Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Русский язык» вводится как обязательный компонент.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкина, (УМК «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует цели:

· познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

· социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Для реализации программного материала используются:

Прописи (Обучение грамоте)

1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1,2,3,4

Русский язык

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч.

3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.

4.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру,  авторской программы «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Школа России». Концепция и программы для начальных классов», -  М: Просвещение, 2015г., Руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков

Программа рассчитана на 528 часов (из них 1 класс - 132 ч.: из них 93 ч. отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 39 ч. – урокам русского языка;  2 класс – 132 ч., 3 класс -132 ч. 4 класс – 132 ч.; в неделю: 1- 4 классы -4 часа).

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты        

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 2) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка.

3) понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

4) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

5) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

7) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

8) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  •  с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

II. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определениеосновной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативнойзадачи. Практическое овладение диалогической формой речи.Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствую-

щей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое  чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение  над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

-раздельное написание слов;

-обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу- щу,  жи- ши);

-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

-знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

    Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный;  согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализслова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

   Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном

значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов иприставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня воднокоренныхсловах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование   глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

-сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щувположении под ударением;

-сочетания чк, чн, чт, нч, щни др.;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

-соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

-е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, ия, -ов, -ин);

-безударные падежные окончания имён прилагательных;

-раздельное написание предлогов с именами существительными;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-раздельное написание частицы не с глаголами;

-мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

-мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

-безударные личные окончания глаголов;

-раздельное написание предлогов с другими словами;

-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

-запятая при обращении в предложениях;

-запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение

III. Тематическое планирование учебного курса «Русский язык»

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Обучение грамоте. Письмо  (93ч.)

1.

Пропись – первая учебная тетрадь. Выполнение рисунка в прописи.

1

2.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

3.

Письмо овалов и полуовалов.

1

4.

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

5.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

6.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

7.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

8.

Строчная буква а. Заглавная А.

1

9.

Строчная буква о.

1

10.

Заглавная буква О.

1

11.

Строчная буква и.

1

12.

Заглавная буква И.

1

13.

Письмо буквы ы.

1

14.

Строчная буква у.

1

15.

Заглавная буква У.

1

16.

Строчная буква н и заглавная буква Н.

1

17

Строчная буква с.

1

18.

Заглавная буква С.

1

19.

Письмо строчной буквы к.

1

20

Письмо заглавной буквы К.

1

21.

Строчная буква т.

1

22.

Заглавная буква Т

1

23.

Строчная буква л.

1

24.

Заглавная буква Л.

1

25.

Строчная буква р.

1

26.

Заглавная буква Р.

1

27.

Строчная буква в.

1

28.

Заглавная буква В.

1

29.

Строчная буква е.

1

30.

Заглавная буква Е.

1

31.

Закрепление изученных букв.

1

32.

Строчная буква п.

1

33.

Заглавная буква П.

1

34.

Строчная буква м.

1

35.

Заглавная буква М.

1

36.

Строчная буква з.

1

37.

Заглавная буква З.

1

38.

Строчная буква б.

1

39.

Заглавная буква Б.

1

40.

Письмо слов с заглавной и строчной буквами б, Б.

1

41.

Строчная буква д.

1

42.

Заглавная буква Д.

1

43.

Закрепление изученных букв.

1

44.

Строчная буква я.

1

45.

Заглавная буква Я.

1

46.

Письмо слов с заглавной и строчной буквами я, Я.

1

47.

Строчная буква г.

1

48.

Заглавная буква Г.

1

49.

Строчная буква ч.

1

50.

Заглавная буква Ч.

1

51.

Сочетания ча, чу в словах.

1

52.

Буква ь.

1

53.

Письмо слов с ь.

1

54.

Строчная буква ш.

1

55.

Заглавная буква Ш.

1

56.

Сочетания ча, чу, ши.

1

57.

Строчная буква ж.

1

58.

Заглавная буква Ж.

1

59.

Сочетания жи.

1

60.

Строчная буква е. Заглавная буква Е.

1

61.

Строчная буква й.

1

62.

Письмо слов с буквой й.

1

63

Строчная буква х.

1

64.

Заглавная буква Х.

1

65.

Строчная буква ю.

1

66.

Заглавная буква Ю.

1

67.

Строчная буква ц.

1

68.

