Конспект урока по русскому языку для индивидуального обучения ребёнка с лёгкой умственной отсталостью 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Басова Марина Сергеевна

Урок с региональным компонентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»

Урок по предмету

  «Русский язык»,

 проведённый с Гаврилиной Ириной,

обучающейся с лёгкой умственной отсталостью,

1 вариант АООП по ФГОС О УО 4 класс

по теме: «Повторение. Выбор или подбор нужного предлога для связи слов в словосочетании или предложении»

Составила:

учитель М.С. Басова

2023 г

Характеристика Гаврилиной Ирины, для которой проведён урок

Гаврилина Ирина обучается в ГОУ ТО «ТОЦО» с 1.09.2020 г. на дому по программе ФГОС  НОО О УО (I  вариант для обучающихся с легкой умственной отсталостью).

Учебно-познавательная мотивация развита недостаточно. Знания и представления об окружающем мире ограничены, бессистемны.

Словарный запас в пределе обиходных слов. Сохранение информации затруднено, преобладает механическая память. При воспроизведении материала нуждается в наводящих вопросах. С помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи, при выполнении задания нуждается в опоре на образец. Помощь принимает всегда.

Под диктовку пишет с ошибками, пропускает гласную букву. При списывании часто смотрит в текст, списывая каждую букву.

Читает по слогам и целыми словами. Выполняет задания по учебнику.  

Конспект урока по предмету «Русский язык» для 4 класса

Тип урока: совершенствование умений

Тема: Повторение. Выбор или подбор нужного предлога для связи слов в словосочетании или предложении.

Цели:

образовательные: совершенствовать навык раздельного написания предлогов со словами, к которым они относятся, учить правильно употреблять предлоги в своей речи;

коррекционно-развивающие:

-корректировать и развивать связную устную речь, фонематический слух, используя слова с предлогами, орфоэпически правильно произносить слова, обогатить словарный запас слов через работу с новыми словами, со значением пословицы

- корректировать и развивать связную письменную речь, орфографическую зоркость, целенаправленность в работе;

- корректировать и развивать мыслительную деятельность (выявление и установление причинно-следственных связей);

-корректировать и развивать личностные качества обучающейся, эмоционально-волевой сферы (навык усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

воспительные:

- воспитывать интерес к уроку, положительную мотивацию к учению

-воспитывать любовь к родному краю,

здоровьесберегающие:

- осуществлять профилактику утомления обучающейся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физминутка, смена деятельности)

Методы: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (показ фотографий городов Тульской  области); практические (выполнение заданий, практических действий). 

Оборудование: учебник Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2-х частях - 2-е издание – М.: Просвещение, 2019 г., ноутбук, презентация, ножницы, бумажная полоса с пословицей

Образовательные технологии: игровые, коррекционные, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие

Этапы учебного занятия

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащейся

Формируемые УУД и предметные действия

I. Орг.момент.

Организовать обучающуюся на предстоящую работу

Здравствуй, Ирина! Вспомни, где мы с тобой были на весенних каникулах?

Сегодня мы отправимся в Тульский кремль ещё раз. Узнаем много интересного и возьмём с собой предлоги.

 (2слайд)

Отвечает на вопрос учителя:

-В музее, в Тульском кремле.

Предметные действия: визуально контролируют готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

II. Подготовка обучающегося к освоению учебного материала.

Подготовить обучающуюся к активному освоению учебного материала

3слайд. Что же ты здесь видишь? Слова для тебя новые, прочитаем и посмотрим, как они пишутся (самовар, кружево)

А теперь с предлогами, как они будут звучать? Запиши эти слова с любым из этих предлогов (у самовара, из кружева). Что же мы будем сегодня делать? (Тренироваться в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, правильно употреблять их в речи)

Самовар, кружево и предлоги.

Строит сочетание данных слов с предлогами (у самовара, в самовар, из кружева, на кружево, на самовар)

 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; 

III. Актуализация знаний

4 слайд Посмотри, чего не хватает: (устно)

чай _ самовара, делают _мёда, сгущёнки, фруктов, ягод; привезли _ Белёва, Одоева,

поехал _ ярмарку, приехал _ ярмарки,

поднялся _ башню, вышел _  ворот.

Что пропущено? Какая это часть речи? Что ты о ней знаешь? Вставь нужные предлоги устно. Запиши словосочетание, где есть название городов Тульской области

5 слайд Фото городов. 6 слайд. Из Белёва привозят в Тулу пастилу и белёвское кружево. Одоев славится гончарным производством: делают посуду и глиняные игрушки, они называются филимоновские, т.к. первоначально в селе Филимоново изготавливались).

Вспомни, как называется то место, где торгуют? (ярмарка, базар, торговые ряды).

Прописывает правильные варианты

Читает вслух словосочетание и называет предполагаемый предлог, тут же на презентации проверяем.

