конспект урока по теме "Порядок разбора слов по составу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сафонова Лариса Валерьевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу" (образовательная система "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по русскому языку57.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

по теме "Cоставление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу" (образовательная программа "Школа 2100")

        Урок разработала и провела:

учитель начальных классов Сафонова Л.В.

Цели:

  1. 1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
  2. 2) упражняться в составлении слов по схемам;
  3. 3) составить алгоритм разбора слова по составу и применить на практике;
  4. 4) развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
  5. 5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.

Оборудование: карточки с частями слов, схемы слов, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, школьный толковый словарь русского языка.  

Ход урока: 

1.Орг.момент.

Приветствие. Запись даты урока в тетрадях.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.        

Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)

вьюги, зимний, морозит, снег_ , снегири, снеговик, льдина, пушист ый, играть, измениться

Записали: и ий ит ир ик ин ист игр из

Словарная работа:        (слайд №2)        

  1. Учебное помещение для занятий. (5 букв) - класс
  2. Верхняя женская или мужская одежда. (6 букв) – пальто
  3. Корм для лошади. (4 буквы)  - овёс
  4. Защитник отечества (6 букв)  - солдат
  5. Лиственное дерево с белым стволом (6 букв)  - берёза
  6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (7 букв) – морковь

З.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Из последних букв каждого слова составьте тему нашего урока. (Состав) (Слайд №3) 

Учитель:  Какое значение может иметь слово СОСТАВ? Обратимся к школьному толковому словарю. (Слайд №4)  (Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.)

4.Обобщение знаний о частях слова:

 Составление слов по схемам:

Учитель: Рассмотрите карточки. Карточки:

Учитель Что это такое? (части слова: корень, суффикс, окончание)

Вспомним правила (теорию) (Слайд №5) 

Учитель Какое задание можно придумать? (составить слова, затем их записать в тетрадь)

Учитель Какие слова у вас получились?  (Солнышко, это слово я составил, используя корень солн-, суффикс -ышк- , окончание –о,   Красит, корень крас- , окончание –ит,   Человека, окончание -а , корень -человек-,    из корня -земл- и окончания -ю слово землю,   слово труд с помощью корня труд- и окончания –).

Учитель: Какое задание можете еще предложить?  (из слов составить предложение)

Учитель: Какое предложение получилось? ( Землю красит солнышко, человека — труд.)

 Учитель: Что можете рассказать о предложении?  (Это пословица)

Учитель: Ребята, чему учит пословица?   (человека украшает труд, добрые дела, также, как солнышко красит землю. На восходе солнца все становится ярче, приобретает различные оттенки.)

        Пословицу записываем в тетрадь. (слайд 6)

Работа в группах.

Работа с таблицами (Слайд №7).

а) Инструктаж.

Учитель:  Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

налетели

ученик

куст

молчит

коньки

мудрец

старость

домик

        

б) Самостоятельная работа.

Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.

в) Проверка.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

Установление связи между словами в предложении. (Слайд №8)

Учитель:  Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?  (Необходимо изменить окончание слова мудрость.)

Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости. (Слайд №9).

Физкульминутка.

Учитель. 

Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.

Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.

5.Новый материал:  на примере  разбора  слова   «пословица»

Учитель: а в каком порядке нужно разбирать слова по составу, на уроках информатики мы много составляли разных алгоритмов. Давайте и сегодня составим алгоритм разбора слова по составу. С чего начнем? (предположения детей) 

Учитель: давайте обратимся к нашему учебнику.

Работа по учебнику: стр. 159  

Учитель: прочитаем 1-й и 2-й «шаги» в инструкции. Повторите 2-й пункт и выделите окончание в слове пословица  

Учитель: Что выделим теперь? (основу) Что такое основа? Назовите её в нашем слове.

Учитель: Что предлагаете выделить в основе сначала, а что потом?

Учитель: что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова)

Учитель: Прочитайте 4-й и 5-й «шаги» в инструкции. Повторите их, применив к слову пословица.

Прочитайте ещё раз алгоритм разбора слова по составу на слайде№10

Первичное закрепление:

Упражнение 201

Дети по цепочке вслух проговаривают этапы разбора, как в образце.

Самостоятельная работа: 3 ученика у доски, остальные в тетради

Учитель: Расположите слова в тетради в 3 столбика. У каждого столбика – отдельная схема слова (на доске).

         

Те слова, которые вы видите на слайде №11 нужно записать в столбик, с подходящей схемой.

ВЫХОД (1)

ЗИМУШКА (2)

ЗАВАРКА (3)

РАЗБЕГ (1)

ЛИСЯТА (2)

ПОСАДКА (3)

Кто закончит, садится ровненько.

 Итак, проверяем. (слайд №12) запишите ещё по одному слову в каждый столбик самостоятельно

Упражнение 204 (если останется время)

 6.Итог:       

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового узнали?  (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.)

Учитель:  Назовите части слова в соответствии с порядком разбора по составу (слайд №13)

Учитель:  Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?  (Состав слова может объяснить образование слов.  Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.)

Учитель:  Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Рефлексия (Слайд №14)

Сегодня на уроке

  1. Я не знал (а)… Теперь я знаю…
  2. Мне было трудно…
  3. Теперь я могу…
  4. Мне было легко, потому что…
  5. Мне захотелось…

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ЗЕМЛ-

-ИТ     -Ю

-ЫШК-

ТРУД-

-О     -А

ЧЕЛОВЕК-

КРАС-

СОЛН-

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка "Разбор слов по составу"

программа "Школа 2100" разработка урока в виде технологической карты....

Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"

Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"...

Конспект урока с презентацией "Разбор слова по составу"

Конспект урока с презентацией по теме: "Разбор слова по составу"....

Пнш, урок русского языка "Разбор слова по составу", 4 класс

УМК "Перспективная начальная школа", конспект урока русского языка на тему "Разбор слова по составу", 4 класс....

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Открытый урок на тему: "Разбор слова по составу" (закрепление)" перспектива

В данном конспекте можно встретить различные формы и методы, которые можно использовать на уроках....