Заглавная буква Ц.

1

69.

Закрепление изученных букв.

1

70.

Строчная буква э.

1

71.

Заглавная буква Э.

1

72.

Строчная буква щ.

1

73.

Заглавная буква Щ.

1

74.

Закрепление изученных букв. Сочетания чу, щу, ча, ща.

1

75.

Строчная буква ф.

1

76.

Заглавная буква Ф.

1

77.

Разделительный мягкий знак.

1

78.

Разделительный твердый знак.

1

79.

Упражнение в написании слов с изученными буквами. А,а, Б,б, В,в,Г,г,Д,д. Большая буква.

1

80.

Упражнение в написании слов с изученными буквами. Е,е,Ж,ж,З,з,И,и Слово. Значение слова.

1

81.

Упражнение в написании слов с изученными буквами. Текст.

1

82.

Упражнение в написании слов с изученными буквами. Е,е,Ж,ж,З,з,И,и Предложение.

1

83.

Упражнение в написании слов с изученными буквами.

К,к,Л,л,М,м,Н,н,О,о Слово.

1

84.

Гласные звуки и буквы.

1

85.

Письмо слов с изученными буквами. П,п,Р,р,С,с,Т,т,У,у. Обозначение мягкости согласного звука гласным.

1

86.

Алфавит.

1

87.

Упражнение в написании слов с изученными буквами Ф, ф; Х,Х; Ц, ц; Ч, ч; Ш, ш. Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

1

88.

Упражнение в написании слов с изученными буквами Ф,ф; Х,Х; Ц,ц; Ч,ч; Ш,ш. Твердые и мягкие шипящие согласные.

1

89.

Упражнение в написании слов с изученными буквами Щ, щ; ъ;ы;ь;Э,э;Ю,ю;Я,я. Буквы, обозначающие два звука. Перенос слов.

1

90.

Разбор букв, имеющих сходные элементы при письме. А, Л, М, Я.

1

91.

Разбор букв, имеющих сходные элементы при письме В,З,Е,Е. Парные согласные.

1

92.

Разбор букв, имеющих сходные элементы при письме.а, д, ф, и, о, б, в, ю, ь, ы, ъ. Работа с деформированным текстом.

1

93.

Разбор письменных букв, в которых присутствуют неповторяемые элементы. Безударные гласные.

1

94.

Знакомство с учебником «Русский язык». 

 Наша речь. Её значение в жизни людей.

1

95.

Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление) Русский язык- родной язык русского народа. 

1

Текст, предложение, диалог (3ч.)

96

Текст и предложение (общее представление). 

1

97

Предложение  как группа слов, выражающая законченную мысль(общее представление).

1

98

Диалог (общее  представление).

1

Слова, слова, слова… (4ч.)

99

Слово как единица языка и речи.   Роль слов в речи. Слова-названия предметов,  признаков, действий,  предметов и явлений.

1

100

Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

101

Тематические группы слов. Слова- названия предметов,   отвечающие на вопрос что? и кто?  Вежливые слова.

1

102

Однозначные и многозначные слова ( общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.  Словари русского языка.

1

Слово и слог. Ударение (6ч.)

103

Слово как минимальная произносительная единица.   Слогообразующая роль гласных. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

1

104

Перенос слов (общее представление) 

Правило переноса слов с одной строки на другую.

1

105

Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. 

Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. 

1

106

Ударение. Слогообразующая роль ударения.

1

Звуки и буквы (34ч.)

107

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения звуков.

1

108

Алфавит, или азбука. Значение алфавита.

1

109

Алфавит.  Алфавитный порядок слов. 

Использование алфавита при работе  со словарями.

1

110

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

1

111

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. 

1

112

Слова с буквой э . 

Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1

113

Ударные и безударные гласные звуки. 

1

114

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах    

Особенности проверочного и проверяемого  слова.

1

115

Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. 

1

116

Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам..

1

117

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными.

1

118

Буквы й  и  и . 

Звук  [й’ ] и  звук [и ] .

Перенос слов с буквой й 

1

119

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

120

Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

121

Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком.

1

122

Правописание слов с мягким знаком.  Работа с текстом. Составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок. 

1

123

Особенности  глухих и звонких согласных звуков. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные  по глухости-звонкости согласные звуки. 

1

124

Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных.

1

125

Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. 

