ДЭ "Антонимы и синонимы"
план-конспект урока по русскому языку

Антонимы и синонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДЭ "Антонимы и синонимы"183.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУСССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: 

Класс: 2

Урок:

Время: Кабинет:

Студент: Коржева Д.В.

Группа: 46

Учитель:  

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Синонимы и антонимы»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о синонимах и антонимах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить распознавать синонимы и антонимы.

2. Учить подбирать синонимы и антонимы к словам.

Предметные:

1. Учиться различать антонимы и синонимы, подбирать их к словам.

2. Учиться употреблять в речи антонимы и синонимы.

Развивающие:

1. Развивать умение работать по алгоритму.

2. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

Личностные:

1.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

2. Формирование познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать интерес к русскому языку.

УМК:  «Школа России» русский язык. Канакина, Грецкий. 2 класс, ч.1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный метод( беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, меня зовут Дарья Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Наш урок пройдет под девизом «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»

-Мы начинаем наш урок.

 1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

Р: включение в учебную деятельность.

Презентация, слайд 1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод( беседа)

Наглядный метод( демонстрация)

Практический( анаграмма)

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

-Ребята, у меня для вас письмо от мистера Шерлока Холмса!

 «Я, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон открываем школу для юных сыщиков! Я и мой друг и помощник раскроют секреты нашей  работы. Но, чтобы попасть в эту школу нужно показать,  как вы умеете расследовать дела.

 Требования к юным сыщикам: любознательность, активность, интерес к хитрым задачам и головоломкам.

По выполнению каждого задания я буду присылать вам письмо с более сложным и запутанным заданием! Вот вам первое письмо!»

-Поднимите руку, кто хочет попасть в школу сыщиков? Тогда открываем первое письмо.

-«Вы, как истинные детективы, должны разгадать таинственную анаграмму». Чтобы получилось правильное слово, нужно переставить букву в словах. Это и будет тема вашего урока.»

ЫМИНОНИСИЫМИНОТНА

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

-синонимы и антонимы

 

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Презентация, слайд 2

Презентация, слайд 3

Презентация, слайд 4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

       Ф

Словесный метод( беседа)

Внешний контроль

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

-Какая будет тема нашего урока?

-Поставим цель на урок.

-Задачи урока перепутались. Составим их в правильной последовательности.

Выдвигают

варианты формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

-синонимы и антонимы

 -узнать, что такое синонимы и антонимы

-1. Узнать, что такое синонимы.

2. Узнать, что такое антонимы.

3. Выполнить упражнение.

4. Подвести итоги.

П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание

Презентация, слайд 5

Доска

«Открытие» нового знания

Ф

Словесный метод( беседа)

Практический метод( упражнение)

Наглядный метод( схема)

Внешний контроль

1.Организует работу по пройденному материалу.

2. Контролирует выполнение упражнений.

 -Мистер Шерлок Холмс отправил нам второе письмо.

«Вижу, что вы справились с первым заданием, держите второе – вам нужно разобраться, чем отличаются синонимы и антонимы» 

-Чем похожи эти слова?

-Какой сделаем вывод? Какие слова называются синонимами?

-Сравним наши выводы с выводами в учебнике. Прочитайте правило.  С.52

-Прочитайте пословицы.

Дождик вымочит, а солнышко высушит.

-Слова вымочит, высушит – обозначают одно и то же?

-Сделаем вывод. Какие слова называются антонимами?

-Сравним наш вывод с выводом в учебнике.  С. 54

-Составим алгоритм, как различать синонимы и антонимы.

Если слова по своим значениям: ( какие?)

1. одинаковые по значению, но разные по звучанию  

2. то это слова…

3. противоположные

4. то это слова…

Выполняют упражнение в тетрадях.

-родник, ключ;

произносятся по-разному; эти слова обозначают одно и то же

Синонимы – слова, одинаковые по смыслу, но разные по произношению

-нет, у слов разное значение

-антонимы-слова, которые имеют противоположное значение

1. одинаковые по значению, но разные по звучанию

2. синонимы  

3. противоположные

4. антонимы

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей.

Презентация, слайд 6

Презентация, слайд 7

Учебник

Презентация, слайд 8

Учебник

Презентация, слайд 9

Первичное закрепление

Ф, И

Словесный метод( беседа)

Практический метод( упражнение)

Наглядный метод( образец)

Внешний контроль

-Нам пришло 3 письмо.

«Вы справились еще с одним заданием. Держите следующее. Вам нужно выполнить упражнение 73 на странице 56.»

-Откройте учебник на странице 56 упр. 73

-Прочитайте первую часть задания.

-Прочитайте вторую часть задания.

-Разберем первую пословицу.

Вместе тесно, а врозь скучно. Антонимы - вместе, врозь. Вместе, когда все вместе. Врозь, когда все отдельно.

-Спишите 2 пословицы и подчеркните антонимы, как на образце.

-Проверим упражнение.

Дождик вымочит, а солнышко высушит.

Ученье – свет, а неученье - тьма. 

Умел взять, умей и отдать.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

П: анализ.

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей.

Презентация, слайд 10

Учебник

Презентация, слайд 11

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф,И,П

Словесный метод ( инструктаж)

Практический метод( самостоятельная работа)

Взаимопроверка

Внешний контроль

1. Контролирует выполнение работы.

  2. Организовывает самопроверку обучающимися  своих решений по эталону.

-Посмотрим следующее письмо.

«Одно из требований сыщиков – самостоятельность. Вам нужно самостоятельно выполнить задание. 1 вариант – соединить линиями слова- синонимы. 2 вариант – соединить линиями слова – антонимы. Удачи!».

дорога

говорить

холод

огромный

большой

ложь

сказать

путь

неправда

мороз

рассвет

быстро

медленно

злоба

доброта

появиться

глубокий

закат

исчезнуть

мелкий

-Обменяйтесь листочками и проверьте работы. 2 человека к доске.

-Проверьте работы и поставьте оценки.

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки - 3

Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Взаимпопроверка.

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

П: анализ, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Раздаточный материал

Документ – камера

Презентация, слайд 12

Включение в систему знаний

Ф, Г

Словесный метод( беседа)

Внешний контроль

 -Нам пришло еще одно письмо.

«В расследовании бывают такие заминки, когда одному справиться тяжело. Поэтому следующее задание вы выполните в группе.»

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

Задание для 1 группы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 группы.

"Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!" -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.
(B. Берестов. "Мороз")

Задание для 3 группы.

Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.

-1 человек от группы выйдет и подчеркнет синонимы в тексте.

Выполняют работу в группах.

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текста.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 13

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод ( беседа)

Самооценка

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

 -Что такое синонимы? Антонимы?

-Кажется, мы с вами выполнили все задания. Откроем итоговое письмо от Шерлока Холмса.

«Я, Шерлок Холмс и мой друг Доктор Ватсон очень удивлены! Вы справились со всеми испытаниями и теперь знаете, что такое синонимы и антонимы. Вы зачислены в школу юных сыщиков и награждаетесь  значком «Лучший сыщик!»

Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-синонимы – слова, одинаковые по значению, но разные по произношению. Антонимы- слова, противоположные по смыслу.

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Презентация, слайд 14

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Разнородные синонимы"

Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...