Изменение имён прилагательных по падежам и числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Класс: 3

Цель: систематизировать и обобщить знания об изменении имен прилагательных по падежам и числам.

Задачи:

Дидактические: совершенствовать умение применять правило по определению числа и падежа имени прилагательного; закрепить умение писать безударное окончание имени прилагательного;

Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx199.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам и числам

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Класс: 3

Цель: систематизировать и обобщить знания об изменении имен прилагательных по падежам и числам.

Задачи:

Дидактические: совершенствовать умение применять правило по определению числа и падежа имени прилагательного; закрепить умение писать безударное окончание имени прилагательного;

Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре.

Этап урока

Образовательная задача этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Изменение имён прилагательных по падежам и числам

»

Словесный (беседа)

Практический (выполнение упражнений)

Организационный момент:

- Доброе утро, ребята. Сегодня мы начнем наш урок. Повторяйте за мной:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы в этой записи.

Словарная работа.

Игра "Распутай слова".

 Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

1) близких знакомых покупаем сувениры для огромные Мы наших и чемоданы собираем

Мы собираем огромные чемоданы и покупаем сувениры для наших близких знакомых.

2) дорожном теплоходе на скоростном путешествие велосипеде или поезде морском самолете быстром выбираем отправиться в Мы на чем

Мы выбираем на чем отправиться в путешествие: на быстром самолете, скоростном поезде, морском теплоходе, комфортном автомобиле или на дорожном велосипеде.

-Запишите предложения и определите падеж им. прилагательных.

-Как вы думаете, почему я предложила вам составить предложения именно из этих слов?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

-Вы когда-нибудь задумывались, кем бы вы были, если бы жили в другой стране?

-На нашем уроке я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие, чтобы узнать о культуре и быте разных стран. В это путешествие мы отправимся с девочкой, которую зовут Эмма.

- Над какой темой вы работали несколько уроков русского языка? (им. прилагательное)

Эмма еще не проходила это в своей школе, а нам для путешествия это очень необходимо. Вы же хорошо изучили эту тему и на все вопросы сможете ответить, чтобы Эмма смогла отправиться с нами?

-Что называется именем прилагательным? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.)

– Как изменяется имя прилагательное? Назовите морфологические признаки (По родам, падежам, числам)

- Поднимите взгляд на доску. На доске изображён ребус, а в ребусе спрятана тема нашего урока. Подумайте.

Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных в речи

- Тема новая или известная?

- Прочитайте тему нашего урока на слайде (Изменение имен прилагательных по числам и падежам. Обобщение знаний)

- Что значит обобщение? (Обобщение – это сформулированные выводы при анализе явлений и фактов)

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока: обобщить знания об имени прилагательном. Подсказка: использовать слова из темы.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Записывают в тетрадь.

Записывают предложения

Отвечают на вопросы.

Отгадывают ребус.

Знакомятся с темой урока.

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

 Речь учителя;

Презентация;

Речь учителя, доска;

Доска, карточки

Презентация

Карточки

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Актуализируют знания об имени прилагательном;

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

К: Умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

П: Умеют наблюдать, читать, слушать

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Предлагает составить план урока:

-Как вы думаете, что нам необходимо, для того, чтобы реализовать нашу цель?

1) вспомнить правила о том, как изменяются имена прилагательные по падежам и числам;

2) Потренироваться в определении падежа и числа имени прилагательного.

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Маршрутный лист, речь учителя.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

Метод языкового анализа.

-С чего начнем нашу работу? (вспомним правила)

-Как определить падеж имени прилагательного?

-Кто может рассказать нам правило полностью?

C:\Users\Юрий\Desktop\технология\РУССКИЙ\2chast-stranica(83).jpg

-Как изменяется имя прилагательное по числам? (также определяются по числу имени существительного)

Обобщение и систематизация знаний.

Чтобы узнать в какую страну мы попадем сначала, нам нужно выполнить задание.

1) Нужно подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определить число имён прилагательных, выделить окончания. 

(1 ученик на доске)

–Как определить число имени прилагательного? (по имени существительному)

Вспомним алгоритм:

- определить число у имени существительного, с которым согласуется имя прилагательное.

(Какие?) края, (какие?) ……….. дела, (какая?) …………сумка, (какое?) ……….дерево, (какие?) ………. луга, (какой?) ……….. месяц, (какое?) ……….…растение. 

