«Части слова. Порядок разбора слова по составу» 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Цели: предметные: • систематизировать знания о частях слова, • закрепить умения разбирать слова по составу. метапредметные: • создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения) • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности • создать условия для формирования познавательных универсальных действий(преобразование письменной информации в знаковую) личностные: • создать условия для формирования гражданской сознательности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе  «Части слова. Порядок разбора слова по составу»

Цели: предметные: 

  • систематизировать знания о частях слова,
  • закрепить умения разбирать слова по составу.

         метапредметные:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий(преобразование письменной информации в знаковую)

        личностные: 

  • создать условия для формирования гражданской сознательности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

Добавим бодрости немного 
К уроку будет нам подмога.

Пусть день начнётся с доброты, 
Не с суеты и маяты, 
Пусть будет больше теплоты, 
Пусть день начнётся с красоты! 
Пусть день наполнится делами 
Прибудет новыми друзьями! 

Эмоциональный настрой на урок.

II.Актуализация знаний

(Работа в группах)

-Начнём урок с игры «Четвёртый  лишний»

 перед вами на доске слова: приставка, суффикс, глагол и окончание.

-Найдите лишнее слово и объясните свой выбор

-Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Открывается запись темы на доске

-Как вы думаете, какова

цель урока?

-Начнём с уточнения знаний о составе слова.

-Каждой группе предстоит сообща составить рассказ о какой-либо части слова

Прочитайте написанное и скажите, что поможет вам составить грамотный рассказ?

 Открыть план ответа

1.Что такое?

2.Роль.

3.Место в слове

4.Примеры

5.Доп.сведания

-Проверьте, все ли пункты есть в вашем ответе?

Ответы детей

Предположения детей, определение темы урока

(Части слова)

Повторить всё о частях слова,  научиться правильно разбирать слова по составу

Представители от групп получают листы с заданием

Через 2мин дети по кругу меняются листами, дописывают, ещё через 2 мин снова меняются листами.

Дети вместе с учителем составляют план ответа

Обмен листами.

Расстановка цифрами порядка ответа

Работа в группах. Выступление .Дети слушают, дополняют, оценивают

III.Закрепление изученного.

-Вы много знаете о частях слова. А вот умеете ли вы их видеть в слове, сейчас и посмотрим.

-В каком порядке проводится   разбор слова по составу?

Давайте проверим наши предположения по учебнику

-К этим словам мы ещё вернёмся

-Для чего нам нужны знания частей слова?

В нашем дворе жила чёрная собака, но мы её не боялись.

Комментированное письмо (назвать все знакомые орфограммы, называя часть слова, где она стоит)

Словесный рассказ

Чтение правила на стр.136

Составление алгоритма на доске:

1 произнеси слово

2.

3

4.

5.            

6.

7. проверка

Работа в группах

Разбор слов по составу: собачка, бездомная, спасение, доброта Выступление представителя от группы  с разбором у доски

Предполагаемые ответы:

1.орфография

2.словообразование

3.части речи

Оценка детьми

VI. Физминутка

Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться – хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

(Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

Декламируют стихотворение, выполняя движения

V.Работа в группах.

Какой темой объединены все эти слова (показ) и словосочетания? Вам предстоит подтвердить умение правильно использовать знания о частях слова в самостоятельной работе и

решить жизненную задачу: составить рассказ-призыв помочь приюту бездомных собак

Друзья человека, помогают в беде, служит на границе, доверяют хозяину.

Ответы детей

Дети зачитывают рассказы, записывают в тетрадь

VI.Самостоятельная  работа.

(Дифференцированные задания)

Самопроверка по эталону.

1 уровень.
Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
2 уровень.
Напиши по образцу. Выдели основу и окончание. 
Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.
Чудесная встреча - …, старый дедушка - …, широкое море - …, чайная чашка - … .
3 уровень.
Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое.

Лиса, в лесу, за лесом, лес.

VII.Домашнее задание

Дифференцированное задание по карточкам

Учитель предлагает 2 задания на выбор.

Задание 1.

Прочитайте. Разбейте все слова на три группы и запишите каждую группу отдельно.

БЕРЁЗА, ЦВЕТОК, ГОЛОВА, ДЕНЬКИ, БЕРЁЗОНЬКА, МОРЕ, РЫБА, МОРСКОЙ, РЫБКА, ЧАШЕЧКА, ИВА, ГОЛОВУШКА, ЧАША, ДЕНЁК, ГРЯДОЧКА, РЕКА, ЛИСТОК, ИВУШКА, СТРЕЛОК, РЕЧЕНЬКА, ЦВЕТЫ, СТРЕЛА, ЛИСТЫ, ГРЯДА.

Задание 2.

Подберите и запишите в каждую графу таблицы, по три слова. Буква Н обозначает нулевое окончание.

корень, Н

корень, суффикс, Н

корень, суффикс, окончание

корень, окончание

приставка, корень, суффикс, окончание

VIII. Рефлексия. Итог урока.

А теперь подведем итог нашего урока

-Какова же тема сегодняшнего урока? (Разбор слова по составу)

-Добились ли мы целей, которые ставили в начале урока?

-Нам получилось вспомнить части слова?

-А какие вы знаете части слова?

-А что мы научились выполнять на уроке? (разбор слова по составу)

- А что нам в этом помогало? (знание алгоритма)

В процессе подведения итога дети еще раз повторяют основные предметные знания по теме урока

IX.Оценивание

-Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале (оценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Порядок разбора слов по составу"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу" (образовательная система "Школа 2100")...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

"Порядок разбора слова по составу" урок русского языка в 3 классе "Школа 2100"

Урок  русского языка по программе  «Школа-2100» в 3 классе, с использованием интерактивной доски....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Порядок разбора слова по составу"

Данный урок разработан с учётом требований ФГОС.  К уроку составлена презентация. Проведение урока  возможно при использовании любого УМК....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Порядок разбора слова по составу"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Порядок разбора слова по составу"...