Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_1.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: открытие нового знания

Класс:

Цель: иметь представление понятие о новой значимой части слова – суффиксе. Уметь находить суффикс в словах.            

Планируемые результаты(предметные): находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке

Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия(метапредметные):

 Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Образовательные ресурсы:

Учитель: технологическая карта, учебник «Русский язык» 3 класс (Канакина В.П), презентация,

Учащиеся: учебник, «Русский язык» 3 класс (Канакина В.П)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Мотивация к учебной деятельности (Организационный этап)

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личном значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Тихонько сели, урок русского языка.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

         Приветствуют учителя и настраиваются на урок

 Записывают число и классная работа

2. Актуализация опорных знаний

Цель: Организация подготовки и мотивация учащегося к выполнению пробного учебного действия, его осуществление и индивидуального затруднения.

3.Организация познавательной деятельности 

Цель: освоение нового знания, способа действий

3.1.  Целеполагание

(выявление места и причин затруднения и постановка цели деятельности)

-Прочитайте предложение, объясните её смысл. Определите, что я записала? (слайд 2 )

Знания делают человека сильным.

-Девизом нашей работы сегодня на уроке будет именно эта пословица

А) Минутка чистописания.

- Вначале урока проведем минутку чистописания.

-А какую букву будем мы сегодня писать на уроке, определите сами

В слове «знания» эта буква обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый звук.

Показывает образец письма на доске.

-Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните мягкие согласные двумя чертами, подчеркните грамматическую основу, укажите над словами части речи, охарактеризуйте предложение.

-Назовите окончания в словах предложения

Б) -Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, кто был самым

внимательным на прошлых уроках. (слайд 3 )

- Какие части слова вы знаете?

- Кто мне скажет, что такое корень?

- Как найти корень в слове?

- Что такое окончание?

-Как найти окончание?

- Что такое приставка?

-Как найти приставку?

В) Повторение изученного. Устно. (слайд 4 )

-Прочитайте слова

-Как называются все эти слова?

-Назовите общую часть во всех словах?

-Назовите слова, где есть приставка?

-Выделите окончания в словах.

Г) Прочитайте стихотворение, найдите однокоренные слова и выпишите их

(слайд 5)

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

(С.Я. Маршак)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень и окончание.

- В каких словах остались части слова не выделенные?

- Обозначьте эту часть слова острым уголком^.

-

Д) Шифрограмма: (слайд 6)

-А вот как называется острый уголок, мы с вами сейчас и выясним!

-Расшифруете шифрограмму-кругограмму.

Ключ: читать по ходу часовой стрелки, через букву, начиная с выделенной. (Приложение 1)

— Это суффикс.

-Сегодня мы познакомились с новой частью слова.

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Какие задачи поставим перед собой? (слайд 7)

- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? (суффикса)

-Это одинаковые слова или разные?

-Где находится суффикс: перед корнем или после корня?

 - Ребята, а как вы думаете, что такое суффикс?

- Для чего он служит?  Где он стоит?

- Да, верно, суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. (слайд 8)

Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл.

Учащиеся определяют, что это буква «з».

Работают в тетрадях.

Один ученик комментирует.

Корень - главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Окончание – изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и в предложении.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

Приставка - значимая часть слова, стоящая перед его корнем, и служит для образования слов.

Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой, часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

Дети отвечают на вопрос

Дети устно отвечают на вопрос

Называют однокоренные слова и выписывают их.

Учащиеся обобщают по грамматическим признакам.

Учащиеся выделяют корень и окончание

Ёж, ежиха, ёжик.

- Отгадывают шифрограмму

Формулируют цель урока.

-Что такое суффикс?

- Узнаем, что такое суффикс?  Как его находить в слове?

3.2.  Открытие нового знания

3.3.  Первичное закрепление

ФИЗМИНУТКА

3.4.  Самостоятельная работа (работа в парах с самопроверкой по эталону и самооценкой, реализация нового способа действия; рефлексия достижения цели)

3.5.  Повторение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания)

- Молодцы! А теперь послушайте сказку (слайд 9)

А) Жили-были Добрый и Злой Суффиксы. Добрый Суффикс не мог терпеть зла и делал только добрые дела. Ко всем он обращался ласково, например: Лена –Леночка, звезда-звёздочка. Все к нему приходили за сочувствием. Злой Суффикс делал плохие дела, он всех оскорблял, любил скандалить, никого не уважал. Все от него убегали. Однажды приключилась такая история. Злой Суффикс оскорбил девочку Аню, он назвал её некрасивым оскорбительным именем и сказал, что это имя она будет носить всегда. Девочка сидела и плакала. Ей было стыдно возвращаться домой. Об этом узнал Добрый Суффикс. Он поспешил прийти на помощь Оле и приласкал бедную девочку. Она сразу повеселела и стала Олечкой.

