Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Синонимы» ( УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марданова Людмила Раисовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Синонимы»

( УМК «Школа России»)

 

Цель: создание  условий для ознакомления с понятием «синонимы»

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

Познакомить с понятием «синонимы»

Учить подбирать синонимы к словам

 

Метапредметные:

Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя

Работать со словарём синонимов

 

Личностные:

Проявлять интерес к русскому языку

Осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sinonimy.docx253.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Синонимы»

( УМК «Школа России»

Цель: создание  условий для ознакомления с понятием «синонимы»

Задачи

Образовательные:

  • дать понятие слова «синоним» на основе знаний детей, наблюдений за сходством и различием слов;
  • учить находить синонимы;
  • ознакомить со словарными словами: картина, рисунок

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, внимание, речь

Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к изучению языка;
  • формировать чувства товарищества, взаимопомощи, культуру общения.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомиться с понятием «синонимы»

подбирать синонимы к словам

Метапредметные:

Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя

Работать со словарём синонимов

Личностные:

Проявлять интерес к русскому языку

Осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность

Оборудование у детей:  учебник, тетрадь, раздаточный материал

  1. Организационный момент

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

  1. Самоопределение к учебной деятельности

- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать его тайны. И сегодня на уроке нам предстоит открыть очередную тайну. И чтобы не забыть столь важное событие  - запишем дату открытия новой тайны  в своих тетрадях.

Дети записывают дату, вид работы.

Минутка чистописания – угадайте, какую букву будем сегодня прописывать

На прямую палочку слева села галочка,

Там поныне и сидит, какою буквою на нас глядит?

Какой звук обозначает буква К?

Красиво пропишем её в своих тетрадях!

Буква пришла не одна, а со своей помощницей – новым словарным словом – К…РТИНА

Прочитайте это слово, что оно обозначает?  (Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги)

 Где мы можем узнать написание этого слова?

Итак, давайте проверим себя по орфографическому словарю в учебнике на стр.136!

Прописываем это слово! Безударную А подчеркиваем!

  1. Введение в тему

Картины создают, а точнее пишут, художники.  Мы же с вами ещё учимся рисовать, поэтому наша работа на уроках изобразительного искусства называется … Р…СУН…К, т.е. - нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь, сделанное карандашом, пером, углем, красками и т. п.

Похожа пара слов КАРТИНА – РИСУНОК по значению?

А как вы думаете, в русском языке много таких слов?

А вы знаете, как называются такие слова?

Итак, что мы узнаем, чему научимся сегодня на уроке?

(узнаем, как называются слова похожие по значению, но разные по произношению, будем учиться подбирать такие слова)

  1. Изучение нового материала

Разгадывание загадок, запись отгадок в столбик

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, – разрешит погулять.

Учит гвозди забивать,

Не реветь, отпор давать,

Сильный, смелый и большой,

Любимый он родитель мой.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равненьи построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

Как называется он?

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее.

И ребята с давних пор

Очень любят …

- Попробуйте в парах подобрать похожие по значению слова!

Проверка фронтальная.

А к какому слову не смогли подобрать?

Оказывается, в русском языке существует специальный словарь таких  слов. И он есть  даже в наших  учебниках, не весь, конечно, а только маленькая часть!

Откроем учебник на странице 141 и прочитаем название этого словаря.

Словарь синонимов! – вот так называются наши слова! А теперь проверим написанные вами слова по словарю.

Физминутка!

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.        

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Закрепление

Как вы думаете,  для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам  

предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом

тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился

больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Какими словами - синонимами заменили слово зябнет? Близкие ли эти слова

по значению? Что они обозначают?

Запишите эти слова в тетрадь.

Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы?

(Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же

Слов в предложении и в рядом стоящих предложениях. Обогащают нашу

речь, делают ее более разнообразной, точной.

А теперь давайте поиграем: составьте пары слов - синонимов

   

Мороз                             золотой

Жёлтый                          озорник

Пламя                             квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                          огонь

Шалун                             холод

Лягушка                         сверкать

Проверка по образцу!

Самостоятельная работа

А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю каждому из вас небольшое задание.

6. Рефлексия.

Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский

язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей

речи.

Закончите данные высказывания:

На уроке я узнал…

Мне на уроке удалось…

Мне было трудно…

Самым интересным  было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов настоящего времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов и настоящего времени их окончаниями.Планируемые результатыПредметные:-знать и называть изу...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов будущего времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глагол...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Сочинение по картине "Иван Царевич на Сером волке"" ("УМК Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Гласные звуки" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звукахПланируемые результаты:Предметные: Знать какими буквами на письме обозначаются гласные звукиУметь определять гласные звукиЛичностны...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...