Окончание
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Южакова Екатерина Валерьевна

Учебная презентация по русскому языку
УМК «Начальная школа XXI века (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchanie_kak_chast_slova.doc57 КБ
Файл okonchanie.pptx139.39 КБ

Предварительный просмотр:

УМК – «Начальная школа 21 века».

Тема урока – «Окончание как часть слова».

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока- Дать понятие окончание как изменяемая часть слово;

Научить находить окончание путем изменения формы слова;  Выделять окончания в словах.

Планируемые результаты:

а) предметные –  умение находить и выделять окончание как часть слова;

б) метапредметные –

  • познавательные – работать с информацией, обобщать полученные   результаты;
  • регулятивные – ставить перед собой цель под руководством учителя.
  • коммуникативные – высказывать своё мнение, слушать и понимать других; умение работать в парах.

в) личностные –  познавательный  интерес к новому учебному материалу.

Оборудование:

  • проектор
  • компьютер
  • раздаточный материал (листочки с распечатанными кроссвордами)
  • компьютерная презентация
  • учебник «Русский язык. 2 класс», авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Этап урока

Содержание урока

Методы и формы.

УУД

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что, время не теряем

И работать начинаем.

- Садитесь за парты.

Фронтальная, словесная

Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.

(На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок.)

-Прочитайте слова.

-Как мы можем назвать их одним словом? -Однокоренными (родственными).

-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными? -У них есть общая часть, и они близки по смыслу.

- Запишите число. Классная работа. Пропишите пожалуйста эти слова в тетрадь.

-Найдём и выделим корень в этих словах. - Корень лес (обозначают дугой). Составьте словосочетание со словом лес.

Какое у нас сейчас время года? –Осень.

- Значит лес у нас будет?

- Осенний.

-Запишите данное словосочетание и выделите в нем орфограммы. (Орфографическая работа)

- Что вы помните об этой части слова «корень»? - Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.

Фронтальная, словесная

Познавательные логические УУД:

3. Целеполагание

-Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части? - Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем.

- А хотите узнать?

- Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Откройте учебники на странице 68. Прочитайте текст «Чашка». Выпишите слова в тех формах, в каких оно стоит в тексте. Подумайте, почему слово чашка изменило свою форму 4-е раза? Изменилось ли при этом значение слова? ( Изменяется окончание).

Фронтальная, практическая , словесная.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

4.Изучение нового материала.

- Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

 Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

 - Нужно знать, где находится окончание в слове.

- Нужно знать, как обозначают окончание в слове.

- Нужно знать, зачем нужно окончание.

-Верно.

(На доске учитель вешает 4 вопроса:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?)

На эти вопроса мы постараемся найти ответы.

- На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас? - На первый вопрос: «Где стоит окончание в слове?»

Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.

-Верно. Окончание стоит на конце слова.

Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.

-Выделим общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком. (В тексте «Чашка»)

-Ребята, а зачем мы меняли окончания? - Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.

Фронтальная, словесная, практическая,наглядное

Ругулятивные УУД

Познавательные УУД

5.Физминутка.

Продолжение изучение нового материала.

Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор. (На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. Неверный ответ исчезает.)

Уберите неверный ответ и оставьте верный.

1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.

2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.

3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.

4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.

- Откройте учебники на странице 70. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом. Вывод в учебнике совпал с нашим выводом.

- Выполним упражнение № 2 из учебника (устно) работаете в парах, каждый объясняет по 2 группы слов.

Формы какого слова даны в каждой группе? - Дети читают. (Дается инструкция на слайде)

Берёзу, берёзы, берёзой, о берёзе, берёзами, берёзам – это не разные слова, Это всё формы одного слова «берёза».

Гриба, грибу, грибом, о грибе, грибы, грибами – это формы одного слова «гриб».

Ежа, ежу, ежом, о еже, ежи, ежами, о ежах – это формы одного слова «ёж».

Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные – это не разные слова. Это формы разные формы одного слова «лесной».

- Слово одно – а формы разные. Для чего они нужны? - Чтобы предложения были складными. Для связи слов в предложении.

Фронтальная, групповая работа, словесная, практическое,

-

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

6.Закрепление изученного материала.

- Выполните самостоятельно упражнение № 3.

Прочитай. Сколько форм слова сад встречается в тексте? Спишите весь текст. Найдите в нем формы слова сад. Подчеркни одной чертой часть слова, которая не меняется, а двумя – ту часть, которая меняется.

(Осенний сад опустел. Не слышно в саду птиц. Собраны дары сада. Но как красивы осенние сады! Деревья садов в золотом уборе. Садам нужна забота. Тогда в садах будет большой урожай. Давайте охранять наши сады!)

Выписывают: сад, саду, сада, сады, садов, садам, садах.

Фронтальная, словесная, практическая

Познавательные

Регулятивные УУД:

7. Подведение итогов. Рефлексия

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? (Да.) Давайте ещё раз на них ответим.

(На доске)

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?)

- Что запомнилось вам на уроке?

Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»

Что показалось на уроке трудным?

Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?

Об этом мы поговорим на дальнейших уроках.

Фронтальная, словесная

Регулятивные УУД

8.Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 4. В нём нужно будет выделить окончания у слова  зима.

- Как вы это будете делать? Как найдёте окончание? - Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание.

Фронтальная, словесная, наглядное

Регулятивные УУД:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная презентация по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века (2 класс) Южакова Екатерина Валерьевна Учитель начальных классов МБОУ «СШ№8» г. Нижневартовск.

Слайд 2

лесник, лесной, лесочек, перелесок

Слайд 3

Тема урока: «Окончание как часть слова»

Слайд 4

План урока

Слайд 5

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов. Окончание не входит в основу слова. В словах обозначают квадратом.

Слайд 6

1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова. 2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова. 3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов. 4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратом / треугольником. Тест

Слайд 7

Инструкция по выполнению в паре Упражнения № 2 1. Внимательно прочитать упражнения № 2. 2. Разделить задание по вариантам. (1 и 2 строчку делает- первый вариант, 3 и 4 строчку – второй вариант). 3. Определить формы какого слова даны в каждой группе. 4. 1 вариант объясняет 2 варианту свой строчки, другой слушает и оценивает его. Затем 2 вариант объясняет 1 свой строчки.

Слайд 8

Осенний сад опустел. Не слышно в саду птиц. Собраны дары сада. Но как красивы осенние сады! Деревья садов в золотом уборе. Садам нужна забота. Тогда в садах будет большой урожай. Давайте охранять наши сады!

Слайд 9

Продолжите предложения: «Теперь я знаю….» «Теперь я умею…»

Слайд 10

Учебник «Русский язык. 2 класс», авторы С.В.Иванов , А.О.Евдокимова Сизова Светлана Юрьевна опорный конспект ( https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/06/15/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-okonchanie-kak-chast-slova ) Фоновое изображение ( https://www.google.ru ) Использованная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Окончание. Роль окончания в предложении.

Первый урок русского языка по теме "Состав слова" в 3 классе по УМК "Школы России с использрванием ЭОР по теме "Состав слова", целью которого является ознакомление с окончанием и его ролью в предложен...

Окончание. Роль окончания в предложении.

Урок русского языка в 3 классе.Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении» Задачи:развивать логическое мышление, словарный запас, вним...

Окончание. Роль окончания в предложении.

Урок русского языка в 3 классе.Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении» Задачи:развивать логическое мышление, словарный запас, вним...

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

Окончание. Понятие о нулевом окончании

Цель: закрепить умение определять окончания в словах...

Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".

Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....