Технологическая карта русского языка "Как найти в слове окончание?" 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Шпигер Валерия Олеговна

Технологическая какрта урока "Как найти в слове окончание?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как найти в слове окончание?36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа:

Класс: 3

Урок:

Время:    Кабинет:

Студент: Шпигер Валерия Олеговна

Группа: 44

Учитель:

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Как найти в слове окончание?»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления об окончании, как изменяемой части слова, развивать умение находить окончание в словах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Понимать термины «однокоренные слова», «формы слова», «окончание»;

2. Формировать умение определять и выделять окончание в словах.

Предметные:

1. Познакомятся с новой частью слова «окончание»;

2. Научатся выделять окончание в словах.

Развивающие:

1. Развивать устную речь;

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

1

2

Воспитательные:

1. Умение проводить самооценку;

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.  – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Олеговна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Р: волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа в тетради

-Ребята, сегодня мы с вами в необычной школе. В этой школе детям помогают учиться роботы.

Здравствуйте, ребята. Я так рад, что буду вам помогать получать новые знания. Вы готовы?

- Ребята, перед тем, как начинать получать знания мы должны вспомнить правила поведения на уроке.

Ребята, я подготовил для вас подсказку, но не уверен, что всё правильно.

-Ребята, давайте назовём правильные советы, которые подготовил для вас робот.

Кричать ответы с места.

Отвечать по поднятой руке.

Всегда разговаривать с друзьями.

Внимательно слушать учителя и одноклассников, не перебивать.

Можно кушать, если захотел.

На уроке не едят и не жуют жевательную резинку.

Можно играть в игрушки.

Игрушки достаются только на перемене.

Вы такие молодцы! Теперь и я буду знать правила поведения на уроке.

-Ребята, робот не любит, когда слишком шумно, поэтому у нас будут специальные сигналы, с помошью которых вы будете отвечать.

-Если вы согласны с утверждением или выполнили задание верно- подаёте зелёный сигнал;

-Если вы не согласны с утверждением или выполнили задание неверно – подаёте красный сигнал.  

-На протяжении всего нашего урока мы будем собирать шестерёнки. В конце урока вы сможете обменять их на наклейки.

1.Организует актуализацию знаний.

Ребята, вот 1 задание робота.

- Ребята, возьмите карточку №1. Соедините термины и определения.

-Давайте вспомним, как найти корень слова. Кто помнит алгоритм?

Предлагаю вам поиграть в игру «В две колонны становись»: В ваших конвертах есть пары слов. Встаньте рядом с листочком «Однокоренные», если ваши пары слов являются однокоренными словами. Встаньте рядом с карточкой «Формы слова», если ваша пара- это форма слова.

Почему вы совершили ошибку?

Что такое однокоренные слова?

Что такое форма слова?

Чем они отличаются?

Ребята, а вы знаете, как найти в слове окончание?

Ой, я тоже не знаю, у нас проблема.

-Да, готовы!

Отвечать по поднятой руке.

Внимательно слушать учителя и одноклассников, не перебивать.

На уроке не едят и не жуют жевательную резинку.

Игрушки достаются только на перемене.

1.Актуализируют знания с помощью заданий учителя.

Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть, в которой заключено общее значение однокоренных слов.  Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Окончанием

Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Нет, мы не знаем, как его найти.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: планирование

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Тогда сформулируйте тему нашего урока.

- Совершенно верно! Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся? Воспользуйтесь опорой, которая представлена на слайде.

Узнать…

Учиться…

-Отлично!

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Давайте узнаем наш план урока. Достаньте из конвертов карточку №2. Расставьте пункты плана в правильном порядке.

- Одна пара работает у флипчарта и одна пара работает у документ-камеры. Приступайте к работе.

3.Организует проверку выполненного плана.

-Время вышло, выполним проверку.

- Наш план будет звучать так:

1.Повторим знания.

2.Узнаем правило и построим алгоритм. 

3.Применим алгоритм.

4. Подведём итоги.

-Подайте сигналы. Какой пункт мы уже выполнили? Отмечаешь галочкой (1)

1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

-Тема: как найти в слове окончание?

-Цель:

- узнать, как находить в словах окончание;

- учиться выделять окончание в словах.

3.Составляют план работы

3.Проверяют план работы по эталону.

Р: целепологание как постановка учебной задачи,, прогнозирование.

Учебная презентация

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

Ребята, посмотрите на слова. Чем они отличаются?

Машина- машины

Это однокоренные слова или форма одного и того же слова?

Как вы думаете, какое правило мы можем сформулировать?

