Технологическая карта урока по русскому языку "Род глаголов в прошедшем времени"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Задачи:

ü  формировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам;

ü  формировать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;

развивать речь учащихся;

Планируемые результаты

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу и решать её под руководством учителя;
  • формировать умение рассуждать и анализировать в процессе учебной деятельности;
  • производить взаимопроверку и взаимооценку по результатам совместной деятельности;

 

Межпредметные связи: литература

Ресурсы урока: рабочая программа, презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» М.С.Соловейчик

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

учителя начальных классов МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ» Черновой Н.А.

Тема: Род глаголов в прошедшем времени

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • формировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам;
  • формировать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;
  • развивать речь учащихся;

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять род и число глагола в прошедшем времени;
  • правильно записывать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу и решать её под руководством учителя;
  • формировать умение рассуждать и анализировать в процессе учебной деятельности;
  • производить взаимопроверку и взаимооценку по результатам совместной деятельности;

Личностные:

  • формировать интерес к родному языку;
  • работать в парах, группах;
  •  определять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности;

Межпредметные связи: литература

Ресурсы урока: рабочая программа, презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» М.С.Соловейчик

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Эмоциональный и психологический настрой на урок.

Орфографическая минутка

Продолжим   урок  минуткой  чистописания.

- Прочитайте слова. Знакомы вам? (Да, это слова с домашнего задания).

- Что вы должны были сделать? (Найти в словаре, определить место ударения)

На слайде  таблички  со словами:

  1. Баловаться, кашлянуть, поняла; (а)
  2. Звонит, хотите, одолжить; (и)
  3. Хотят, звонят, начался. (я)

Если вы правильно поставили в этих словах  ударение, то узнаете, какие буквы будем писать. АИЯ.

Пишут строчки чистописания.

Сравнивают с написанием на доске.

Оценивают свою работу.

Актуализация необходимых знаний

- К какой части речи относятся эти слова? (глагол)

Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …
(Глагол!) 

Ответы учащихся.

Мотивация познавательной деятельности

- Чтобы войти в страну Глаголию, необходимо получить пропуск.  Для  этого нужно правильно заполнить тест. Выполните эту работу в парах.

Слайд(1)

- Что вы можете рассказать о данной части речи?

Блиц - опрос

Глагол – это……..часть речи

Глаголы отвечают на вопросы…….что делать? что сделать?

Глаголы обозначают……..действие предмета

Глаголы изменяются …….по числам и по временам

В  настоящем времени обозначает действие, которое …совершается сейчас

В прошедшем времени обозначает действие, которое …совершалось в прошлом

В будущем времени обозначает действие, которое …будет совершаться в будущем

- Теперь мы можем отправиться в путь!

Работа в парах над тестом.  

Коллективная проверка результатов деятельности.

Организация познавательной деятельности

  1. Постановка темы и целей урока.

Перед нами отрывок из стихотворения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака» (Слайд 2)

Ревела буря, дождь  шумел;
                         Во  мраке  молнии  
летали;
                         Бесперерывно  гром  
гремел,
                         И ветры в дебрях
 бушевали.

-Какие образные средства использует автор?

-Какими словами  автор передает  состояние природы?

- Ребята, что объединяет эти слова?

-Докажите.

-  А чем они различаются?

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока. Слайд (3)

-Сегодня мы продолжим работу над глаголами прошедшего времени. Будем тренироваться правильно записывать окончания глаголов, изменять их по родам и числам.

 Открытие новых знаний.

- Выпишите из этого стихотворения глаголы в единственном числе вместе с существительными, с которыми они связаны (на партах тексты стихотворения).

- Посмотрите на слайд, как это задание выполнил Антон (слайд 4).

Сравните со своей работой. Встаньте, у кого записи совпали.

- А вот мальчик - иностранец только учится сочинять предложения с глаголами. Прочитайте, что у него получилось (слайд 5)

  • Снег сверкал.
  • Солнце сверкал.
  • Заря сверкал.

- Согласны вы с таким описанием? Какие ошибки допустил мальчик - иностранец?

-Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (окончание).

- Почему вы изменили окончания в глаголе?

Спишите правильно эти предложения. Выделите окончания глаголов. Обозначьте род над существительными и глаголами.

-Сделайте вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания глаголов в прошедшем времени?

- Давайте составим таблицу. Какие окончания могут быть у глагола в прошедшем времени?

3. Исследовательская работа (работа в группах)

- У вас на столе лежит таблица для исследования. Заполните её. Выделите окончания глаголов.

