Конспект урока русского языка " Тема: « Правописание тся, ться и ца в разных частях речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тинчурина Лилия Задитовна

 познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;

           - развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_tinchurina.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка .

4 класс.

Тема: « Правописание тся, ться и ца в разных частях речи»

Цели урока:

обучающая: учить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная :расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

  Планируемые результаты:

  Личностные: формировать интерес к учению.

  Метапредметные:

  Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

 Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

 .Предметные: научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  

 

  

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа:вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке,

 

 

Минутка чистописания(ться и тся)

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составление плана и последовательности действий.

 

Формирование познавательного интереса (Л.)

Умение оформлять свои мысли в устной форме;умение слушать и понимать речь других(К)

Умение самостоятельно формулировать цель, умениепроговаривать последовательность действий на уроке (Р.)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия; развить орфографическую зоркость; проверить усвоение материала по теме «Правописание ться и тся в глаголах».

1. Прочитайте слова, написанные на доске. Что вы можете о них сказать?

Купа[ца],смее[ца],забра[ца],спрячу[ца],умыва[ца],радуе[ца], готови[ца]

( Возвратные глаголы)

Разделите на 2 группы данные глаголы, обозначая звуки буквами, обоснуйте деление(один за доской)

 Были ли затруднения?(слово готовится)Как вы думаете, как нужно записать это слово? А от чего зависит написание этого слова? ????Запишите предложения. Мальчики  придумайте и запишите предложение с глаголом-инфинитивом готовиться, а девочки с этим же глаголом в форме 3 лица ,ед.числа

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа:Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа 

Один ученик записывает данную работу за доской. Один ученик записывает данную работу за доской. Самопроверка

Ученики выясняют, что слово готовится можно записать по-разному

Учащиеся записывают предложения.

   

 

 

 

 

 

 

Умение проводить исследование

(П.)

 

Умение  давать самооценку.(Р.)

Осознания качества и уровня усвоения (Р.)

 

Умение строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

 

 

 

1 Постановка проблемы

Прочитайте стихотворение. Подумайте, в каких случаях нужно писать ться , а в каких тся

Солнце сади[ца], струи[ца] води[ца],

Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца],

Чистой водички решила напи[ца]

И искупа[ца]пти[ца], сини[ца]

-Вызвало ли  у вас это задание проблему? Какую?

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему

-Какую цель должны достичь к концу урока?

2 Открытие детьми новых знаний.

Выпишите выделенные слова в 3 группы.

Вывод:

У возвратных  глаголов  в______________         пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в   ____________пишется -ТЬСЯ.

Если  это существительное, то пишется ______

3.-Давайте составим алгоритм нашего нового правила.

Сначала определяем часть речи, если это существительное, то пишем ца, если глагол, то задаем вопрос.Если в вопросе есть ь, то и в слове будет ь, а если в вопросе нет ь , то и в слове его не будет???

Выпишите выделенные слова в 3 группы.

IV. Первичное закрепление

Цельэтапа:организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

 Продолжите эту работу(под диктовку).

Пугови[ца], улыба[ца],сопротивляе[ца],встреча[ца],тяне[ца],умни[ца].

V.Динамическая пауза

Встать, попрыгать, потянуться,
Поклони
ться, разогнуться
Покружиться и садиться
И опять начать труди
ться.

 
VI.Творческая работа.

Ученикам было дано задание написать слово переносица Ребята так выполнили задание

Оля-переносится

Коля-переносица

Толя –переноситься.

Кто  из них прав? Докажите

 Придумайте 3 предложения с этими  словами. Запишите их.

V.Итог урока

Цель этапа:Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

 Групповая работа. Проверьте, как вы поняли  и научились применять алгоритм  написания звукосочетания ца. Выполните модель фрейер

Учащиеся читают

Монологические ответы учащихся.

 (вывод: нужно сначала определить часть речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы лидеров групп

Составление алгоритма

 

 

 

письмо с комментированием

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

 

Выполняют физминутку

Ответы учащихся

Записывают предложения.  Зачитывается несколько вариантов

Фиксирование, какого знания недостает
для решения задачи (Р,)

 

Умение объяснять процессы, выявленные в ходе  наблюдения (П.)

Умение  строить монологическое высказывание (К.)

 

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.(К.)

 

 Умение проводить исследование (П.)

Умение оформлять свои мысли в устной форме;умение слушать и понимать речь других (К)

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. (К)

Умение  давать оценку. (Р.)

 

 

 

 

 

Усвоение учащимися нового способа действия (П.)

 

 

 

 

 

 

 

 Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

 

 

 

 

 

 Осознание качества и уровня усвоения(Р.)

 

 

 

 

 

 

 


,

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознания качества и уровня усвоении я(Р.)

 

V.Итог урока

Цель этапа:Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

 Групповая работа.Выполните модель фрейер

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "Решение орфографических задач в разных частях слова"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.

Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.Пл...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание –тся и ться в возвратных глаголах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание –тся и ться в возвратных глаголах» Цели деятельности учителя: знакомтсво с правописанием  глаголов, оканчивающихся...