Ребята, а где мы можем посмотреть правильно ли мы сформулировали правило?

Откройте учебник на странице 83. Посмотрите правильно ли мы сформулировали правило?

Вы такие молодцы! Как я понял, чтобы выделить окончание, нужно подобрать однокоренное слово. 

 - Молодцы! Теперь попробуйте рассказать правило друг другу в паре.

Ребята, чтобы правильно выделять окончание нужно составить алгоритм.

Кто может сказать, первый пункт нашего алгоритма?

Хорошо, что делаем дальше?

Ребята, а я уже положил к вам в карточки готовый алгоритм. Проверьте, всё ли правильно вы назвали?

Какой пункт плана мы выполнили? Отмечаешь галочкой(2)

1.Отвечают на поставленные вопросы.

Окончанием

Это форма слова

2.Создают правило.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

Можем посмотреть в учебнике.

Неправильно. Нужно подобрать форму слова.

 

1. Поставь слово в другую форму (например, число).

2. Найди часть слова, которая изменилась (это и есть окончание).

3. Выдели окончание.

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Учебник, страница 55

Учебник, страница 36

Слайд 5

Учебник страница 56, №2

Слайд

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический метод

Ребята, в начале урока вы допустили ошибку в паре слов гора-горы. Это пара слова однокоренные или формы слова?

Попробуйте с помощью алгоритма выделить окончание в слове гора.

Давайте попробуем выделить окончание в слове море.

Хорошо, теперь попробуйте выделить окончание в слове синий.

Выделите окончание в слове шумит.

Выделите окончание в слове пела.

Формы слова.

Ставим слово гора в другую форму. Гора-горы. Выделяем окончание а.

Ставим слово море в другую форму. Море-моря. Выделяем окончание е.

Ставим слово синий в другую форму.

Синий-синяя. Выделяем окончание ий.

Ставим слово шумит в другую форму. Шумит-шумят. Выделяем окончание ит.

Ставим слово пела в другую форму. Пела-пели. Выделяем окончание а.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Практический:

упражнения

1.Организует самостоятельную работу.

Ребята, теперь нужно поработать самостоятельно. Предлагаю вам разделиться на две группы и выполнить задания, которые я для вас подготовил.

Задание для 1 группы:

Вставьте пропущенные окончания и выделите их:

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

Задание для 2 группы:

Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2.Организует проверку.

- Время вышло, выполним проверку.

- 1 группа, прочитайте свои ответы.

-Кто согласен, подайте знак.  

- 2 группа, прочитайте свои ответы.

Кто согласен, подайте знак.  

-Какой вывод мы можем сделать после выполнения данной работы? Что вы отрабатывали? Какой пункт плана мы выполнили? Отметье галочкой.

1.Выполняют самостоятельную работу.

2.Выполняют проверку.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Ребята, скажите, какая была тема нашего урока?

- Достигли ли мы поставленных целей? Все ли пункты плана выполнили?

Ребята, расскажите, как найти в слове окончание.

Ребята, приведите пример, как вы будете выделять окончание.

-Отлично!

-Ребята, весь урок вы собирали шестерёнки. После урока вы сможете поменять их на наклейки. Кто заработал 1-2 шестерёнки получат одну наклейку, кто 3-4- две наклейки, кто больше- три наклейки.

 2.Предлагает оценить свою работу на уроке.

-Ребята, мне кажется в нашем конверте что-то осталось. Посмотрите внимательнее.  

-Это робот.

-Закрасьте роботу ноги, если на уроке вы работали не очень активно и плохо поняли тему. Закрасьте тело и ноги если были небольшие ошибки и вам хотелось бы работать активнее. Закрасьте всего робота, если работали активно и было всё понятно.

- С какими заданиями вы не справились? В чём возникла трудность?

-Ребята, вы отлично сегодня постарались! Спасибо за урок, до новых встреч!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-Как найти в слове окончание.

- Да.

Поставить слово в другую форму. Посмотреть, что меняется, выделить окончание.

Ставим слово трава в другую форму. Трава-травы. Выделяем окончание а.

2. Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

Р: анализировать собственную работу.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Устаревшие слова" (2 класс)

Цели:1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами, углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать ...

Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...

Технологическая карта русского языка "Простое и сложное предложение", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Простое и сложное предложения»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о простом и сложн...

Технологическая карта русского языка по теме: «Однокоренные слова»

Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. «Как найти в слове окончание?» (3 класс)

Тема урока «Как найти в слове окончание?» Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация знаний об окончании в слове, о построении предложений, связывая слов...