Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тип урока: Урок развивающего контроля

Тема: « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Цель: 

Закреплять умение  различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение задавать вопрос к словам обозначающие предмет, действие, признак;

Обогащать словарный запас;
Развивающие:

развивать зрительное внимание;

развивать речь, умение отвечать полным предложением;

развивать долговременную память;
Воспитательные:

воспитывать усидчивость, самостоятельность;

прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета;

Личностные:

  • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность;
  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Регулятивные:

  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные:

  • Уметь слушать и вступать в диалог , работать в коллективе.

Познавательные:

  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Основные понятия:

 Предмет, действие предмета, признак предмета.

Межпредметные связи:

 Речевая практика, чтение.

Ресурсы: основные, дополнительные

 

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная.

Список источников информации:


Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность
учителя

Время

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые БУД

Организационный момент

 

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь все удобнее,
Начнём скорей урок.

- Сядет тот, кто назовёт любой предмет.

- На какой вопрос отвечают слова обозначающие предметы? (кто? Что?)

- Проверьте свои рабочие места… Все ль на месте, все ль в порядке …?

2  мин

 Дети отвечают на вопросы учителя.

Формировать мотивационный компонент учебной деятельности;

Развивать фонематический слух;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.


Коммуникативные

Обращаться за помощью и принимать помощь

Личностные

Формировать положительное отношение к окружающей действительности;

Адекватно эмоционально откликаться на произведения музыки.


Основная часть:

Проверка домашнего задания:

- Что было задано на подготовку? (нужно было найти в тексте слова обозначающие признак предмета)

- (слайд 1) Прочитайте текст. О чем этот текст? (этот текст о зиме)

- Сколько в нем предложений? (в этом  тексте 5 предложений)

- Прочитай первое предложение. О чем это предложение? ( о дне) Найдите это слово в предложение! На какой вопрос отвечает это слово? (что?)

- Что оно обозначает? (предмет).

- Для того что бы найти признак предмета, какой вопрос надо поставить? (день какой?)

- День какой? (день ясный).

- Как нужно подчеркнуть? (волнистой линией)

- Прочитайте следующее предложение … (учитель проводит работу со всеми предложениями).

 Итог:  хорошо выполняли работу….

6  мин.

 

 

 

 Развивать речь;

Совершенствовать мыслительную активность, волю, внимание;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

  

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)

Личностные

Формировать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий

Работа в тетради

- Откройте тетради, напишите число, классную работу и день недели.

1. Минутка чистописания.

- (Слайд 2) Какие буквы вы видите? (печатные, письменные, маленькие, большие)

- Сколько раз повторяется печатная буква?

- Сколько раз повторяется письменная буква?

 Что можно сказать об этой букве? (согласная, звонкая, парная)

- Вспомнили правило правописания!

- Пропишем букву, которая чаще всего повторялась. (слайд 3)

2. Словарная работа.

- Приготовились к словарной работе!

(на доске вывешены картинки с изображением «земляника», «»ястреб», «фабрика», «шофёр», «метро»)

- Напишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Андрей прочитай первое слово! На какую гласную падает ударение? Произнеси слово с ударением! Назови безударные гласные!

-  Прочитай второе  слово! На какую гласную падает ударение? Произнеси слово с ударением! Назови безударные гласные!

- Прочитай третье  слово! На какую гласную падает ударение? Произнеси слово с ударением! Назови безударные гласные!

- Прочитай четвёртое  слово! На какую гласную падает ударение? Произнеси слово с ударением! Назови безударные гласные!

- Прочитай пятое слово! На какую гласную падает ударение? Произнеси слово с ударением! Назови безударные гласные!

Итог: Хорошо работали в тетради…

4 мин.

4 мин

Работа в тетрадях под руководством учителя.

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием коммуникации;

Познавательные

Читать, наблюдать, работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;


Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;


Регулятивные

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями.

Физкультминутка

Как на горке снег, снег (руки вверх)

И под горкой снег , снег (руки вниз)

И на ёлке снег, снег (в стороны)

И под ёлкой снег, снег (обхватываем себя)

А под ёлкой спит медведь

Тише, тише  - не шуметь!

2  мин.

 

  

 

Закрепление.

  1. Игра «Предмет – вопрос»

-  Давайте вспомним еще раз слова, обозначающие предмет!

- На какой вопрос отвечают слова , обозначающие  предмет? (Кто ? Что?)

- Когда мы задаём вопрос «Кто?»

- Когда мы задаем вопрос «Что?»

(слайд 4. На слайде появляется правило)

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие  действие предмета? (Что делает ? что сделает? что будет делать?)

(слайд 4. На слайде появляется правило)

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие  признак предмета? (Какой ? какая? какие?)

(слайд 4. На слайде появляется правило)

- Распределите слова по группам. Слова обозначающие предмет, перетяните в первый столбик! Слова, обозначающие действие предмета перетяните во второй столбик! Слова , обозначающие признак предмета перетяните в третий столбик!

(дети работают на интерактивной доске)

Итог: Хорошо работали на уроке и правильно отвечали на вопросы…

  1. Словарная работа:

- Что обозначает слово «лютые»? (безжалостный мороз, очень и очень сильный)

- Что обозначает слово «сковал»? (заморозил)

  1. Работа с карточками.