чай из самовара, делают  из мёда, сгущёнки, фруктов, ягод; привезли из Белёва, Одоева, поехал на ярмарку, приехал с ярмарки,

поднялся на башню, вышел из  ворот.

 Записывает словосочетание с названием городов.

Рассматривает изображение городов Тульской области и отвечает на вопросы учителя.

Личностные: развивать интерес к изучению темы

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

IV. Основной этап

7 слайд. Мы с тобой видели в Тульском кремле торговые ряды, их 25. А в 1830 году было построено 43 лавки, и торговые ряды выглядели вот так.

8 слайд. Давай дополним словосочетания и напишем предложения.  Нам нужно предложение с предлогами.  Где пьют чай из самовара? С чем пьют чай из самовара? Проговори всё предложение, которое у нас получилось! Запиши, диктуя себе вслух, проговаривая правила.

Когда откусываем пряник, что там видим? Проговори предложение, которое у нас получилось! Запиши, диктуя себе вслух, проговаривая правила.

9 слайд. Проверь себя

 В Туле  чай пьют из самовара с печатным пряником. Начинку пряника делают из разных фруктов и ягод.

Пробует составить предложение, опираясь на наводящие вопросы.

В Туле   чай пьют из самовара с печатным пряником. Начинку пряника делают из разных фруктов и ягод.

1)Личностные: развивать интерес к изучению темы

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания 3)Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Физкульт минутка

Снятие усталости

11 слайд.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

(двигаем плечами)

Больше греться не хочу (повороты головы)

Крышечка запрыгает, будто кто-то прыгает (ребёнок прыгает)

Вот уже кипит вода, значит чай пить пора.

Выполняет движения

 

Применение знаний на практике

Учить самостоятель-ности

А нам пора поработать с учебником. Работаем с учебником

с. 59 упр. 3

 

Читает задание упражнения. Устно проговаривает, как будет делать. Записывает в тетрадь.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

V. Обобщение и систематизация учебного материала.

Развивать речь, мыслительную деятельность.

10 слайд  Что же делают в  Белёве - городе Тульской области? Спиши. Вставь пропущенные предлоги, раскрой скобки

В  (Белёв) делают _ яблок пастилу. Там же _ коклюшках плетут красивое кружево. Белёвское кружево славится _ весь мир.

- Что ты сделала в этом упражнении? Для чего ты это сделала? Значит, вывод какой?

 Вывод: Для связи слов нужно не только подобрать нужный предлог, но и изменить окончание.

Читает предложение как будет писать.

В  Белёве делают из яблок пастилу. Там же на коклюшках плетут красивое кружево. Белёвское кружево славится  на весь мир.

Пробует сама сделать вывод.

Вывод: Для связи слов нужно не только подобрать нужный предлог, но и изменить окончание слов. Записывает последнее предложение, диктуя себе вслух.

 Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Расширять кругозор обучающейся

Молодец, ты хорошо работала.

На одном из торговых рядов была найдена вот такая запись, где слова были написаны вместе и одинаковыми по высоте буквами. Твоя задача написать правильно.

ВТУЛУСОСВОИМСАМОВАРОМ НЕ ЕЗДЯТ.

Как ты понимаешь эту пословицу?

(«В Тулу со своим самоваром не ездят» – это о лишнем багаже, который путешествующий легко может найти в точке прибытия. Другое значение пословицы- В чужом доме не указывают)

Сначала карандашом отделяет предлог от слова, а потом ножницами разделяем предлоги и слова, заглавную букву выделяет маркером.

Выкладывает на столе предложение. Записывает в тетради

Коммуникативные:

умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества.

Личностные: развивать интерес к изучению темы

VI. Подведение итогов

Учить выражать свои мысли, развивать речь

1.Выставление оценки

2.Задание на дом: разбор домашнего задания на с.59 упр.4. 

3. Рефлексия

15 слайд. 

Понравился ли тебе урок?

Какие задания ты выполняла на уроке?

 Какое задание понравилось выполнять?

Всё ли у тебя получилось?

Что интересного узнала?

Слушает пути исправления ошибок

Читает задание домашнего упражнения, анализирует его и приходит к выводу, что подобное упражнение делали на уроке.

Отвечает на вопросы

- Да.

- Писала, объясняла, выделяла предлоги, вырезала ножницами слова и предлоги.

- Понравилось вырезать.

 - Не всё, ошибки в тетради.

- Что торговых рядов было больше 19 веке, интересно увидеть фотографию, как выглядели торговые ряды изначально. Что в Белёве плетут на коклюшках кружево. Пастилу делают из яблок.  

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- построение логической цепи рассуждения

Учитель:                                Басова М.С.

Самоанализ урока

по предмету «Русский язык»

на тему: «Повторение. Выбор или подбор нужного предлога для связи слов в словосочетании или предложении»,

проведённого с обучающейся  4 класса Гаврилиной Ириной 04.04.2023 г.

