «имя существительное», «Текст», «тема текста», «главная мысль текста»);
  • психических процессов (внимания, памяти, мышления при выполнении упражнений по теме «Текст»);
  • эмоций учащихся (посредством организации игры, обсуждения занимательных ситуаций);

Воспитательные: способствовать:

  • формированию мировоззренческих понятий при изучении темы «Текст»;
  • воспитанию личностных качеств (чувства ответственности, уважения, радости преодоления всё более и более сложных заданий по теме «Текст»);
  • формированию бережного отношения к природе, своему здоровью, правильному отношению к природе, экологическому воспитанию;
  • нравственному воспитанию, обеспечение в ходе урока при изучении темы «Текст» раскрытия понятий: гуманизма, товарищества, этических норм поведения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П: познавательные, Р: регулятивные, К: коммуникативные)

Личностные

Сформированность представлений о тексте.

Сформированность представлений о том, из чего состоит текст.

Умение определять тему и главную мысль текста.

П: 1) базовые логические действия:

  • сравнение записей для определения той, что является текстом при изучении темы «Текст»;
  • выявление недостатка информации для решения учебной задачи (определение роли текста) в процессе изучения темы «Текст»;
  • установление причинно-следственных связей между заголовком текста и его содержанием в ходе изучения темы «Текст»;

2) базовые исследовательские действия:

  • формулирование цели, планирование действий по ее достижению с помощью учителя при изучении темы «Текст»;
  • сравнение нескольких вариантов решения учебной задачи (определение роли текста), выбор наиболее подходящего на основе предложенного алгоритма в ходе изучения темы «Текст»;
  • формулирование выводов о том, что такое текст, тема и его главная мысль, о том, для чего служит текст, подкрепление их доказательствами на основе полученных результатов выполненных упражнений по теме «Текст»;
  • прогнозирование ситуации о том, как в дальнейшем можно использовать полученные знания о том, что такое текст;

3) работа с информацией:

  • нахождение источника получения информации в ходе изучения темы «Текст»;
  • согласно заданному алгоритму поиск в предложенном источнике представленной в явном виде информации в ходе изучения темы «Текст»;
  • распознавание достоверной и недостоверной информации в процессе изучения темы «Текст» с помощью предложенного способа ее проверки;
  • анализ и создание текстовой информации по теме «Текст».

Р: 1) самоорганизация:

  • планирование действий по решению учебной задачи (определение роли текста) для получения результата в ходе изучение темы «Текст»;
  • выстраивание последовательности выбранных действий при изучении темы «Текст»;

2) самоконтроль:

  • определение причин успеха/неудач учебной деятельности при изучении темы «Текст»;
  • корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок при выполнении упражнений по теме «Текст»;

К: 1) общение:

  • формулировка суждений по теме «Текст»;
  • проявление уважительного отношения к сверстникам, соблюдение правил ведения диалога при работе в паре, группе при изучении темы «Текст»;
  • корректное и аргументированное высказывание своего мнения в процессе изучения темы «Текст»;
  • построение речевого высказывания в соответствии с учебной задачей (определение роли текста) при изучении темы «Текст»;
  • создание устных и письменных текстов (повествование) при изучении темы «Текст»;
  • подготовка небольших публичных выступлений по теме «Текст»;

2) совместная деятельность:

  • умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной деятельности при изучении темы «Текст»;
  • готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться при работе в группах в процессе изучения темы «Текст»;
  • умение оценивать свой вклад в общий результат при работе в парах, группах при изучении темы «Текст»;
  • проявление ответственности при выполнении своей части работы при работе в парах, группах в ходе изучения темы «Текст».

Готовность к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению в ходе изучения темы «Текст».

Сформированность ценностных установок и социально значимых качеств личности (самосознание, самооценка, социальная активность, жизненная позиция, ответственность) при изучении темы «Текст».


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Сядьте ровно, вспомните, как сидит настоящий ученик за партой.

Сегодня на урок к нам пришел гость. Посмотрите на слайд. Кто же к нам пришел? Из какой сказки она к нам пришла? Кто ее автор?

Красная Шапочка не просто так пришла к нам на урок, она нуждается в помощи. А вот в чем именно мы с Вами должны помочь Красной Шапочке, вы узнаете, если выполните задание и сформулируете тему урока.

Но прежде, чем мы начнем выполнять задание, проведем минутку чистописания:

На партах у вас лежат листы в линию, возьмите их. Ваша задача продолжить до конца строки написание слогов. Обратите внимание на ваше положение, выровняйте спину, голову не наклоняйте вниз, ручку держите правильно.

Отлично! Проведем словарную работу. На слайде написаны слова, ваша задача вставить пропущенные буквы в слова, поставить ударение и назвать орфограмму.

Обезьяна, фамилия, Россия, машина.

Что объединяет все эти слова? На какой вопрос отвечает имя существительное?

Молодцы, ребята! А теперь можем переходить к заданию, которое поможет Вам определить тему урока и узнать, в какой помощи нуждается Красная Шапочка.

Прочитайте то, что изображено на слайде. Сравните записи. В чем их отличие? (в 1 случае даны слова, а втором случае-текст).

