Урок русского языка в 3 классе по теме: "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пашухина Ирина Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Синонимы и антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sinonimy_antonimy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Русский язык 

Класс: 3

Тема урока:  «Синонимы  и  антонимы»

Цели урока: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, выявить их особенности, определить, какую роль они играют в речи и каковы правила их употребления.

Задачи урока:

1) расширять представления учащихся об антонимах и синонимах; развивать умение наблюдать за словами, противоположными и близкими по смыслу, подбирать их в зависимости от контекста, грамотно использовать в речи,

2) формировать умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать себя, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать; сравнивать, обобщать, делать выводы,  

3) прививать стремление к познанию, трудолюбие, воспитывать у учащихся чувство товарищества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для учащихся, презентация к уроку.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Метапредметные результаты

- Познавательные УУД: формировать умение и навык подбирать и использовать в речи синонимы и антонимы, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

- Регулятивные УУД: понимать и применять задачи урока; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

- Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты: формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания приставок и верному их употреблению в устной речи как показателю личной образованности и культуры речи, создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету, формировать чувство товарищества и взаимовыручки.

 

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас гости. Давайте поприветствуем их.

- Я хочу, чтобы у вас был рабочий настрой и уверенность в своих силах, тогда у нас всё получится! Тихо сели.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

2. Минутка чистописания.

- Запишите число, классная работа. (Слежу за посадкой)

- Отгадайте загадку

Пришла без красок 
И без кисти, 
И перекрасила все листья.  (осень)

- Назовите лексическое значение слова осень.

- Что такое лексическое значение слова?

- Отгадайте букву из данного слова, которую мы  будем писать.

 -Эта буква обозначает парный глухой и  мягкий согласный звук.(Сс)

 - Напишите, не нарушая закономерности.

Сс Ссс Сссс Ссссс

Подберите изученные словарные слова на данную букву.

Сорока, собака, сапоги, суббота. Записывают на доске по очереди.

3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Инсценировка детьми.

1 мальчик - Я такой быстро сделал все уроки!

2 мальчик - Да? А я медленно работал.

1 мальчик - Такой весёлый рассказ сочинил!

2 мальчик - А я – грустный.

1 мальчик - Ты что так печалишься?

2 мальчик - А ты что так радуешься?

1 мальчик - А что это мы все время с тобой спорим? Быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

2 мальчик - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой. Но всё равно мы с тобой друзья, товарищи.

 - Ребята, как по-другому можно назвать слова-спорщики? (антонимы)

 - Несмотря на то, что эти мальчики всё время спорят, они всё же кто? (друзья-товарищи)

 -Как называются эти слова?(синонимы)

(Пока идет сценка, учитель вывешивает слова на доске: быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься, друзья – товарищи)

 - Догадались, о чем сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1

Формулируется совместно с детьми цель: изучить близкие и противоположные по смыслу слова, выявить, какую роль они играют в речи.

 - Что вы уже знаете о таких словах? ( Слова, близкие по смыслу, – синонимы.

Слова, противоположные по смыслу, - антонимы)

Давайте вернёмся к нашим словам и понаблюдаем за ними.

- Чем различаются пары слов?

- На какой вопрос они отвечают?

- Какой частью речи являются?

- Как звучат?

- Как пишутся?

 Вывод. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы – это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Слайд 2

- Запишите сначала антонимы, затем синонимы.

3) Гимнастика для глаз.

закройте глаза – откройте ( 2раза),

 посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

 посмотрите далеко - близко ( 3 раза).

- Кто  был внимателен  какие антонимы я вам назвала?

4.  Работа по теме урока.                                        

1) Поиск антонимов и синонимов (2 ученика работают у доски, остальные на карточках)

- Соедините стрелочкой  1 столбик, 2 столбик – антонимы, 3столбик, 4 столбик – синонимы)

начало            старость                                               красный            врач

весёлый         разрушать                                             плакать            шалун

строить          грустный                                              доктор               алый

молодость      конец                                                    озорник           реветь  

 

Проверка.

2)   Подбери антонимы к выделенным словам.

  • В книге есть вопросы и ______.
  • Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.
  • Живут в соседстве ______ и  радость.                        Слайд 3
  • Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.

- Запишите антонимы (слежу за посадкой)

Взаимопроверка.

Проверка на интерактивной доске.

- Повторите. Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы?

- Они помогают сравнивать и сопоставлять, а значит, делают нашу речь точной, выразительной, интересной.

  3) Физминутка 

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

 4) - Запишите слова парами, найдите лишнее слово.

ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)

АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ

ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК                                    Слайд 4

- Будут ли эти слова синонимы? Почему?

(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)

- Повторите. Что такое синонимы?

- Какую роль играют синонимы? ( Делают нашу речь более точной, разнообразной, выразительной, яркой. Помогают избежать повторов слов).

5)Работа в группах.

«Заполни таблицу»

слово

синоним

антоним

огромный

друг

радостная

Проверка на доске

V. Подведение итогов.

 Нам с тобой пришел черед 
Сыграть в игру «
Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь 
…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(
близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь 
…(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты 
…(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты 
…(храбрец).

Теперь
Начало я скажу.
Ты отвечай
Конец!

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

VI. Рефлексия.

      -    Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листочки. Если вам сегодня все удавалось, хорошо справлялись со всеми заданиями поднимите желтый листочек, если что-то не получалось - зеленый, ну а если совсем было трудно – красный.

VII. Задание на дом.

      С.42 выучить правило,  с.44 упр.73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...

Урок русского языка 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Имя прилагательное. Антонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли ант...