Конспект урока по русскому языку для индивидуального обучения ребёнка с лёгкой умственной отсталостью 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок с региональным компонентом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
Урок по предмету
«Русский язык»,
проведённый с Гаврилиной Ириной,
обучающейся с лёгкой умственной отсталостью,
1 вариант АООП по ФГОС О УО 4 класс
по теме: «Повторение. Выбор или подбор нужного предлога для связи слов в словосочетании или предложении»
Составила:
учитель М.С. Басова
2023 г
Характеристика Гаврилиной Ирины, для которой проведён урок
Гаврилина Ирина обучается в ГОУ ТО «ТОЦО» с 1.09.2020 г. на дому по программе ФГОС НОО О УО (I вариант для обучающихся с легкой умственной отсталостью).
Учебно-познавательная мотивация развита недостаточно. Знания и представления об окружающем мире ограничены, бессистемны.
Словарный запас в пределе обиходных слов. Сохранение информации затруднено, преобладает механическая память. При воспроизведении материала нуждается в наводящих вопросах. С помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи, при выполнении задания нуждается в опоре на образец. Помощь принимает всегда.
Под диктовку пишет с ошибками, пропускает гласную букву. При списывании часто смотрит в текст, списывая каждую букву.
Читает по слогам и целыми словами. Выполняет задания по учебнику.
Конспект урока по предмету «Русский язык» для 4 класса
Тип урока: совершенствование умений
Тема: Повторение. Выбор или подбор нужного предлога для связи слов в словосочетании или предложении.
Цели:
образовательные: совершенствовать навык раздельного написания предлогов со словами, к которым они относятся, учить правильно употреблять предлоги в своей речи;
коррекционно-развивающие:
-корректировать и развивать связную устную речь, фонематический слух, используя слова с предлогами, орфоэпически правильно произносить слова, обогатить словарный запас слов через работу с новыми словами, со значением пословицы
- корректировать и развивать связную письменную речь, орфографическую зоркость, целенаправленность в работе;
- корректировать и развивать мыслительную деятельность (выявление и установление причинно-следственных связей);
-корректировать и развивать личностные качества обучающейся, эмоционально-волевой сферы (навык усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)
воспительные:
- воспитывать интерес к уроку, положительную мотивацию к учению
-воспитывать любовь к родному краю,
здоровьесберегающие:
- осуществлять профилактику утомления обучающейся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физминутка, смена деятельности)
Методы: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (показ фотографий городов Тульской области); практические (выполнение заданий, практических действий).
Оборудование: учебник Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2-х частях - 2-е издание – М.: Просвещение, 2019 г., ноутбук, презентация, ножницы, бумажная полоса с пословицей
Образовательные технологии: игровые, коррекционные, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие
Этапы учебного занятия | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащейся | Формируемые УУД и предметные действия |
I. Орг.момент. | Организовать обучающуюся на предстоящую работу | Здравствуй, Ирина! Вспомни, где мы с тобой были на весенних каникулах? Сегодня мы отправимся в Тульский кремль ещё раз. Узнаем много интересного и возьмём с собой предлоги. (2слайд) | Отвечает на вопрос учителя: -В музее, в Тульском кремле. | Предметные действия: визуально контролируют готовность к уроку. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
II. Подготовка обучающегося к освоению учебного материала. | Подготовить обучающуюся к активному освоению учебного материала | 3слайд. Что же ты здесь видишь? Слова для тебя новые, прочитаем и посмотрим, как они пишутся (самовар, кружево) А теперь с предлогами, как они будут звучать? Запиши эти слова с любым из этих предлогов (у самовара, из кружева). Что же мы будем сегодня делать? (Тренироваться в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, правильно употреблять их в речи) | Самовар, кружево и предлоги. Строит сочетание данных слов с предлогами (у самовара, в самовар, из кружева, на кружево, на самовар)
| Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; |
III. Актуализация знаний | 4 слайд Посмотри, чего не хватает: (устно) чай _ самовара, делают _мёда, сгущёнки, фруктов, ягод; привезли _ Белёва, Одоева, поехал _ ярмарку, приехал _ ярмарки, поднялся _ башню, вышел _ ворот. Что пропущено? Какая это часть речи? Что ты о ней знаешь? Вставь нужные предлоги устно. Запиши словосочетание, где есть название городов Тульской области 5 слайд Фото городов. 6 слайд. Из Белёва привозят в Тулу пастилу и белёвское кружево. Одоев славится гончарным производством: делают посуду и глиняные игрушки, они называются филимоновские, т.к. первоначально в селе Филимоново изготавливались). Вспомни, как называется то место, где торгуют? (ярмарка, базар, торговые ряды). | Прописывает правильные варианты Читает вслух словосочетание и называет предполагаемый предлог, тут же на презентации проверяем. чай из самовара, делают из мёда, сгущёнки, фруктов, ягод; привезли из Белёва, Одоева, поехал на ярмарку, приехал с ярмарки, поднялся на башню, вышел из ворот. Записывает словосочетание с названием городов. Рассматривает изображение городов Тульской области и отвечает на вопросы учителя. | Личностные: развивать интерес к изучению темы Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | |
