Урок русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение и употребление в речи.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Ентальцева Ирина Леонидовна

Данная разработка содержит технологическую карту урока русского языка для 2 класса УМК "Школа России" по теме: "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи", наглядный и раздаточный материал, презентацию. В ходе урока открытия нового знания ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что помимо изученных ими частей речи, имени существительного, имени прилагательного и глагола, в русском языке есть интересная часть речи, которая не называет предмет, а лишь указывает на него. Учащиеся узнают, что эта часть речи имеет своё название, пришедшее из греческого языка, а также научатся правильно употреблять местоимение в речи. На уроке ребята не просто прочитают правило, но и смогут потренироваться его применять в различных заданиях, которые смогут выбрать себе сами. К уроку разработаны оценочные листы, где учащиеся по ходу урока отмечают уровень прохождения каждого этапа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Ентальцева Ирина Леонидовна

ОУ: ГБОУ СОШ №217

Класс: 2А

УМК: Школа России

Предмет: русский язык

Тема: «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.

Задачи:

  • создавать условия для определения местоимения как части речи,
  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи,         
  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Используемые приемы оценивания: самооценивание, взаимооцениваие, рефлексия.

Технологии: проблемная, здоровьесберегающая.

Планируемые результаты

Предметные

  • формирование представлений

о местоимении, как части речи;

  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные

Регулятивные

самостоятельно определять учебную задачу;

планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимениия

Коммуникативные УУД: 

Оформлять свою мысль в устной речи, формулировать высказывание, сотрудничать, слушать мнение других.

Личностные

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке в роли контролёров.
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал: карточки-задания (индивидуальные и для работы в паре), оценочные листы, наглядный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их кивком головы.

А теперь проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

На партах также лежат листы с заданиями. С ними будете работать только по сигналу учителя.  

Приветствуют учителя и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу на уроке.

  1. Мотивация к деятельности

Рассмотрите карточки зелёного цвета. Это оценочные листы. На них при помощи знаков «!», «+», «-» во второй колонке вы будете оценивать выполнение заданий.

Вспомните и назовите критерии оценивания.

В конце урока листы оценивания помогут определить, что удавалось выполнить хорошо, а где нужно ещё потренироваться.

Также вы будете оценивать своё настроение в начале и в конце урока в тетради при помощи смайликов:

Улыбающееся лицо без заливкиВесёлый смайлик – готов работать, рад стараться!

Нейтральное лицо (без заливки)Серьёзный смайлик – мне всё равно.

Печальное лицо без заливкиГрустный смайлик – чувствую тревожность, нет желания работать.

Правильность устных ответов будем оценивать при помощи хлопка. Язык жестов

Ну а девиз нашего сегодняшнего урока, следующий:

С малой удачи начинается большой успех.

Слайд № 1.

Рассматривают лисы оценивания.

Вспоминают критерии с опорой на наглядность.

  1. Актуализация необходимых знаний

Итак, поехали! Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа».

При письме сидим прямо, локти лежат на столе, тетрадь наискосок.

Подчеркните орфограммы.

Назовите орфограммы, которые вы подчеркнули.

Это начало урока, а значит, напротив даты на полях нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение на данный момент.

К девизу мы ещё вернёмся в конце урока, ну а сейчас вспомним, какую большую тему мы изучали на уроках русского языка в последнее время.

С какими частями речи вы познакомились?

Что вы о них можете рассказать? Приведите примеры каждой части речи.

Проверим, насколько правильно вы умеете определять части речи в словах. Следующее задание выполните письменно в тетради.

Я буду читать предложения, вы - записывать слова:

1 ряд – только имена существительные.

2 ряд – только имена прилагательные.

3 ряд – только глаголы.

Слова записываете в строчку. Первое слово – с большой буквы, остальные, через, запятую, с маленькой.

Сели правильно, приготовились:

Наступила тёплая весна. Светит яркое солнышко. Стоят чудесные деньки. Журчит светлый ручей. Щебечут лесные птицы.

Проверяем себя. Возьмите ручку с зелёной пастой или простой карандаш, если записана подходящая часть речи – над словом ставите «+», если записали не ту часть речи «-», если не хватает какого-либо слова, тоже «-» в строке.