 Прошло несколько дней, и об этом узнал Злой Суффикс. Он собрал свою армию и пошёл войной на Доброго Суффикса. Долго ли, коротко ли они воевали, но война закончилась между Добрым и Злым Суффиксами.

 В результате этой войны они разделились на Городок и Городище. В Городке царили доброта, вежливость и забота. А из Городища всегда слышались плач и крики.

-Какой суффикс появился в слове Оля и Олечка, Лена и Леночка, Звезда и звёздочка, Городок и Городище.

Вывод: Суффикс служит для образования новых слов.

Б) Минутка отдыха (слайд 10)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Б) Открываем учебник. Знакомство с правилом с. 89-90 (слайд 11)

- Давайте прочитаем правило на странице 89-90.

- Так что же нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

В) Работа по учебнику с. 89, упр.165 (выполняют задание под руководством учителя, письменно)

-Сейчас я предлагаю открыть учебник на странице 89 и выполнить упражнение под номером 165

- Прочитайте и запишите слова в строчку, выделите все части слова.

-Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?

Г) Упр.166 с. 90 (устно) (слайд 12)

- Сейчас давайте выполним упражнение 166 на странице 90.

- Прочитайте текст.

- О каком городе в нем говориться?

- Как называют жителе города Твери? Чем они славились?

-Как называют жителей нашего города? (Саратовцы, саратовчане, саратовчанка, саратовец)

-Работа у доски.  Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень, суффиксы –ич-, -ск- и окончание.

-  В каких еще словах есть суффикс –ск-?

Ё) Работа в парах с проверкой (слайд 13-14)

- А теперь я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. Вам нужно обозначить в словах суффикс. (Работа на листочках)

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

-Назовите суффиксы

 

- Что такое суффикс?

- Как найти суффикс в словах?

Слушают сказку учителя.

Дети отыскивают в словах суффиксы

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Открывают учебники, читают правило

Суффикс

Отвечают на вопрос

Выполняют упражнения

- Людей, которые живут в этом городе

По очереди выходят к доске и выписывают однокоренные слова и выделяют корень и суффикс (Тверь, тверичи, тверские)

- Русский, конский

Выполняют задание в парах

 Читают слова, выделяют суффиксы в словах

4. Рефлексия учебной деятельности

(рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности)

-С какой частью в слове познакомились на уроке? (слайд 15)

-Чему учились на уроке?

- Откройте дневники и запишите домашнюю работу:

1. выучить правило на странице 89 - 90, выполнить упражнения 167 на странице 90

(слайд 16)

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора».  Поднимите тот цвет, который соответствует вашей работе на уроке. (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного)

Записывают домашнее задание

Оцениваю свою работу на уроке

Приложение 1

 

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Лесник, хлебное, берёзонька, лапки, глиняный, вазочка, сварщик, жемчужина, травушка.

Самоанализ

Урок русского языка проведен в 3 «Б» классе 17.11.2022 года.

Тема данного урока: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: Иметь представление понятие  о новой значимой части слова – суффиксе. Уметь находить суффикс в словах.

Для реализации цели я использовала следующие методы: Создание ситуации успеха, беседа, использование игр, упражнение, рассказ, работа по учебнику.

Личностные УУД формировались на этапах: мотивация к учебной деятельности,  открытие нового знания, на рефлексии  при помощи методов: создание ситуации успеха,  беседа, самооценка.

Регулятивные УУД формировались на этапах: целеполагание, на самостоятельной работе при помощи методов: создание ситуации успеха, самостоятельная работа, рассказ,

Коммуникативные УУД формировались на этапах:  актуализации опорных знаний, на этапе целеполагания, на этапе повторение в систему знаний при помощи методов: игра, беседа

Познавательные УУД формировались на этапах: первичное закрепление работа по учебнику, упражнение.

Учебное сотрудничество учеников прошло успешно. Дети были активны в течении всего урока и с интересом выполняли предложенные учителем задания. Для предупреждения переутомляемости учащихся была проведена физминутка.

Структура урока соответствует возвратным особенностям учащихся. Этапы урока были последовательны и взаимосвязаны. Дети были включены в учебную деятельность. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланируемый объем урока выполнен. Цель урока достигна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...

Технологическая карта урока «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»

Технологическая карта урока по русскому языку. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. «Как найти в слове окончание?» (3 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Как найти в слове окончание?» Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация знаний об окончании в слове, о построении предложений, связывая слов...