1

126

Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. 

Буквы шипящих согласных звуков.

1

127

 Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. 

1

128

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

129

Контрольное списывание

1

130

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях, кличках животных.

1

131

Годовая  стандартизированная

контрольная  работа

1

132

 Повторение изученного в 1 классе

1

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Наша речь (3ч.)

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3

Диалог и монолог.

1

Текст (4ч.)

4

Что такое текст?

1

5

Что такое тема и главная мысль текста?

1

6

Части текста.Деление текста на части. Составление плана.

1

7

Контрольное списывание по теме: «Текст»

1

Предложение (11ч.)

8

Что такое предложение?

1

9

Как из слов составить предложение?

1

10

Логическое (смысловое) ударение в предложении.

1

11

Что такое главные члены предложения?

1

12

Что такое второстепенные члены предложения? Составление распространённых предложений

1

13

Обучающее сочинение по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

1

14

Обобщение знаний о предложении.

1

15

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

16

Распространённые и нераспространённые члены предложения

1

17

Диктантс грамматическим заданием по теме «Предложение».

1

18

Связь слов в предложении.

1

Слова, слова, слова…(18ч.)

19

Слово и его лексическое значение.

1

20

Слово как общее название многих однородных предметов.

1

21

Однозначные и многозначные слова.

1

22

Прямое и переносное значение слов.

1

23

Синонимы.

1

24

 Антонимы.

1

25

Обучающее изложение текста по вопросам «Ёжик».

1

26

Родственные слова и синонимы

1

27

 Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1

28

Однокоренные слова. Корень слова.

1

29

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

30

Слог как минимальная произносительная единица.

1

31

Ударение.

1

32

Перенос слова по слогам.

1

33

Контрольный диктант по теме: «Однокоренные слова».

1

34

Перенос слова по слогам.

1

35

Обучающее сочинение по серии картинок.

1

36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Слова, слова, слова».

1

Звуки и буквы (52ч.)

37

Звуки и буквы.

1

38

Русский алфавит, или Азбука.

1

39

Употребление прописной (заглавной) буквы.

1

40

Гласные звуки.

1

41

Контрольный словарный  диктант по теме «Употребление заглавной буквы»

1

42

Звуки и буквы. Характеристика звуков. Транскрипция.

1

43

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

46

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

47

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

48

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

49

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

50

Обучающее сочинение  по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

1

51

Анализ  сочинений. Закрепление по теме «Гласные звуки».

1

52

Закрепление по теме «Гласные звуки».

1

53

Как определить согласные звуки? Характеристика звуков.

1

54

Согласный звук ,]и буква й («и» краткое»).

1

55

Слова с удвоенными согласными.

1

56

Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными.

1

57

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

58

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

59

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

60

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

61

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

62

Контрольный диктантпо теме «Правописание мягкого знака».

1

63

Правописание мягкого знака.

1

64

Правописание слов с мягким знаком (ь). Обобщающий урок

1

65

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

1

66

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1

67

Закрепление знаний по теме «Твёрдые и мягкие согласные». Наши проекты. Рифма.

1

68

Буквосочетания жи–ши, ча – ща, чу – щу.

1

69

 Правописание слов с изученными буквосочетаниями.

1

70

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1

71

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

72

Диктант с грамматическим заданием по теме: «Правописание слов с изученными буквосочетаниями».

1

73

Звонкие и глухие согласные звуки.Опасные места в словах и способы их проверки.

1

74

Проверка парных согласных в корне слова.

1

75

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1

76

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

77

Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1

78

Обучающее изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

1

79

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

1

80

Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным».

1

81

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

1

82

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным

1

83

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

84

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

85

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

86

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

87

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

88

Обобщение по теме «Правописание слов на изученные орфограммы».

1

Части речи (41ч.)

89

Употребление частей речи в тексте.

1

90

Что такое имя существительное?

1

91

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

92

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

93

 Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

94

Заглавная буква в написаниях кличек животных.

1

95

Заглавная буква в географических названиях.

1

96

Обучающее изложение по вопросам.

1

97

Обобщение знаний по теме «Правописание имён собственных».

1

98

Единственное и множественное число имён существительных.

1

99

Изменение имен существительных по числам.

1

100

Единственное и множественное число имён существительных.

1

101

Обучающее сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

102

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

1

103

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

1

104

Контрольный диктантза III  четверть по теме «Правописание собственных имен существительных».