Имена существительные зачитывает…

Имена прилагательные - …

Глаголы - …

Подсчитайте количество «+». Оцените себя на оценочном листе.

Теперь подчеркните известные вам орфограммы. Проверьте.

Слайд №3.

Записывают:

                        

24 апреля.

Классная работа.

- В слове «апреля» подчёркиваем безударный гласный «а», не проверяемый ударением. В слове «классная» - удвоенный согласный «с», в слове «работа» - безударный гласный «а» в первом слоге.

- Изучали большую тему «Части речи».

- Познакомились с именем существительным, с именем прилагательным и глаголом. (Рассказывают о частях речи: что обозначают и на какие вопросы отвечают. Приводят примеры слов на каждую часть речи. Правильность высказывания остальные оценивают хлопком)Язык жестов

Записывают определённые части речи.

1 ряд: Весна, солнышко, деньки, ручей, птицы.

2 ряд: Тёплая, яркое, чудесные, светлый, лесные.

3 ряд: Наступила, светит, стоят, журчит, щебечут.

1 ряд: Весна, солнышко, деньки, ручей, птицы.

2 ряд: Тёплая, яркое, чудесные, светлый, лесные.

3 ряд: Наступила, светит, стоят, журчит, щебечут.

  1. Определение цели и задач урока.

Ну а следующее задание будете выполнять в паре с соседом.

Вспомним правила работы в паре.

На партах лежат карточки розового цвета. Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке.

Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно.

Как вы думаете, кто же этот «он»?

Почему у вас разные ответы?

Я зачитаю продолжение истории:

Вечером к Антону пришёл в гости его друг, и мальчики играли вместе с котёнком Барсиком.

Итак, как вы догадались, это был…

Запишите предложения (под диктовку):

Котёнок ждал. Он ждал.

Подумайте вместе с одноклассником и укажите над словами известные вам части речи. Если не можете определить часть речи или сомневаетесь, то просто подчеркните слово.

(во время обсуждения в парах частей речи учитель записывает предложения на доске в качестве образца и для дальнейшей работы)

Итак, какое слово является глаголом? Что обозначает глагол?

Какое существительным? Что обозначает существительное?

Есть ли слово, в котором вы сомневаетесь? Почему?

Поднимите руку, кто считает, что слово не относится ни к одной известной нам части речи.

Как вы думаете, что новое будем узнавать сегодня на уроке?

Какая будет цель сегодняшнего урока?

Какие задачи поставим перед собой?

Задачи:

  1. Узнать, как называется новая часть речи, и что она обозначает.
  2. Научиться определять эту часть речи.
  3. Правильно применять её в речи.

Слайд №4.

Что нам может в этом помочь?

…и ваши рассуждения.

Читают правила работы в паре.

Читают текст.

Один из учащихся читает текст вслух.

- Возможно, это котёнок, хомячок, щенок…

- В тексте не говорится конкретно, кто это.

Слушают, делают вывод.

- …котёнок.

Записывают предложения.

- Ждал (глаг.) Действие предмета.

- Котёнок (сущ.) Предмет.

- Он (?) Не обозначает какой-то конкретный предмет.

Поднимают руку.

- Цель урока: познакомиться с новой частью речи.

- Задачи:

1.        Узнать…

2.        Научиться…

3.        Применять…

- Нам может помочь учитель, информация в учебнике, разные здания.

  1. Организация познавательной деятельности

Будем рассуждать. Какую часть речи заменило нам слово «он»?

Заменило, т.е. стало вместо имени существительного.

Запишем: Он – котёнок.

Предположите, какое можно было бы дать название такой части речи?

Посмотрим, кто из вас оказался прав?

Слайд №5.

Итак, как же называется часть речи, с которой мы знакомимся сегодня? Можем надписать её над словом «он» в предложении «Он ждал».

Откроем учебники на стр. 101 -102. Прочитайте название темы.

Прочитайте правило (про себя).

Что вы можете рассказать про местоимение?

Приведите примеры местоимений.

Физминутка

Придумайте предложение с местоимением. Назовите местоимение.

Выполним упражнение 173. Прочитайте задание. Выполните письменную часть задания в тетради.