IV. Основной этап | 7 слайд. Мы с тобой видели в Тульском кремле торговые ряды, их 25. А в 1830 году было построено 43 лавки, и торговые ряды выглядели вот так. 8 слайд. Давай дополним словосочетания и напишем предложения. Нам нужно предложение с предлогами. Где пьют чай из самовара? С чем пьют чай из самовара? Проговори всё предложение, которое у нас получилось! Запиши, диктуя себе вслух, проговаривая правила. Когда откусываем пряник, что там видим? Проговори предложение, которое у нас получилось! Запиши, диктуя себе вслух, проговаривая правила. 9 слайд. Проверь себя В Туле чай пьют из самовара с печатным пряником. Начинку пряника делают из разных фруктов и ягод. | Пробует составить предложение, опираясь на наводящие вопросы. В Туле чай пьют из самовара с печатным пряником. Начинку пряника делают из разных фруктов и ягод. | 1)Личностные: развивать интерес к изучению темы 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания 3)Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. | |
Физкульт минутка | Снятие усталости | 11 слайд. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (двигаем плечами) Больше греться не хочу (повороты головы) Крышечка запрыгает, будто кто-то прыгает (ребёнок прыгает) Вот уже кипит вода, значит чай пить пора. | Выполняет движения
| |
Применение знаний на практике | Учить самостоятель-ности | А нам пора поработать с учебником. Работаем с учебником с. 59 упр. 3
| Читает задание упражнения. Устно проговаривает, как будет делать. Записывает в тетрадь. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение |
V. Обобщение и систематизация учебного материала. | Развивать речь, мыслительную деятельность. | 10 слайд Что же делают в Белёве - городе Тульской области? Спиши. Вставь пропущенные предлоги, раскрой скобки В (Белёв) делают _ яблок пастилу. Там же _ коклюшках плетут красивое кружево. Белёвское кружево славится _ весь мир. - Что ты сделала в этом упражнении? Для чего ты это сделала? Значит, вывод какой? Вывод: Для связи слов нужно не только подобрать нужный предлог, но и изменить окончание. | Читает предложение как будет писать. В Белёве делают из яблок пастилу. Там же на коклюшках плетут красивое кружево. Белёвское кружево славится на весь мир. Пробует сама сделать вывод. Вывод: Для связи слов нужно не только подобрать нужный предлог, но и изменить окончание слов. Записывает последнее предложение, диктуя себе вслух. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Расширять кругозор обучающейся | Молодец, ты хорошо работала. На одном из торговых рядов была найдена вот такая запись, где слова были написаны вместе и одинаковыми по высоте буквами. Твоя задача написать правильно. ВТУЛУСОСВОИМСАМОВАРОМ НЕ ЕЗДЯТ. Как ты понимаешь эту пословицу? («В Тулу со своим самоваром не ездят» – это о лишнем багаже, который путешествующий легко может найти в точке прибытия. Другое значение пословицы- В чужом доме не указывают) | Сначала карандашом отделяет предлог от слова, а потом ножницами разделяем предлоги и слова, заглавную букву выделяет маркером. Выкладывает на столе предложение. Записывает в тетради | Коммуникативные: умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества. Личностные: развивать интерес к изучению темы | |
VI. Подведение итогов | Учить выражать свои мысли, развивать речь | 1.Выставление оценки 2.Задание на дом: разбор домашнего задания на с.59 упр.4. 3. Рефлексия 15 слайд. Понравился ли тебе урок? Какие задания ты выполняла на уроке? Какое задание понравилось выполнять? Всё ли у тебя получилось? Что интересного узнала? | Слушает пути исправления ошибок Читает задание домашнего упражнения, анализирует его и приходит к выводу, что подобное упражнение делали на уроке. Отвечает на вопросы - Да. - Писала, объясняла, выделяла предлоги, вырезала ножницами слова и предлоги. - Понравилось вырезать. - Не всё, ошибки в тетради. - Что торговых рядов было больше 19 веке, интересно увидеть фотографию, как выглядели торговые ряды изначально. Что в Белёве плетут на коклюшках кружево. Пастилу делают из яблок. | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - построение логической цепи рассуждения |
Учитель: Басова М.С.
Самоанализ урока
по предмету «Русский язык»
на тему: «Повторение. Выбор или подбор нужного предлога для связи слов в словосочетании или предложении»,
проведённого с обучающейся 4 класса Гаврилиной Ириной 04.04.2023 г.