1

105

Имя существительное. Обобщение знаний  

1

106

Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи.

1

107

Признаки глагола.

1

108

Единственное и множественное число глаголов.

1

109

Единственное и множественное число глаголов.

1

110

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

111

Глагол. Обобщение знаний  

1

112

Текст-повествование и роль в нем глаголов.

1

113

Обобщение знаний по теме «Глагол».

1

114

Что такое имя прилагательное?

1

115

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

116

Прилагательные близкие и противоположные по значению. Знакомство со словарём  антонимов русского языка.

1

117

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

118

Текст-описание и роль в нем имён прилагательных.

1

119

Что такое местоимение?

1

120

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).

1

121

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. Редактирование текста

1

122

Что такое текст – рассуждение?

1

123

Употребление местоимений в речи.

1

124

Диктантс грамматическим заданием по теме «Части речи».

1

125

Общее понятие о предлоге.

1

126

Раздельное написание предлогов со словами.

1

127

Раздельное написание предлогов со словами.

1

128

Контрольный словарный диктант по теме «Правописание предлогов со словами».

1

Повторение (10ч.)

129

Текст. Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный.

1

130

Повторение по теме «Предложение. Члены предложения».

1

131

Повторение по теме «Слово и его значение. Однокоренные слова».

1

132

Повторение по теме «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное».

1

133

Повторение по теме «Части речи. Глагол. Местоимение».

1

134

Годовая стандартизированная контрольная работа.

1

135

Повторение по теме «Правописание  предлогов со словами. Повторение». Восстановление связи слов в предложении при помощи предлогов.

1

136

Повторение по теме «Правила правописания слов».

1

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Язык и речь (2ч.)

1.

Виды речи.

1

2.

Для чего нужен язык?

1

Текст. Предложение. Словосочетание (11ч.)

3

Типы текстов:повествование,описание,рассуждение.

1

4

Что такое предложение?

1

5

Предложения повествовательные,побудительные,вопросительные.

1

6

Виды предложений по    интонации.

1

7

Что такое обращение?

1

8

Обучающее сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

1

9

Главные и второстепенные члены предложений.

1

10

Простое и сложное предложение.

1

11

Что такое словосочетание?

1

12

Словосочетание.Крылатые выражения.

1

13

Проверочный диктант по теме «Предложение».

1

Слово в языке и речи (13ч.)

14

Слово и его лексическое значение. Синонимы и антонимы.

1

15

Омонимы.

1

16

Слово и словосочетание.Неологизмы в русском языке.

1

17

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы).

1

18

Обучающее подробное изложение после зрительного восприятия текста.

1

19

Части речи. Имя существительное. Местоимение.

1

20

Части речи. Имя прилагательное. Глагол. Знакомство  с тематическими группами слов.

1

21

Имя числительное как часть речи.

1

22

Однокоренные слова.

1

23

Согласные звуки и буквы.

1

24

Упражнение в написании слов. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

25

Обобщение изученного по теме «Слово».

1

26

Диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

Состав слова (35ч.)

27

Корень слова. Однокоренные слова.

1

28

Подбор родственных слов с заданным корнем.

1

29

Формы слова. Окончание.

1

30

Упражнение в нахождении окончаний.

1

31

Обобщение знаний о корне и окончании.Трудные случаи написания корней.

1

32

Приставка – значимая часть слова.

1

33

Суффикс (общее понятие).

1

34

Обобщение знаний о роли суффиксов.

1

35

Обучающее сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

1

36

Основа слова.

1

37

Упражнение в разборе слов по составу.

1

38

Знакомство с заимствованными словами.

1

39

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

1

40

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

41

Правописание слов с безударными гласными в корне. Опасные места в словах и способы их проверки.

1

42

Правописание слов с парными согласными в корне.

1

43

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

1

44

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

1

45

Проверочный диктант по теме «Парные согласные и безударные гласные в корне слова».

1

46

Написание слов с непроизносимыми согласным в корне.

1

47

Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне.

1

48

Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов.

1

49

Удвоенные согласные.

1

50

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

51

Обучающее сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова  «Снегурочка».

1

52

Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек.

1

53

Упражнение в правописании суффиксов.

1

54

Правописание слов с приставками. Занимательное словообразование.

1

55

Приставки и предлоги.