Поменяйтесь тетрадью с соседом. Оцените на полях. Перенесите отметку соседа в свой оценочный лист.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Молодцы. А есть те, кто допустил ошибку?

Ошибку допустила я. Посмотрите на экран. Всё ли вам нравится в записях?

Слайд №6.

  1. Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.
  2. Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу.
  3. Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.

Замените повторяющееся имя существительное.

Проверим, стало ли правильно?

Запишите любую понравившуюся пару предложений в тетрадь. Подчеркните местоимения. Проверьте себя по образцу. Поставьте отметку в оценочном листе.

Слайд №6.

Сделайте вывод, какую роль местоимения играют в речи?

Итак, название новой части речи узнали, примеры местоимений привели, вывод о значении местоимений сделали. Что будем делать теперь?

У вас на столе лежат листы бледно-жёлтого цвета с разными заданиями. Первое задание – самое лёгкое: нужно прочитать загадки, записать отгадки, подчеркнуть местоимения.

Второе задание – чуть сложнее: вставить в предложения пропущенные местоимения.

Третье задание – сложное: придумать небольшой (3 – 4 предложения) текст на тему: «Мой лучший друг», используя местоимения.

Самостоятельно оцените свою работу на оценочных листах.

Время выполнения – 5 минут.

- Слово «он» заменило имя существительное.

Записывают: Он котёнок.

Предполагают, как можно было бы назвать такую часть речи.

Читают историческую справку.

- Часть речи – местоимение.

Надписывают часть речи (мест.)

Читают название темы, правило.

- Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

- Я, ты, он, она, они, мы, вы.

- Я пошёл в школу. Мы играли в прятки. Он пил сок.

Выполняют упражнение. Оценивают соседа. Заполняют оценочный лист.

- Существительное повторяется дважды. Его необходимо заменить во втором предложении каждой пары.

- Местоимения делают нашу речь разнообразной, позволяют избежать повторов.

- Будем тренироваться определять местоимения, находить их, правильно употреблять в речи.

Выбирают задания, выполняют их.

  1. Рефлексия деятельности

В начале урока мы поставили с вами следующие задачи:

1.        Узнать, как называется новая часть речи, и что она обозначает.

2.        Научиться определять эту часть речи.

3.        Правильно применять её в речи.

Слайд №7.

Удалось ли нам достичь цели урока и выполнить поставленные задачи? Если да, то расскажите, что вы узнали о новой части речи.

Сегодня вы прошли множество испытаний. И теперь пришло время оценить свои старания. В течение урока вы оценивали себя за каждое выполненное задание в оценочных листах. Теперь поставьте себе общую оценку в самом низу: сначала подсчитайте количество «!», «+», «-». Каких знаков оказалось больше? Достигли цели урока? Да или нет.

В тетрадях на полях напротив последнего задания поставьте смайлик: какое настроение у вас к концу урока?

Дети озвучивают целостный образ местоимения как части речи, его роль в речи.

Обучающиеся оценивают результаты своей работы.

  1. Подведение итогов урока.

Наш урок подошёл к концу.

Вспомним, какой же девиз был в начале урока?

Слайд №8.

С малой удачи начинается большой успех.

Сегодня вы удачно поработали, я вами довольна. Желаю вам дальнейших успехов в освоении русского языка! Спасибо за работу на уроке.

8. Домашнее задание

Учебник, с. 101 учить правило, упр. 171.

По желанию: придумать загадки, содержащие местоимения.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С малой удачи начинается большой успех! Девиз урока:

Слайд 2

1 ряд: В е сна, солнышк о , д е н ь ки, ручей, птицы. 2 ряд: Тёпл ая , ярк ое , чу десные, светлый, л е сные. 3 ряд: Наступила, свет ит , ст о ят, журчит, щ е бе чу т.

Слайд 3

Цель урока: познакомиться с новой частью речи.

Слайд 4

Задачи урока: 1. Узнать, как называется новая часть речи. 2. Научиться определять её в словах. 3. Применять в своей речи правильно.

Слайд 5

Это слово заимствовано из старославянского языка. В этом древнем языке оно было создано по образцу греческого слова « антонимиа », которое возникло способом сложения слов «анти», что значит « вместо », и « онима », которое переводится как « имя ».Так появилось в русском языке слово « место имени е».