- У каждого на столе карточка с предложением.

- Прочитает предложение на карточке 1й вариант.

- Прочитает предложение на карточке 2й вариант.

- Прочитает предложение на карточке 3й вариант.

- Прочитает предложение на карточке 4й вариант.

- Вам нужно вставить самостоятельно пропущенные буквы, найти предмет, действие предмета, признак предмета , поставить вопрос и подчеркнуть.

4. Работа с интерактивной доской.

(Слайд 5 – после ответов детей появляются пропущенные буквы,  вопросы к словам и правильное подчеркивание)

– Денис, прочитай первое  предложение! Какую букву ты вставил? Объясни, почему?

- О чем это предложение? (о зиме)

- Поставь вопрос к этому слову. (что? – зима) Как подчеркнём? (одной линией)

-  Найди действие предмета, поставь вопрос? (зима что делает? – зима стоит) Как подчеркнём? (двумя чертами)

- Найди признак предмета! Поставь вопрос? (зима какая? – зима холодная)

Как подчеркнём? (волнистой линией)

- Вова , прочитай второе предложение! Какую букву ты вставил? Объясни, почему?

- О чем это предложение? (о снеге)

- Поставь вопрос к этому слову. (что? – снег) Как подчеркнём? (одной линией)

-  Найди действие предмета, поставь вопрос? (снег что делает? – снег лежит) Как подчеркнём? (двумя чертами)

- Найди признак предмета! Поставь вопрос? (снег какой? – снег глубокий)

Как подчеркнём? (волнистой линией)

- Таня , прочитай третье предложение! Какие  буквы ты вставила? Объясни, почему?

- О чем это предложение? (о морозах)

- Поставь вопрос к этому слову. (что? – морозы) Как подчеркнём? (одной линией)

-  Найди действие предмета, поставь вопрос? (морозы что делают? – морозы трещат) Как подчеркнём? (двумя чертами)

- Найди признак предмета! Поставь вопрос? (морозы какие? – морозы лютые)

Как подчеркнём? (волнистой линией)

- Лёша, прочитай четвёртое предложение! Какие  буквы ты вставил? Объясни, почему?

- О чем это предложение? (о льдах)

- Поставь вопрос к этому слову. (что? – лёд) Как подчеркнём? (одной линией)

-  Найди действие предмета, поставь вопрос? (лёд что делает? – лёд сковал) Как подчеркнём? (двумя чертами)

- Найди признак предмета! Поставь вопрос? (лёд какой? – лёд крепкий)

Как подчеркнём? (волнистой линией)

- Прочитай Никита, какой у нас получился текст? О чем этот текст? ( о зиме) Как можно его озаглавить? (холодная зима)

- Спишите каждый свое предложение в тетрадь, вставьте пропущенную букву, подчеркните предмет, действие предмета и признак предмета.

3 мин

2 мин

5 мин

5 мин

  1. ми5  мин
  2. мин
  3.                                            

Дети работают на интерактивной доске.

Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданием разной степени сложности;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Развивать избирательность восприятия, выделять среди многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание;

Познавательные

Формировать умение читать, писать, наблюдать, работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;


Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;


Регулятивные

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями.

Домашнее задание

  На подготовку каждому индивидуальные карточки. Вам нужно будет выписать слова обозначающие предмет и действие предмета, подчеркнуть одной и двумя чертами.

2 мин.

 

 

 

 Развитие познавательной деятельности;

 

 

 Познавательные

Работать с информацией ,понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях.

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Контроль

- Ребята, давайте вспомним какие правила мы сегодня вспомнили?

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие предмет? Как подчеркиваем?

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие действие предмета? как подчеркиваем?

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признак предмета? как подчеркиваем?

- Мне понравилось,  как работали на уроке….

3 мин.

 

 

 Развивать  навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

Развивать  произвольную память;

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Личностные

Готовность к безопасному и бережному поведению обществе;

Рефлексия

- Оцените себя как  вы работали на уроке (слайд 6).

- Поднимите красный флажок, кто  сегодня всё выполнил правильно, без ошибок, был активен.

- Поднимите зелёный флажок, кто  сегодня  немного ошибался, но тоже был активен.

- Поднимите синий флажок, у кого   сегодня   не все удавалось.

2 мин.

 Дети оценивают свою работу с помощью флажков.

  Развивать  навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения;

Коммуникативные

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Регулятивные

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов

Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов.  отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка по теме: "Слова действия -предметов"

Данный урок учит учащихся отличать слова-действия предметов от слов-предметов  и слов-признаков через практическую деятельность самих учащихся. ...

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными"

Урок русского языка во 2 классе соответствует ФГОС. Система "Перспектива"...

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, называющие признаки предметов"

урок очень интересный, методически грамотный.К нему есть презентация....

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова,отвечающие на вопросы какой?какая? какое?какие?" с презентацией

Конспект с использованием элементов ТРИЗ технологии,ИКТ. Разнообразие видов деятельности учащихся с использованием пословиц и поговорок....

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...