Какой мы сможем сделать вывод? (имена прилагательные изменяются по числам и это непостоянный признак).

-Молодцы! Мы попадаем в Мексику. Здесь можно взобраться на пирамиды Майя, попробовать национальное блюдо мексиканцев-начос с перцем чили, поломать пиньяту на свой день рождения.

2) Задание в парах. Просклоняйте по падежам словосочетание. Выделите окончание имен прилагательных.

И.п. карнавальные костюмы
Р.п._____________(карнавальных костюмов)

Д.п._____________(к карнавальным костюмам)

В.п._____________(карнавальные костюмы)

Т.п._____________( карнавальными костюмами)

П.п._____________( о карнавальных костюмах )

- Как изменяются имена прилагательные? (по падежам)

- С какой частью речи согласуется? (с существительным)

-В каком числе, роде стоит это словосочетание? (в множественном, мужском)

-Как вы думаете, в какую страну мы попадем, если речь идет о карнавальных костюмах? (предположения)

 -Бразилия! Бразильский карнавал, танец самба наполняет всех окружающих ликованием, исполнение на бразильских барабанах производит впечатление, искупаться с друзьями в водах Атлантического океана.

-Чтобы узнать о другой стране, вам нужно выполнить другое задание, но прежде отдохнем.

Физминутка

Что нам осталось сделать, для реализации цели? (Потренироваться в определении падежа и числа имени прилагательного).

Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) Упр. 149 (с. 85).

Прочитайте фразеологизмы.

Объясните их смысл. (Примерный ответ. Жить чужим умом — не иметь собственного мнения; от чистого сердца — от всей души, искренне; по горячим следам — действовать немедленно; сделать на скорую руку — сделать быстро, небрежно; черепашьим шагом — идти медленно; в ежовых рукавицах — в строгости; в добрый час — пожелание удачи.)

—  Выполните задания.

—  Назовите имена прилагательные и их падеж.

—  Как определить падеж имени прилагательного?

—  Прочитайте предложение, которое вы составили.

Мы попадаем в Индию. В Индии можно посмотреть фильмы в Болливуде. Попробовать чечевичный дал (индийский пряный суп-пюре) и чапатти (хлеб, лепешка). Покататься в авторикше (крытый трёхколёсный мотоцикл), помахать обезьянам и коровам на улице.

2) Выполнить синтаксический разбор предложения. (Прост., невосклиц., повеств., распр.) + схема                  

Принакрылась белым снегом гладкая дорога.

Китай: Хобби китайцев- живопись. Каждое утро они практикуют тай-чи. Они любят лодки-драконы и танцы львов. А их любимое блюдо - отвар.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Игра «Кто самый точный?»

(Класс делится на группы. Один ученик (ведущий) показывает предмет (или картинку). Каждая группа стремится как можно точнее описать предмет. Побеждает та группа, которая назовёт больше имён прилагательных и наиболее удачно их употребит.)

В Японии есть собака-роботы.

Люди спят на футоне, складывает лягушек оригами и едят суши из коробки для бэнто.

Участвуют в предложен-ной рефлек-сии.

Рассказывают правила.

Выполняют задание: определяют число и пажед.

Склоняют словосочетания по падежам.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку

Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку

 

Выполняют задание из учебника.

Записывают предложения

Выполняют синтаксический разбор.

Играют в игру.

Участвуют в предложен-ной рефлек-сии. Осуществляют самооценку.

Ф

Ф

Ф

П

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Учебник

Презентация, доска

Карточки

Речь учителя

Презентация

Речь учителя.

Учебник

Речь учителя.

Доска

Контроль

Контроль

Контроль

Взаимоконтрроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Контроль

Знают, что имя прилагательное;

Знают как изменяется имя прилагательное по падежам и числам;

Знают правило определения склонений прилагательных;

Знают окончания имен прилагательных;

Умеют выполнять синтаксический разбор предложения с именами прилагательными;

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Р: Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения.

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

-Какую цель мы поставили на урок?

-Как вы считаете, достигли ли мы ее?

-Что такое имя прилагательное?

-Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- Как определить падеж, число и род имени прилагательного?

Вот и подошел наш урок к завершению путешествия.

- Выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

-Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Презентация, речь учителя.

Контроль

Умеют различать склонения имен существительных.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имён прилагательных по падежам с использованием материалов произведения Е.В.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".

Целью данного урока является формирование умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже....

Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам"

Конспект урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Тема "Изменение имён прилагательных по падежам"...