Слайд 6

1. Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад. 2. Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу. 3. Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.

Слайд 7

1 . Ёж нашёл гриб. Он был очень рад. 2. Орлы парят над землёй. Они высматривают добычу. 3. Оса летает над вареньем. Она хочет полакомиться.

Слайд 8

Цель урока: познакомиться с новой частью речи. Задачи урока: 1. Узнать, как называется новая часть речи. 2. Научиться определять её в словах. 3. Применять в своей речи правильно.

Слайд 9

С малой удачи начинается большой успех!

Слайд 10

Домашнее задание: Учебник, стр. 101 учить правило, упр. 171. По желанию: придумать загадки, содержащие местоимения, записать в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке.

Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно.

Кто же этот «он»?

Карточка 1.

Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке.

Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно.

Кто же этот «он»?

Карточка 1.

Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке.

Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно.

Кто же этот «он»?

Карточка 1.

Прочитайте текст, подумайте, о ком идёт речь. Своё предположение запишите под текстом в нижней строке.

Его на день рождения подарили Антону. Мальчик ухаживал за ним, играл с ним, разговаривал с ним, как со своим другом. После уроков Антон всегда торопился домой, чтобы снова увидеть его. А он ждал своего друга, поглядывая на дверь, будто хотел рассказать, как ему было одному грустно.

Кто же этот «он»?



Предварительный просмотр:

Карточка 2.

ФИ ученика  

Задание 1.

Прочитай загадки, запиши отгадки. Подчеркни местоимения.

Он надутый такой,

Бьют его рукой, ногой.

Не грустит он и не плачет,

Только прыгает и скачет.

Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу.        

Она хвостиком виляет,

Хоть зубаста, но не лает.

 Задание 2.

Вставь пропущенные местоимения.

Вечером           читаем сказки. Что         вырезает из бумаги? А         

умеете так вырезать? Какую задачу         решают. Завтра         пойду в библиотеку.

 Задание 3.

Придумай небольшой (3 – 4 предложения) текст на тему: «Мой лучший друг», используя местоимения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика        

!  +  -

1.

Знаю части речи и умею их определять.

2.

Умею соотносить имена существительные с местоимениями.

3.

Умею заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями.

4.

Задание 1. Умею находить местоимения в тексте.

Задание 2. Умею подбирать подходящие по смыслу местоимения.

Задание 3. Могу составить текст, используя подходящие местоимения.

Количество «!»                Молодец! Всё правильно!

Количество «+»   Ещё потренируйся!

Количество «-»    Нужно всё повторять.

Достиг цели урока: да

                                  нет

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика        

!  +  -

1.

Знаю части речи и умею их определять.

2.

Умею соотносить имена существительные с местоимениями.

3.

Умею заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями.

4.

Задание 1. Умею находить местоимения в тексте.

Задание 2. Умею подбирать подходящие по смыслу местоимения.

Задание 3. Могу составить текст, используя подходящие местоимения.

Количество «!»                Молодец! Всё правильно!

Количество «+»   Ещё потренируйся!

Количество «-»    Нужно всё повторять.

Достиг цели урока: да

                                  нет

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика        

!  +  -

1.

Знаю части речи и умею их определять.

2.

Умею соотносить имена существительные с местоимениями.

3.

Умею заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями.

4.

Задание 1. Умею находить местоимения в тексте.

Задание 2. Умею подбирать подходящие по смыслу местоимения.

Задание 3. Могу составить текст, используя подходящие местоимения.

Количество «!»                Молодец! Всё правильно!

Количество «+»   Ещё потренируйся!

Количество «-»    Нужно всё повторять.

Достиг цели урока: да

                                  нет

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика        

!  +  -

1.

Знаю части речи и умею их определять.

2.

Умею соотносить имена существительные с местоимениями.

3.

Умею заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями.

4.

Задание 1. Умею находить местоимения в тексте.

Задание 2. Умею подбирать подходящие по смыслу местоимения.

Задание 3. Могу составить текст, используя подходящие местоимения.

Количество «!»                Молодец! Всё правильно!

Количество «+»   Ещё потренируйся!

Количество «-»    Нужно всё повторять.

Достиг цели урока: да

                                  нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"

Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...