Данный урок входит в раздел русского языка «Предлоги» и является уроком закрепления.
Гаврилина Ирина занимается по ФГОС О УО варианту 1 (лёгкая умственная отсталость). При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности (быстрая утомляемость, кратковременное внимание) и интересы обучающейся. На уроке использован региональный компонент.
Тип урока: совершенствование умений и навыков.
Цели:
образовательные: совершенствовать навык раздельного написания предлогов со словами, к которым они относятся, учить правильно употреблять предлоги в своей речи;
коррекционно-развивающие:
-корректировать и развивать связную устную речь, используя слова с предлогами, орфоэпически правильное произношение слов, фонематический слух, обогатить словарный запас слов через работу с новыми словами, со значением пословицы
- корректировать и развивать связную письменную речь, орфографическую зоркость, целенаправленность в работе;
- корректировать и развивать мыслительную деятельность (выявление и установление причинно-следственных связей);
-корректировать и развивать личностные качества обучающейся, эмоционально-волевой сферы (навык усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)
воспитательные:
- воспитывать интерес к уроку, мотивация к учению
-воспитывать любовь к родному краю,
здоровьесберегающие:
- осуществлять профилактику утомления обучающейся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физминутка, смена деятельности)
Оборудование: учебник Русский язык 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, ноутбук, презентация, ножницы, бумажная полоса с пословицей.
Образовательные технологии: игровые, коррекционные, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие
Продолжительность урока: 40 минут.
Планируемые результаты
Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности, умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества.
Личностные: развивать интерес к изучению темы
Методы: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (показ фотографий городов Тульской области); практические (выполнение заданий, практических действий).
Методы обучения соответствуют цели урока.
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
- Технология уровневой дифференциации.
- ИКТ – технологии
- Коррекционные технологии
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
Свой урок я строила в соответствии с АООП О УО для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Структура урока выстроена с учетом поставленных задач, с опорой не только на логику предмета, но и на данные об особенностях ребенка, направлена на достижение конечного результата. Каждый предшествующий этап урока тесно связан с последующим, продолжает его.
Этап организационного момента начался с опорой на жизненный опыт (экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства и Тульский кремль), что создало положительный настрой на дальнейшую работу, знакомство с правописанием новых слов: проговаривание новых слов по слогам с повторением гласной, что предотвращает орфографические ошибки (ИКТ, коррекционные технологии).
Формируемые УУД:
Предметные действия: визуально контролируют готовность к уроку.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
На этапе актуализация знаний подобрано задание на тему регионального компонента поискового характера, подбора предлогов. (технология уровневой дифференциации, игровые технологии)
Формируемые УУД:
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- построение логической цепи рассуждения
- оценка процессов и результатов деятельности
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
На основном этапе обучающаяся получает информацию об истории своего родного края, пробует составить предложения с предлогами и записать их, комментируя правила с помощью учителя. В этот этап включена работа с учебником, где обучающаяся самостоятельно выполнила упражнение, правильно подобрав предлоги. (ИКТ, Технология уровневой дифференциации)
Формируемые УУД:
1)Личностные: развивать интерес к изучению темы
2) Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания
3)Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Предыдущий этап плавно перешёл в физминутку, которая была необходима для предупреждения утомляемости обучающейся (здоровьесберегающая технология).
На этапе обобщения и систематизации материала было чередование нескольких видов деятельности: работа со слайдом, где надо списать предложения, раскрыв скобки, и практическая деятельность "Найди предлоги, с помощью ножниц отдели предлоги от слов"- это задание внесло элемент занимательности и увлекательности. (ИКТ, игровые технологии)
Формируемые УУД: Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные:
- умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества.
Личностные:
- развивать интерес к изучению темы
На этапе подведение итогов была выставлена обучающейся оценка за урок, разбор домашнего задания и проведена рефлексия, где обучающаяся, отвечая на вопросы учителя, училась выражать свои мысли, оценила качество своей учебной деятельности. (Технология уровневой дифференциации)
Формируемые УУД:
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
Поставленные цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс
Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Тип урока: открытие нового знания. Технология деяте...
конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс
в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....
Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».
Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...
Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение и закрепление изученного в 1 классе"
Урок проводится в конце 1 класса, включает все разделы курса русского языка за 1 класс....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ ВЫБОРУ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ЗНАКА. (Ь или Ъ)»
Урок открытия новых знаний по русскому языку по УМК "Гармония" за 2 класс: "Обучение выбору разделительного знака. (ь или ъ)...
Конспект урока по русскому языку. Программа развивающего обучения Эльконина-Даводова.
Тема: «Работа словосочетаний. Типы зависимого слова в словосочетании» 4 класс...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для ребенка с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью 7класс
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для ребенка 7 класса индивидуального обучения на 2019-2020 учебный год.В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Фе...