1

56

Правописание приставок и предлогов.

1

57

Приставка –часть слова. Предлог –часть речи.

1

58

Слова с разделительным твердым знаком.

1

59

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

1

60

Контрольный  диктант на тему  «Правописание частей слова».

1

61

Закрепление пройденного о  значимых частях слова. Хитрые превращения слов.

1

.Части речи (64ч.)

62

Части речи. Повторение и углубление представлений.

1

63

Имя существительное. Откуда  пришли наши имена.

1

64

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

65

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

1

66

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

67

Проект «Тайна имени».

1

68

Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме единственного числа.

1

69

Род имен существительных.

1

70

Имена существительные общего рода.

1

71

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

1

72

Правописание имен существительных с мягким знаком после шипящих.

1

73

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

1

74

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).

1

75

Несклоняемые имена существительные.

1

76

Обучающее сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

77

Именительный падеж имен существительных.

1

78

Родительный падеж имен существительных.

1

79

Дательный падеж имен существительных.

1

80

Винительный падеж имен существительных.

1

81

Творительный падеж  имен  существительных.

1

82

Предложный падеж имен существительных.

1

83

Проектная задача «Обобщение знаний  о  падежах имен существительных».

1

84

Диктант по теме «Имя существительное».

1

85

Обобщение знаний по теме: Имя существительное».

1

86

Обучающее сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы».

1

87

Проект «Зимняя страничка».

1

88

Понятие об имени прилагательном как части речи.

1

89

Роль имен прилагательных в тексте.

1

90

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом  тексте  и  в  репродукции    картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

91

Изменение имен прилагательных по родам.Очень занимательное – имя прилагательное.

1

92

Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

93

Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.

1

94

Изменение имен прилагательных по числам.

1

95

Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.

1

96

Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление).

1

97

Определение падежа имен прилагательных. Составление памятки.

1

98

Обучающее сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

1

99

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного  как части речи.

1

100

Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное».

1

101

Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

102

Диктант по теме: Имя прилагательное.

1

103

Личные местоимения (общее представление).

1

104

Личные местоимения третьего лица.

1

105

Углубление знаний о местоимении. Ознакомление с особенностями текста-письма.

1

106

Понятие о глаголе как части речи.

1

107

Упражнение в определении лексического значения глагола.

1

108

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

109

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

110

Глаголы в неопределенной форме.

1

111

Распознавание  глаголов в неопределенной форме. Слова- синонимы.

1

112

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

113

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

1

114

Времена глаголов.

1

115

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.

1

116

Изменение глаголов по временам.

1

117

Упражнение в изменении глагола по временам.

1

118

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

119

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

120

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

1

121

Правописание не с глаголами.

1

122

Обобщение знаний о глаголе.

1

123

Глагол. Слова –антонимы.

1

124

Повторение знаний о глаголе.

1

125

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Повторение (11ч.)

126

Повторение по теме «Части речи».

1

127

Искусство красноречия .

1

128

Обучающее изложение текста-описание.

1

129

Правописание окончаний имен прилагательных.

1

130

Контрольный словарный диктант  по теме «Правописание приставок и предлогов.».

1

131

Правописание безударных гласных. Игра  «Досадное недоразумение»

1

132

Повторение по теме «Состав слова».

1

133

Итоговое тестирование.

1

134

Однокоренные слова.Трудные случаи написания корней.

1

135

Сочинение на тему «Почему я жду летных каникул».

1

136

КВН «Знатоки русского языка».

1

4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Повторение (9 ч.)

1

Наша речь и наш язык.

1

2

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

1

3

Типы текстов. Стили речи.

1

4

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

5

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

6

Обращение.

1

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

1

8

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

1

9

Диктант по теме «Предложение».

1

Предложение (7 ч.)

10

Однородные члены предложения. Составление предложений с однородными членами

1

11

Связь однородных членов предложения при помощи интонации перечисления.

1

12

Связь однородных членов предложения при помощи союзов (и, а, но).

1

13

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

1

14

Различение простых и сложных предложений.

1

15

Знаки препинания в сложном  предложении.

1

16

Диктант по теме «Простые и сложные предложения».

1

Слово в языке и речи (19ч.)

17

Слово и его значение. Работа с толковым словарём.

1

18

Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова.

1

19

Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы. Крылатые выражения.