Данный урок входит в раздел русского языка «Предлоги» и является уроком закрепления.

Гаврилина Ирина занимается по ФГОС О УО варианту 1 (лёгкая умственная отсталость). При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности (быстрая утомляемость, кратковременное внимание) и интересы обучающейся. На уроке использован региональный компонент.

Тип урока: совершенствование умений и навыков.

Цели:

образовательные: совершенствовать навык раздельного написания предлогов со словами, к которым они относятся, учить правильно употреблять предлоги в своей речи;

коррекционно-развивающие:

-корректировать и развивать связную устную речь, используя слова с предлогами, орфоэпически правильное произношение слов, фонематический слух, обогатить словарный запас слов через работу с новыми словами, со значением пословицы

- корректировать и развивать связную письменную речь, орфографическую зоркость, целенаправленность в работе;

- корректировать и развивать мыслительную деятельность (выявление и установление причинно-следственных связей);

-корректировать и развивать личностные качества обучающейся, эмоционально-волевой сферы (навык усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

воспитательные:

- воспитывать интерес к уроку, мотивация к учению

-воспитывать любовь к родному краю,

здоровьесберегающие:

- осуществлять профилактику утомления обучающейся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физминутка, смена деятельности)

Оборудование: учебник Русский язык 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, ноутбук, презентация, ножницы, бумажная полоса с пословицей.

Образовательные технологии: игровые, коррекционные, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие

Продолжительность урока: 40 минут.


Планируемые результаты

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности, умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества.

Личностные: развивать интерес к изучению темы

Методы: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (показ фотографий городов Тульской области); практические (выполнение заданий, практических действий). 

Методы обучения соответствуют цели урока.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • Технология уровневой дифференциации. 
  • ИКТ – технологии
  • Коррекционные технологии
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии.

Свой урок я строила в соответствии с АООП О УО для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Структура урока выстроена с учетом поставленных задач, с опорой не только на логику предмета, но и на данные об особенностях ребенка, направлена на достижение конечного результата. Каждый предшествующий этап урока тесно связан с последующим, продолжает его.

Этап организационного момента начался с опорой на жизненный опыт (экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства и Тульский кремль), что создало положительный настрой на дальнейшую работу, знакомство с правописанием новых слов: проговаривание новых слов по слогам с повторением гласной, что  предотвращает орфографические ошибки (ИКТ, коррекционные технологии).

Формируемые УУД:

Предметные действия: визуально контролируют готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

На этапе актуализация знаний подобрано задание на тему регионального компонента поискового характера, подбора предлогов. (технология уровневой дифференциации, игровые технологии)

Формируемые УУД:

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

На основном этапе обучающаяся получает информацию об истории своего родного края, пробует составить предложения с предлогами и записать их, комментируя правила с помощью учителя. В этот этап включена работа с учебником, где обучающаяся самостоятельно выполнила упражнение, правильно подобрав предлоги. (ИКТ, Технология уровневой дифференциации)

Формируемые УУД:

1)Личностные: развивать интерес к изучению темы

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания 

3)Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Предыдущий этап плавно перешёл в физминутку, которая была необходима для предупреждения утомляемости обучающейся (здоровьесберегающая технология).

На этапе обобщения и систематизации материала было чередование нескольких видов деятельности: работа со слайдом, где надо списать предложения, раскрыв скобки, и практическая деятельность "Найди предлоги, с помощью ножниц отдели предлоги от слов"- это задание внесло элемент занимательности и увлекательности. (ИКТ, игровые технологии)

Формируемые УУД: Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

- умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества.

Личностные: 

- развивать интерес к изучению темы

На этапе подведение итогов была выставлена обучающейся оценка за урок, разбор домашнего задания и проведена рефлексия, где обучающаяся, отвечая на вопросы учителя, училась выражать свои мысли, оценила качество своей учебной деятельности. (Технология уровневой дифференциации)

Формируемые УУД:

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Поставленные цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».

Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся  знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...

Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение и закрепление изученного в 1 классе"

Урок проводится в конце 1 класса, включает все разделы курса русского языка за 1 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ ВЫБОРУ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ЗНАКА. (Ь или Ъ)»

Урок открытия новых знаний по русскому языку по УМК "Гармония" за 2 класс: "Обучение выбору разделительного знака. (ь или ъ)...

Конспект урока по русскому языку. Программа развивающего обучения Эльконина-Даводова.

Тема: «Работа словосочетаний. Типы зависимого слова в словосочетании» 4 класс...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для ребенка с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью 7класс

. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для ребенка 7 класса индивидуального обучения  на 2019-2020 учебный год.В соответствии  с Законом РФ «Об образовании в Российской Фе...