Верно! Следовательно, какова тема нашего урока? (Текст)

Итак, ребята, Красная Шапочка пришла к нам на урок за помощью: она хотела принести бабушке, помимо гостинцев, красивый алый цветок, но Серый Волк сорвал все лепестки на цветке. Наша с Вами задача помочь Красной Шапочке вернуть красоту алого цветка. Поднимите руку, кто готов помочь Красной Шапочке?

Как-то раз бабушка задала Красной Шапочке вопрос, на который она не смогла ответить. Интересно, ответите ли Вы на него. Как вы думаете для чего нужен текст? У каждого разные мнение, кто же из Вас прав, мы выясним в ходе урока.

Поставим цели нашего урока с помощью слов-помощников (смарт-доска)

  1. Узнать, что такое текст.
  2. Научиться тему и главную мысль текста.

Для того, чтобы вернуть красоту цветка, мы будем выполнять задачи урока. За каждую выполненную задачу к цветку будет возвращаться один лепесток.

Прочитайте задачи.

  1. Определить из чего состоит текст.
  2. Познакомиться с тем, что объединяет предложения в тексте и как они связаны друг с другом.
  3. Изучить, что такое тема текста.
  4. Выяснить, что такое главная мысль текста.

Эти задачи есть у Вас на партах, к ним мы будем возвращаться в течение всего урока.

Т.к. Вы успешно справились с предыдущим заданием, у цветка появился первый лепесток. Итак, отправляемся на помощь Красной Шапочке!

Первое задание. Вернемся к тексту, который был у нас на прошлом задании. Прочитайте его про себя еще раз. Скажите, из чего состоит текст? (Из предложений) Сколько предложений в данном тексте? (два). Следовательно, сделайте вывод, из чего состоит текст? Сколько в нем может быть предложений?

Отлично! Справились с первой задачей? Отмечаем ее выполнение. И к нашему цветку возвращается еще один лепесток.

Следующее задание Вы будете выполнять в группах. Задание находится у Вас на карточке №1. Ваша задача прочитать записи, сравнить их, определить, что из прочитанного Вами является текстом, сделать вывод о том, что объединяет предложения в тексте и как они связаны друг с другом.

Проверяем! Сделайте вывод. Проверим Ваш вывод с правилом в учебнике. Правило находится у Вас на карточке №2. Читаем. Верно сформулировали правило?

Отлично! Справились со второй задачей? Отмечаем ее выполнение. И к нашему цветку возвращается еще один лепесток.

СЯДЬТЕ РОВНО.

Следующее задание выполним в парах. Ваша задача прочитать запись, определить является ли эта запись текстом, определить, о чем говорится в данной записи. На карточке необходимо записать то, что Вы определите. Не забываем про правила работы в парах.

Итак, читаем текст, проверяем по документ-камере. Олеся, расскажи, является ли эта запись текстом? Почему? О чем говорится в этом тексте? Все согласны? Поставь плюс возле вашей работы. Если у всех правильно, поставьте «+», если неправильно-«-».

Итак, ребята, следовательно, как вы думаете, что такое тема текста? (это то, о чем или о ком говорится в тексте). Верно!

Отлично! Справились с третьей задачей? Отмечаем ее выполнение. И к нашему цветку возвращается еще один лепесток.

Ребята, посмотрите на текст внимательно. О чем хотел сказать нам автор? Какое предложение наиболее ярко выражает то, что хотел сказать нам автор? (схватил крикуна и унес к себе на ужин)

Верно! Сделайте вывод, что такое главная мысль текста? (это то главное, о чем хотел сказать автор)

Отлично! Справились с четвертой задачей? Отмечаем ее выполнение. И к нашему цветку возвращается последний лепесток.

Посмотрите, какой красивый цветок! Красная Шапочка благодарит Вас за помощь. Скажите, правильно поступил Волк, что сорвал лепестки у цветка? Как нужно относиться к растениям?

Вспомните, что такое текст? Из чего состоит текст? Что такое тема текста? Что такое главная мысль текста?

Красная Шапочка приготовила для Вас еще одно задание, которое находится на карточке №5, выполнять Вы будете его самостоятельно:

Проверьте себя по образцу. Оцените себя: 0 ошибок- «5», есть неточности в определении либо темы, либо гл. мысли текса- «4», неверно определена либо тема, либо гл. мысль текса- «3».

Итак, ребята, в начале урока мы ставили с Вами вопрос. Вспомните его. Так для чего же нужен текст? (Текст служит не только источником информации и объектом чтения, но и образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи).

Вернемся к целям. Достигли ли мы их? Что для этого сделали?

Оцените свою деятельность:

-зеленый карандаш-вы поняли, что такое текст, научились определять тему и главную мысль текста;

-красный карандаш-вы не поняли, что такое текст, не научились определять тему и главную мысль текста.

Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Текст сценария празднования Масленицы

Текст сценария празднования Масленицы....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме «Работа слов в предложении и тексте»

Сценарий урока русского языка по УМК "Планета знаний. В приложении содержится демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Сценарий урока для 3 класса. Rainbow English. Времена года. Работа с текстом

Сценарий урока в 3 классеУчителя английского языкаИконниковой Марии Вячеславовны УМК (название) Rainbow English 3 (Радужный английский)Авторы О.Ф.Афанасьева, И.В.МихееваГод и место издания  ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...