Та группа, которая выполнит задание первой, будет читать ответы. Остальные проверят свои записи. Кто выполнил задание без ошибок?

Сделаем вывод.  

- Почему менялись окончания глаголов в прошедшем времени?

- От чего зависит написание окончаний глаголов?

- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

4. Физкультминутка.

5. Работа по учебник

- В каком числе глаголы прошедшего времени не изменяются по родам?

- Выполните упражнение на с113 упр.302.. Самостоятельно прочитайте задание к упражнению.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего соседа. Обсудите с ним правильность выполнения задания.

6. Дифференцированная работа.

- Я предложу вам два задания, а вы выберите то, которое больше понравилось.

Задание1.

1 группа (слабый уровень)  Вставить в текст  глаголы в прошедшем времени, в нужном роде и числе.

Краб (забраться) ________________на трап,

И (заснуть) _____________ крепко краб.

А кальмар (не дремать)_____________,

Краба в лапы (поймать) _______________.

Задание 2.

Дом              шумело                        

                                 

ласточка      запотело                          

река                 дул                      

окно             построил                          

ветер           прилетела

море           текла

Читают стихотворение на слайде 2.

Ответы учащихся: автор использует олицетворение (ревела буря, ветры бушевали)

Ответы учеников. Словами ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.

Это глаголы прошедшего времени, единственного числа.

Во всех глаголах есть суффикс  л.

Глаголы употреблены в разном роде и числе.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Самостоятельная работа учащихся с текстом стихотворения.

Чтение текста на слайде 4.

Коллективная проверка.

Учащиеся читают текст на слайде 5.

Ответы учеников.

Правильно списывают предложения, выделяют окончания глаголов, надписывают род.

Обобщают знания о глаголах прошедшего времени.

Учащиеся формулируют правило о написании окончаний глаголов в прошедшем времени.

Коллективное составление  схемы - кластера.

Самостоятельно заполняют  таблицу.

Самопроверка.

Учащиеся формулируют вывод на основе практической работы.

Отвечают на вопросы учителя на понимание правила.

Самостоятельная работа учащихся с текстом упражнения. Читают задание, планируют последовательность действий

Взаимопроверка  и взаимооценка в парах.

Выполнение задания по выбору.

Подбор подходящих по смыслу глаголов прошедшего времени.

Предложения записывают в тетрадь.

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

Подведение итогов. Рефлексия.

1.Работа с сигнальными карточками.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания глаголов

 в прошедшем времени?  

- Кто считает, что хорошо запомнил окончания глаголов в прошедшем времени? Сейчас мы это проверим.

- Я читаю вам предложение, а вы определяете род глагола и поднимаете сигнальную карточку.  

  • За низкие крыши солнце зашло.
  • Подул сильный ветер.
  • Ночь наступила.
  • Уснуло село.

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

2.Самоанализ учебной деятельности

- На доске вы видите изображение вазы. Составим букет из цветов.

Кто считает, что сегодня на уроке он был успешен, большинство заданий выполнил правильно, тот ставит в вазу красный цветок. А кому пока ещё было трудно – синий цветок.

Спасибо за урок. Вот , что желает вам правитель страны Глаголия.  Слайд (7)

Учитесь с улыбкой!

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки,

Как Я!

В добрый час!

Ответы учащихся. Обобщают полученные сведения. Делают выводы.

Самостоятельная работа с сигнальными карточками. Практическое применение полученных знаний.

Обобщение знаний.

Самоанализ качества учебно – познавательной деятельности.

Читают стихотворение на слайде.

Дополнительный материал:  сборник диктантов и самостоятельных работ, сборник стихотворений К.Ф.Рылеева

Дополнительные творческие задания: составить сообщение для учащихся другого класса на тему «Род глаголов в прошедшем времени»

М.р.

Л

Ж.р.

Ср.р.

Мн.ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол", 3 класс

Показаны методы и приемы , которые использовал учитель на уроке. Деятельность учителя, учащихся, а также УУД....

Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 3 класс.

Урок по теме: "Глагол как часть речи". Раздел: "Глагол". УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока по русскому языку «Глаголы с безударными личными окончаниями», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: урок методологической направленности.Цель урока: отработка алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.Задачи урока Дидактические:Закрепить умение определят...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы неопределенной формы" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование у обучающихся представление о глаголах в неопределенной формеЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1 П...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы-исключения" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с глаголами-исключениями.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;2. развивать умение определять с...

Технологическая карта урока по русскому языку: "Глаголы близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России"., 2 класс)

Тема урока: «Глаголы близкие и противоположные по значению»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах; ...