1

20

Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

1

21

Значимые части слова.

1

22

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

23

Значение суффиксов и приставок. Образование новых слов приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

1

24

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

1

25

Правописание приставок и суффиксов.

1

26

Правописание суффиксов –ик и –ек, -ок, -онок.

1

27

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

28

Диктант по теме «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова».

1

29

Имя существительное.Имя прилагательное.

1

30

Имя числительное.

1

31

Местоимение. Глагол.

1

32

Наречие. Общее представление.

1

33

Значение наречий и употребление их в речи.

1

34

Упражнение в употреблении в речи наречий.

1

35

Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»

1

Имя существительное (33 ч.)

36

Изменение имён существительных по падежам.

1

37

Различение падежных и смысловых  вопросов.

1

38

Упражнение в склонении и распознавании падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

39

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

1

40

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

41

2-е склонение имён существительных.

1

42

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

43

3-е склонение имён существительных.

1

44

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

1

45

Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа 1,2,3-го склонения.

1

46

Обучающее сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

1

47

Именительный и винительный падежи.

1

48

Родительный падеж.

1

49

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в родительном падеже.

1

50

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

51

Дательный падеж.

1

52

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в дательном падеже.

1

53

Творительный падеж.

1

54

Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

1

55

Предложный падеж.

1

56

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

57

Обучающее изложение по коллективно составленному плану

1

58

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных.

1

59

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных.

1

60

Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных»

1

61

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

1

62

Именительный, родительный падеж имён существительных во множественном числе.

1

63

Родительный падеж имён существительных во множественном  числе.

1

64

Винительный падеж одушевлённых имён существительных во множественном числе.

1

65

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном числе.

1

66

Диктант по теме «Безударные окончания имён существительных во множественном числе».

1

67

Обобщение по теме «Имя существительное». Проект по теме «Имя  существительное».

1

68

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

1

Имя прилагательное (27 ч.)

69

Значение и употребление в речи имён прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

1

70

Род и число имён прилагательных.

1

71

Изменение имён прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных.

1

72

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

1

73

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

1

74

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

75

Способы проверки безударного падежного окончания имён прилагательных.

1

76

Именительный падеж.

1

77

Родительный падеж.

1

78

Дательный падеж.

1

79

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

80

Творительный и предложный падежи.

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».

1

81

Окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1

82

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

83

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

1

84

Именительный и винительный падежи.

1

85

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.

1

86

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.

1

87

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

1

88

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1

89

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

90

Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

91

Именительный и винительный падежи.

1

92

Родительный и предложный падежи.

1

93

Дательный и творительный падежи.

1

94

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного

1

95

Диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».

1

Личные местоимения (6 ч.)

96

Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

1

97

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

98

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

99

Обучающее изложение повествовательного текста по составленному плану.

1

100

Окончание личных местоимений в косвенных формах.

1

101

Правописание окончаний личных местоимений в косвенных формах.

1

Глагол (28 ч.)

102

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов.

1

103

Изменение глаголов по временам.

1

104

Неопределённая форма глагола.

1

105

Неопределённая форма глагола.

1

106

Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

1

107

Упражнение в образовании временных форм глагола.

1

108

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

1

109

Лицо и число глаголов.

1

110

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение).

1

111

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

112

Правописание глаголов 2-ого лица настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

113

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

114

Iи II спряжение глаголов.

1

115

Спряжение глаголов в будущем времени.

1

116

Спряжение глаголов в сложном будущем времени.

1

117

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

118

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме.

1

119

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

120

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

121

Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

1

122

Возвратные глаголы (общее представление).

1

123

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

124

Контрольное сочинение. Составление текста на спортивную тему.

125

Правописание  –тся  и  –ться в возвратных глаголах.

1

126

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

127

Правописание окончаний глаголов  в форме единственного числа прошедшего времени. Разбор по составу глаголов прошедшего времени

1

128

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глаголов.

1

129

Диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1

Повторение (7 ч.)

130

Повторение по теме «Предложение и словосочетание». «Текст».

1

131

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

1

132

Контрольное изложение повествовательного текста

1

133

Повторение по теме «Имя существительное». «Имя прилагательное».

1

134

Контрольное списывание по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

135

Повторение по теме «Наречие».

1

136

Повторение по теме «Местоимение». «Глагол».

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...